Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа
В конце ХХ века стали широко и на высоких уровнях обсуждаться глобальные проблемы современности:социально-экономические,экологические,демографические и гуманитарные проблемы увеличивающегося разрыва в развитии передовых стран и государств третьего мира. Глубокие научные исследования, расчеты, политические прогнозы показывают, что современное образование представляет одну из глобальных проблем цивилизации и что кризис этого образования имеет планетарный характер. По мнению ЮНЕСКО, обеспечение соответствия высшего образования требованиям современности, относится к числу неотложных задач, поскольку современная рыночная экономика нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми навыками, умеющих не только искать рабочие места для себя, но и создавать их для других.
Введение…………………………………………….………………………….…3
Основная часть:
современные тенденции развития вузовского образования...…………….5
проблемы вузовского образования в Современной России: сущность и причины……………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………..………28
Переход
российской высшей школы на рыночные
механизмы управления и деятельности
приводит к реорганизации высших
учебных заведений в бизнес- организации,
реализующие образовательный
Если рассматривать
систему высшего образования
под таким углом зрения, то основными
проблемами теории и практики управления
оказываются не проблемы цены на образовательные
услуги и количественного роста
всех показателей, а оптимальный
выбор приоритетов и
Однако конкурентные отношения все в большей степени начинают сказываться на жизнедеятельности вузов и обостряют противоречия между традиционной системой управления высшей школой и требованиями гибкого реагирования на изменения условий, между сложившейся субкультурой вузовской среды с определенной автономией ценностных ориентаций работников и необходимостью формирования рыночного мышления у преподавателей.
Все процессы изменения системы образования и, в частности, высшей школы усложняются и катализируются в условиях жёсткой конкуренции. На конкурентоспособность оказывают влияние множество факторов. Среди них особенно значимы следующие:
Каждый
из перечисленных факторов в отдельности
и прежде всего профессиональный уровень
сотрудников- преподавателей, связанный
с их компетенциями, влияют на конкурентоспособность
вуза и на тенденции развития высшей школы
в комплексной и единой системе.
2.
Проблемы вузовского
образования в
современной России:
сущность и причины
возникновения.
В ХХI веке проблемы образования как процесса и системы сохраняют свою актуальность. Состояние образования в современном мире крайне противоречиво. С одной стороны, образование стало одной из самых важных сторон человеческой деятельности, с другой- расширение сферы образования и изменение его статуса сопровождается резким обострением проблем образования. Главная черта современного образования – это его усложнение, связанное с усложнением процессов приобщения молодежи к ценностям культуры предыдущих поколений, освоения ею взрослой жизни, структурным усложнением общества в целом.
Совокупный объем научного знания возрастает в геометрической прогрессии. Благодаря научно- технической революции возник новый тип человеческих отношений, человечество сжалось в рамках информационного и технологического пространства.
Нарастают и кризисные явления в образовании, вызванные как внешними, так и внутренними причинами.
Внешние причины проявляются в констатации тех глобальных изменений в мире, которые оказывают влияние на стратегию развития всех стран, в том числе и России. Их можно выразить одной фразой- мир коренным образом изменился. Не осталось ни одной ключевой для человечества проблемы, которую можно было бы решить только в национальном масштабе. А это тем или иным образом влияет на производство общественной жизни во всех странах, в том числе и на системы образования. Приходится констатировать, что образование пока недостаточно проявляет свое отношение к судьбоносным для человечества проблемам, не ищет способы их предотвращения.
Эти тенденции характерны для всех стран, в том числе и для российской системы образования.
Характерной
чертой российского высшего
Все перечисленные
факты привели к тому, что проблема
высшего образования в нашей
стране обрела стратегическое значение,
стала предметом большой
В целях исследования данных процессов социологи ввели в оборот понятие модернизационной волны, понимая под ней определенные стадии изменений различного характера и содержания в системе высшего образования нашей страны, исходным пунктом которых можно взять 1992 год, когда в стране начались радикальные реформы либерального характера. Сегодня говорят о кризисном состоянии российской высшей школы, а ведь попыток изменить ее качественный облик за последние полтора десятка лет было немало. Такое состояние связано в основном с тем, что в эти годы процессы модернизации высшей школы существенно отставали от общих преобразований в России и мире, не соответствовали велениям времени, противоречили отечественным традициям образования.
С начала 90-х годов ХХ века высшая школа России развивалась в общем контексте социальных преобразований внутреннего и внешнего характера. Внутренние- это радикальная смена строя в стране, формирование рыночной экономики, глубокие изменения в системе ценностей. Внешние- это, прежде всего, процессы глобализации, которые ведут к становлению в мире единого образовательного пространства с высокой конкуренцией. В связи с данными преобразованиями высшая школа России не могла не изменяться. Рассматривая общую логику развития этой школы, можно выделить в изучаемых процессах ряд модернизационных волн в системе высшего образования.
