Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:05, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение проблем молодежной безработицы в России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: • рассмотреть Российский рынок труда; • исследовать современное состояние молодежной безработицы в России; • изучить причины, вызывающие молодежную безработицу; • предложить пути решения проблемы молодежной безработицы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5 1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 5 1.2 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 6 2. РЫНОК ТРУДА И МОЛОДЁЖЬ 10 2.1 МОЛОДЁЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА 10 2.2 ПОДГОТОВКА МОЛОДЁЖИ К ВЫХОДУ НА РЫНОК ТРУДА 12 3. МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 15 3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЁЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ 15 3.2 АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ПО ДАННЫМ СТАТИСТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ РОССИИ 18 3.2.1 УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ 21 4. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23 4.1 РОЛЬ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ МОЛОДЁЖИ 23 4.2 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В-пятых, на молодежном рынке
труда создалась чрезвычайно сложная
ситуация с женской занятостью: традиционно
среди выпускников учебных заведений,
особенно вузов, женщины составляют значительную
долю, при этом работодатели отдают явное
предпочтение при приеме на работу мужчинам.
Складывающийся рынок труда
предполагает выявление приоритетных
профессий и специальностей на определенный
момент. В связи с этим возникли теоретические
и прикладные задачи по количественному
и качественному сопоставлению востребуемых
рынком труда профессий и специальностей,
по которым ведется подготовка специалистов
в учебных заведениях. [6, с.44-60 ]
2.2 Подготовка молодёжи к выходу на рынок
труда
Рыночная трансформация экономики
приводит к изменению положения личности
в сфере занятости. Личность становится
субъектом рыночных отношений, осуществляет
самостоятельный профессиональный и экономический
выбор, несет ответственность за его последствия
в виде: размеров заработной платы, условий
труда, возможностей для развития своих
способностей и профессиональной карьеры.
[15, С.56]
На основе комплексного
исследования центром занятости
были выявлены проблемы занятости молодежи:
-диспропорциональность
на молодежном сегменте рынка труда;
-причины незанятости безработной
молодежи;
-конкурентоспособность
основных потоков учащейся молодежи
(учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных
центров и детских домов, учащиеся
ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном
выходе на рынок труда с
точки зрения профессионально-квалификационной
подготовки, ценностных ориентаций в сфере
труда и социально-психологической ориентации
на рынке труда города;
-факторы успешной профессиональной
карьеры;
-проблема координации
деятельности социальных институтов,
решающих задачи профессионального
самоопределения и занятости
молодежи,
-несоответствие действующей
в городе системы психолого-профориетационной
работы новым экономическим реалиям и
другие особенности молодежного сегмента
рынка труда.
Как показало исследование,
молодежь не получает знаний
о современном рынке труда, о
правилах поведения на рынке
труда, слагаемых построения успешной
профессиональной карьеры о своих
правах и обязанностях в сфере трудовых
отношений. Молодежь не готова конкурировать
и быть субъектом на рынке труда. [4, с.
23-25]
При первичном выходе
на рынок труда у молодежи
преобладают идеалистические представления
о будущей профессии, трудовой
и профессиональной карьере, которые
с первых шагов на рынке
труда разрушаются и приводят
к возникновению сложных социально-
психических состояний (тревога; состояние
депрессии, влияющее на коммуникативную
сферу и сопровождаемое ощущением безысходности,
комплексом вины ) в условиях невозможности
трудоустройства. Столкновение с трудовой
реальностью приводит к переориентации
либо деградации трудовых ценностей. Таким
образом, безработица негативно влияет
на социально-психологическое развитие
молодых людей и часто приводит к исчезновению
взгляда на труд как средство личной самореализации,
а сам процесс нормальной социализации
оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение
молодежи на рынке труда определяется
и деятельностью образовательных
учреждений города, которые через
процесс подготовки и воспитания
задают профессионально-квалификационный
уровень подготовки своих выпускников,
формируют ценностные ориентации
на труд, модель поведения на
рынке труда и в сфере трудовых
отношений. [6, с.56-57]
В настоящее время
в системе непрерывного образования
молодежи отсутствует целенаправленная,
систематическая психолого-профориентационная
работа, которая должна содействовать
личности в профессиональном самоопределении
с учетом не только потребностей и возможностей,
но и с учетом ситуации на рынке труда;
отсутствует система комплексного взаимодействия
социальных институтов, призванных решать
задачи профессионального самоопределения
и занятости; отсутствует подготовка специалистов
для оказания качественных психолого-профориентационных
услуг молодежи с учетом специфики образовательного
учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты,
профессиональные учебные заведения разного
уровня подготовки).
