Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа
В конце ХХ века стали широко и на высоких уровнях обсуждаться глобальные проблемы современности:социально-экономические,экологические,демографические и гуманитарные проблемы увеличивающегося разрыва в развитии передовых стран и государств третьего мира. Глубокие научные исследования, расчеты, политические прогнозы показывают, что современное образование представляет одну из глобальных проблем цивилизации и что кризис этого образования имеет планетарный характер. По мнению ЮНЕСКО, обеспечение соответствия высшего образования требованиям современности, относится к числу неотложных задач, поскольку современная рыночная экономика нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми навыками, умеющих не только искать рабочие места для себя, но и создавать их для других.
Введение…………………………………………….………………………….…3
Основная часть:
современные тенденции развития вузовского образования...…………….5
проблемы вузовского образования в Современной России: сущность и причины……………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………..………28
В рамках представленных
модернизационных волн необходимо выделить
ряд позитивных изменений, которые
фиксируют важнейшие
Совокупность позитивных изменений, взятых в единстве, говорит о смене парадигмы в высшем образовании. Волны модернизации вызвали к жизни разнообразие моделей образования – «вариативное», «креативное», «политкультурное» и иное. В целом сегодня в высшей школе все более активно утверждается парадигма личностно ориентированного образования, которая нацелена на формирование личности как важнейшего достояния общества. Она провозглашает идею «человек для себя», означающую установку на становление и самореализацию, на образование через всю жизнь. Но надо признать, что «личностная парадигма высшего образования не сможет утвердиться сама по себе, автоматически, тем более, что сегодня она постоянно подвергается настойчивым вызовам – угрозам со стороны Рынка, о чем будет сказано ниже. В связи с этим можно сделать вывод: чтобы стать и состояться, высшее образование должно быть универсальным. В противном случае оно не сможет по-настоящему решать проблему формирования личности.
Говоря об изменениях в рамках модернизационных волн, нельзя обойти стороной и тему кризиса высшего образования. Чаще о нем стали говорить во второй половине 90-х годов, в основном – в связи с крайне слабым финансированием вузов и упадком их материальной базы. В разного рода публикациях того времени можно встретить суждения об «угрозе развала» высшей школы, о «голодном пайке» ее существования, о ее «упадке», о необходимости принятия «срочных антикризисных мер», о резком снижении качества и падении престижа высшего образования и т.п. Особую роль в подобного рода констатациях сыграл V съезд Российского союза ректоров, состоявшийся в июне 1998 года. Кризисное состояние высшей школы было признано также и на высоком государственном уровне.
Данный кризис был обусловлен рядом предпосылок и причин. В их числе, например, проявившееся в 90-е г.г. несоответствие прежнего отраслевого принципа структуры высшего образования запросам формирующейся рыночной экономики. Одной из причин кризиса стало ослабление связи вузов с региональными рынками труда. Он был порожден недостаточно контролируемым развитием негосударственного сектора высшего образования, тотальной коммерциализацией образования, отказом от отечественных традиций образования, а также спонтанностью осуществляемых изменений, отсутствием обоснованной концепции развития высшего образования на длительную перспективу. Исследователи отмечают: существенная причина кризиса – «слепой слом имеющейся системы образования» и внедрение «кавалерийскими методами» чужеродных моделей образования. [21]
Основная
причина кризиса высшей школы
состояла в несогласованности
Третья волна
модернизации вызвала широкую дискуссию
вузовской общественности по поводу
«болонского процесса», продолжавшуюся
и после того, как осенью 2007 года
Федеральное Собрание РФ окончательно
санкционировало переход высшей
школы страны на двухуровневую модель
подготовки кадров. Это связано, в
частности, с осознанием неоднозначности
последствий болонских
Вхождение в «болонский процесс» активизировало полемику о том, что есть высшее образование: социальное благо или же рыночная услуга? Этот вопрос, на первый взгляд кажущийся теоретическим, имеет большое практическое значение. Это – вопрос о том, общество или рынок вправе предъявлять требования к высшему образованию и, соответственно, моделировать его структуру и содержание. Общество и рынок существенно различаются в своих интересах относительно модели построения образования. Рынок преследует свои узкие интересы, и потому он непостоянен, склонен к частой смене целей, навязывает излишний прогматизм в образовании. А вот общество не имеет права быть таким. Его коренной интерес – в постоянном воспроизводстве личности как первейшем условии своего существования. Формируя личность, общество тем самым обеспечивает свое будущее. К тому же в образовании оно видит путь к гармонизации отношений внутри себя, поскольку образование – один из основных путей к социальному равенству, к стабильности в обществе. Поэтому многие политики уделяют большое внимание именно проблемам образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» речь идет, в частности, о том, что сегодня основная цель профессионального образования – подготовка работника, «свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности», готового к «постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности». По сути дела в данном документе обозначен универсализм как принцип образования, исходящий от общества. Что же касается рынка, то в силу специализации экономической среды он нуждается в другом – в работнике, который знает и умеет, т.е. обладает компетенциями. Более того, рыночная ориентация рождает в личности те ее качества, которые по мнению ученых трудно назвать высокими. В связи с этим возникает естественное противоречие между универсализмом образования и рыночной экономикой: первый требует всесторонности, многогранности формирующейся личности, вторая – ее специализация, ограничения в конкретной области деятельности. Первый формирует человека, а вторая – человека одномерного. Каков же путь разрешения данного противоречия?