Первая волна
модернизации протекала примерно в
1991-1996г.г. Это был период попыток
отрицания советской модели высшего
образования, что завершилось принятием
в 1996 году Закона РФ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании». Стал
возникать негосударственный
Вторая волна модернизации имела место в 1997-2000г.г., когда кризисные процессы в стране усугубились. Особенно после лета 1998 года, когда произошел экономический дефолт. По сути дела, в эти годы высшая школа оказалась в ситуации борьбы за физическое выживание и поиска путей самосохранения. Данное обстоятельство побуждало вузы активно наращивать внебюджетные источники финансирования путем резкого расширения набора студентов на платное обучение (в основном – на гуманитарные специальности). В результате высшее образование стало обретать непомерно массовый характер, упростилась процедура доступа к нему (прежде всего – через негосударственные вузы и их многочисленные филиалы по всей стране), возникли крупные диспропорции в структуре специальностей. Стала обостряться проблема качества образования (в том числе – и по причине резкого падения социального статуса педагогов высшей школы), увеличилась дистанция между «элитарным» и «массовым» образованием. Широкие масштабы получило так называемое теневое образование (незаконная выдача дипломов и т.д.). В связи с борьбой за выживание вузы увлеклись формальной сменой своего статуса: институты стали называть себя академиями, а академии- университетами. В итоге форма взяла верх над содержанием, создав иллюзию крупных реформаторских изменений.
Нельзя не вспомнить в этой связи неумеренно комплиментарные оценки роста негосударственного сектора в системе высшей школы, вообще частного предпринимательства в этой сфере. Дело дошло до того, что негосударственную школу поставили даже выше государственной. В ней увидели воплощение в жизнь ценностей университетской демократии, в частности, автономии и академической свободы. Негативные последствия такого курса обеспокоили общественность страны. Об этом с тревогой писали и академики Ж. И. Алфёров и В. А. Садовничий: «Серьезную угрозу российской системе образования и науке создает огромная сеть негосударственных «академий», «аттестационных комиссий», негосударственных учебных заведений, девальвирующих понятия высшего образования, ученых званий и степеней. Их деятельность приводит к тому, что люди перестают ориентироваться в качестве образовательных услуг, утрачивают объективную оценку научных достижений». [16] Даже руководители Ассоциации негосударственных учебных заведений заговорили о необходимости ужесточить процедуру лицензирования.
Третья волна
модернизации наблюдалась примерно
в 2001-2006 г.г. Это был период поиска
системных решений и
В числе других приоритетов Болонского процесса для нас важны именно его интеграционные аспекты. Именно эта сторона процесса позволяет успешнее решать большинство остальных проблем в образовании.
В сентябре 2005 года Президентом РФ были провозглашены четыре приоритетных национальных проекта, в том числе и в сфере образования. В 2006 году принята «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации».
Для третьей волны модернизации характерен также процесс диверсификации, т.е. быстрый рост разнообразия в высшей школе (например, появление вузов нового типа). Возник рынок образовательных услуг в сфере высшей школы.
Сегодня налицо признаки четвертой волны модернизации высшей школы, а именно: произошло юридическое оформление перехода на двухуровневую модель высшего образования (бакалавриат - магистратура) и ориентации государства на европейские стандарты высшего образования. Сейчас вся высшая школа России находится в ожидании нового поколения стандартов образования. Новое поколение стандартов образования свидетельствуют о том, что государство, предоставляя системе возможность свободного конкурентного развития, готово сделать это лишь при условии строгого следования Государственному стандарту. Государственный стандарт- это эталонный уровень образования, необходимый для данного общества на определенном этапе, это некий установленный директивный ценз, уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании. Государственные стандарты включают в себя федеральный и региональный компоненты. Стандарты призваны обеспечить единство образовательного пространства страны, что позволит реально контролировать уровень обученности и существенно влиять на качество образования и его дальнейшее развитие. Последовательная работа над совершенствованием стандартов способствует введению и освоению общенациональной системы тестирования. Но здесь мы сталкиваемся с противоречием, связанным с тем фактом, что появившиеся на сегодняшний день стандарты являются чрезвычайно условными и приблизительными. Работа над стандартами в ряде стран, где сегодня перешли на их использование, велась в течение десятилетий, а в нашей стране их пытаются внедрить за несколько лет. Подобная поспешность может привести к новым противоречиям в сфере образования.
В перспективе на первый план выступает проблема единообразия подходов к решению проблем образования, признания западом дипломов наших вузов как полноценных документов, дающих право на соответствующую профессиональную деятельность обладателей дипломов в разных странах мира. Поэтому российские общеобразовательные стандарты должны быть привязаны к мировым. Отсюда последует необходимая корректировка вузовских и школьных учебных программ. При этом расширение взаимодействия в функционировании образовательных систем Запада и России потребует учета того обстоятельства, что излишний прагматизм в направленности образования Европы и США плохо согласуется с российскими традициями, отдающими одно из ведущих мест общекультурной и фундаментальной подготовке. Значит представителям нашей вузовской науки придется строить работу в этом направлении таким образом, чтобы не растерять, идя навстречу западным коллегам, несомненные и существенные достижения отечественного образования. В этом процессе немалую роль будут играть соображения конкурентной борьбы, международного престижа ведущих мировых вузов и национальных образовательных систем. Поэтому, решая проблемы интеграции, необходимо в то же время сохранить тот интеллектуальный и методологический потенциал нашей системы образования, который нарабатывался веками. Мы должны брать на вооружение наш накопленный веками опыт, пренебрегать которым не имеем морального права.
Информация о работе Проблемы вузовского образования в Современной России