В современных социально-экономических
условиях рациональный путь решения
проблемы подготовки специалистов
в области профессиональной ориентации
- это подготовка данных специалистов
из числа безработных граждан,
имеющих высшее образование, но
чьи профессии устарели или
существует избыток данных профессий
на рынке труда города, района.
[13, С.127]
3. Молодёжная
безработица в россии
3.1 Характеристика молодёжной безработицы
Несмотря на то, что молодежь
является наиболее перспективным социально
- демографическим ресурсом, в российской
экономической науке отсутствует четкое
определение этого понятия. В отечественных
социологических исследованиях и практике
работы административных органов к молодому
возрасту обычно относят промежуток от
14 до 29 лет.
Массовая безработица среди
молодежи, в силу специфики, не устоявшейся
еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных
специалистов, юношеского максимализма
и реактивности, является большой проблемой
для страны. Молодые специалисты - это
гордость и надежда любого развитого государства,
а если эта "надежда" не имеет соответствующей
социальной защищенности, "непристроенность"
молодежи превращается в одну из наиболее
значимых угроз экономической безопасности
и социальной стабильности страны.[2, С.45]
Безработица среди
молодежи имеет свои специфические черты
- по продолжительности она значительно
короче, чем у представителей более старших
возрастов, однако значительно выше по
частоте; наиболее распространена так
называемая "поисковая" (или "фрикционная")
безработица1.[16, С. 30]
Если фрикционная безработица
среди молодежи является естественным,
а зачастую и полезным для ее самоопределения
явлением, то усиление структурной и циклической
безработицы отражается на ней самым негативным
образом. В период экономического спада
работодатели в первую очередь освобождаются
от наименее конкурентоспособных работников,
к которым относятся молодые люди, не имеющие
трудового стажа и профессионального
опыта. Они пополняют ряды безработных.
В результате уровень молодежной безработицы
в несколько раз превышает аналогичный
показатель по более старшим категориям
рабочей силы.
Если кризисные периоды затягиваются,
молодежная безработица приобретает хроническую
форму: снижается интенсивность поиска
рабочих мест, теряется полученная квалификация.
Велика вероятность, что молодые люди
останутся безработными и в посткризисный
период. [8, с. 23-25]
По данным ГСЗН2, продолжительность безработицы
молодых россиян растет: поиски работы
занимают в среднем до восьми месяцев.
По мнению специалистов, незанятость молодежи,
длящаяся более полугода, ведет не только
к утрате трудовых навыков и деквалификации,
но и к появлению неуверенности в себе,
депрессии. Общая картина молодежной безработицы
осложняется наличием скрытой, не учитываемой
безработицы, которая, по оценкам экспертов,
превышает официальную в 5-7 раз. Специалисты
утверждают, что молодежь обращается за
помощью в центры занятости только в крайних
случаях. Чаще всего молодые люди прибегают
к самостоятельному поиску работы (помощь
знакомых, СМИ, обращения в кадровые агентства).
Прогнозируется, что безработица будет
продолжать "омолаживаться".
В процессе реформ, вместе с
отказом от принципа всеобщей занятости,
было упразднено большинство мер по адресной
поддержке молодежи. Государство вообще
отказалось от проведения политики занятости,
ограничив свои функции в этой области
политикой на рынке труда. "Основные
направления государственной молодежной
политики в Российской Федерации", утвержденные
постановлением ВС РФ № 5090-1 еще в 1993 г.,
декларировали обеспечение гарантий в
сфере труда и занятости молодежи. Официально
этот документ имеет силу и по сей день,
предлагая эффективные механизмы реализации
права молодых людей на труд. Однако он
действуют лишь на бумаге, как и множество
других целевых программ по содействию
занятости молодежи, разработанных на
всех уровнях власти за прошедшие 15 лет.
В них правильно анализируются жизненные
условия и социальные проблемы молодежи,
ее ценностные ориентации, интересы и
потребности, но никаких реальных мер
по ее поддержке не предпринимается. [17,
с.40-45]
Существует прямая связь между
молодежной безработицей и преступностью,
пристрастием к наркотикам, алкоголизмом,
которые приняли невиданный размах в среде
молодых3. Высокий уровень безработицы
приводит к озлоблению молодежи, отчуждению
от общества значительной ее части, социальным
волнениям и внутренним конфликтам, а
так же сокращается уровень продолжительности
жизни, увеличивается смертность - все
это способствует естественному вырождению
нации. По экспертным оценкам, в настоящее
время в стране более половины всех правонарушений
совершается молодыми гражданами. На территории
страны действует более 300 крупных преступных
синдикатов и 1000 молодежных преступных
банд.