Здесь уместно
обратиться к той позиции, которую
декларируют международные
Модернизация актуализировала вопрос о миссии Университета – о его месте и роли в современном высшем образовании, в обществе вообще. В периодике идут активные дискуссии, суть которых вот в чем: исчезает ли университет как социальный институт или же он остается, порождая новые формы своего существования. Сегодня часто говорят о кризисе университетского мира, об ослаблении оснований существования университета как такового, о соответствующих миссиях университета в современном обществе.
Проблема
сохранения сущности университета актуальна
сегодня в том числе и в
связи с диверсификацией
При решении этой проблемы надо исходить из того, что университет – это социальный институт, задачей которого является производство и воспроизводство универсальной личности. По определению своему университет не должен быть специализированным, узкоотраслевым. Несмотря на неуклонный рост многообразия в высшей школе он призван сохранять и развивать свои основные роли как конкретные проявления единой сущности. Можно выделить ряд важнейших миссий университета, призванных определять и наполнять содержание его деятельности.
Первая: университет – это способ обретения высшего образования эталонного качества по конкретным направлениям науки и практики.
Вторая: университет – это среда, в рамках которой имеет место активное развитие науки, фундаментальной и прикладной.
Третья: университет
– это пространство культуры как
системы ценностей высокого уровня
и значения. Об университете классического
типа можно говорить тогда, когда
эти функции (образование – наука
– культура) не только есть в наличии,
но и взаимосвязаны, рождая в итоге
некое новое качество – основную миссию
университета, которая является интегративной.
Основная миссия современного университета
– это формирование личности через образование,
науку и культуру. Данная задача –
непреходящая для общества, и она не может
быть снята с повестки дня никогда, тем
более – в условиях стремительного перехода
к образованному обществу. При таком подходе
университет выступает в качестве социального
института, призванного обеспечивать
производство универсальной личности
как основного достояния общества и тем
самым выражать глубинные запросы общества,
неизменные для любого исторического
времени и не зависящие от преходящих
запросов Рынка. В связи с таким подходом
ведущую роль в системе высшего образования
должны играть университеты классического
типа, менее всего связанные с решением
задач отраслевого характера (в отличие
от явно специализированных, профильных
университетов). Время многое расставляет
по своим местам, но и сами университеты
должны активнее осваивать свою исторически
сложившуюся нишу в образовательном пространстве
общества. Университетское строительство
продолжается уже более двух с половиной
веков, не прерываясь даже на время революционных
и военных катастроф. И русские университеты,
обеспечив невиданный научно-технический
и культурный прогресс России, вывели
ее в число ведущих университетских держав
мира и внесли весомый вклад в сокровищницу
мировой цивилизации. Такой успех русских
университетов, естественно, явился не
сам по себе, он пришел благодаря неустанному
поиску правильных путей и титаническому
труду поколений подвижников русского
образования.
Заключение.
Новые общественные
потребности требуют изменения
системы отечественного вузовского
образования. Современный этап развития
отечественного высшего образования
предполагает качественное изменение
подходов к определению его содержания,
а также форм организации учебно-
познавательной деятельности студентов.
Это связано с формированием
новой парадигмы высшего
Важнейшим фактором сегодня становится способность и тех, кто обучает, и тех, кто учится, разбираться в жизненных и профессиональных ситуациях, своевременно реагировать на социально- экономические изменения, уметь мыслить нестандартно, стремиться к постоянному обновлению знаний, к личностному развитию.
Изменившаяся культурная, политическая и социально- экономическая реальность нуждается в расстановке новых акцентов в образовательной политике, отчетливо ориентированных на общественно признаваемые ценности и актуальные проблемы в сфере высшего образования.
Анализ модернизации российской высшей школы в постсоветский период позволяет сделать вывод о том, что со стороны государства должна иметь место такая политика в сфере образования, которая исходит из признания ведущей роли человеческого потенциала в жизни современного общества. Сегодня мыслить об образовании означает мыслить политически. Вопрос о наличии такой политики- это вопрос о постоянном присутствии государства в сфере высшего образования и его системном подходе к решению проблем высшей школы, реализуемом в русле приоритетного и ответственного отношения к данному сектору образовательного пространства общества, а также о достижении разумного баланса между государственным регулированием и автономией высших учебных заведений, управлением вузами их финансированием.
Социальная
практика последних лет доказала,
что для населения нашей страны
в силу российского менталитета
образование было и остается одной
из высших ценностей. Система образования,
включая высшее, оказалась, как показывает
практика, единственным социальным институтом,
который не только проявил устойчивость
к разрушительным воздействиям общесистемного
кризиса, но по некоторым важным направлениям
продолжал развиваться. В системе образования
заложен такой ресурс, который обеспечивает
не только её самосохранение, но и поддерживает
стабильность общества в целом.
Список
использованной литературы.
Информация о работе Проблемы вузовского образования в Современной России