Так же безработица среди молодого
населения ведет к углублению бедности
и обнищанию бюджетов молодых семей (как
следствие - увеличение разводов, абортов,
снижение рождаемости, увеличение числа
беспризорных и брошенных детей, детей-сирот,
детей-инвалидов) и снижению социальной
защищенности и неадекватная оценка молодежного
труда способствует падению национального
патриотизма, приводит к оттоку молодых
специалистов в развитые капиталистические
страны, прививает интерес к поиску альтернативных
форм заработка в сфере неформальной экономики
и теневого бизнеса, подрывает интерес
к образованию.
Проблема эффективной занятости
молодежи требует комплексного решения,
выработка которого возможна лишь при
взаимодействии федеральных структур
и местных органов, руководства предприятий
и учебных заведений. [5, С.19]
3.2 Анализ безработицы среди молодежи
по данным статистических органов России
Данные официальной статистики
не позволяют адекватно оценить масштабы
занятости молодежи в секторах экономики.
Работодатели подчас игнорируют правовые
нормы, регулирующие наем, увольнение,
продолжительность рабочего дня и прочие
льготы, предоставляемые в госсекторе.
В некоторых случаях отношения занятости
в целях ухода от налогов и социальных
отчислений не оформляются юридически
и нигде не регистрируются, что приводит
к грубым нарушениям трудовых норм.
За время мирового глобального
кризиса — с 2007 по 2009 г. — доля безработных
среди молодежи в мире выросла с 11,9% до
13%. То есть в конце 2009 г. из 620 млн экономически
активной молодежи в возрасте от 15 до 24
лет 81 млн человек не имели работы, и это
самый высокий показатель молодежной
безработицы за все время проведения оценок,
отмечают исследователи Международной
организации труда (МОТ) в своем докладе
«Глобальные тенденции молодежной занятости
в 2010 году» . [2, С.45]
В 2010 году удельный вес молодёжи
в возрасте от 15 до 29 лет (чуть более трети
трудоспособного населения страны) составил
42,4% от общего количества безработных.
Среди них доля молодёжи до 20лет – 6,2%;
20 – 29 лет – 36,2%. При этом каждый шестой
молодой безработный – выпускник учебного
заведения. [5, С.19]
Поскольку скрытые формы безработицы
службами занятости не учитываются, можно
предположить, что официальные показатели
молодежной безработицы сильно занижены
- далеко не все молодые люди в поисках
работы обращаются в службы занятости.
Причин здесь довольно много. Одни не хотят
прибегать к помощи службы из-за мизерности
пособия, другие – из-за незнания как своих
прав, так и возможностей служб занятости.
Иногда причиной является большая удаленность
служб от мест проживания безработных.
По мнению многих, унизителен сам статус
безработного. В результате молодые люди
предпочитают трудоустраиваться самостоятельно,
обходя регистрацию. Специалисты Института
молодежи (Москва) считают, что доля безработной
молодежи в официальной статистике занижена
как минимум на 20%. Таким образом, по удельному
весу молодежи среди безработных России
приближается к мировым стандартам, однако
в плане решения проблем молодежной безработицы
далеко отстает от них.
Обследования показали, что
чем моложе безработные, тем короче у них
продолжительность безработицы. Показатель
средней продолжительности безработицы
у молодежи в возрасте до 18 лет ниже соответствующего
показателя среди безработных от 18 до
24 лет (табл. 1).
Таблица 1 - Продолжительность
безработицы среди молодежи в возрасте
от 16 до 25 лет (в %)
Продолжительность безработицы
До 18 лет
От 18 до 25 лет
До 1 месяца
6,3
8,1
От 1 до 3 месяцев
29,8
27,4
От 3 до 6 месяцев
28,8
29,4
От 6 месяцев до года
34,0
28,9
Более года
1,0
6,3
Средняя продолжительность
безработицы
5,0
5,3
Как в первой, так и во второй
группе продолжительность безработицы
значительно меньше, чем средняя продолжительность
безработицы. Таким образом, характеристики
молодежной безработицы в России в целом
сходны с ее характеристиками в других
странах, но не исключено, что в ближайшее
время (учитывая критическое экономическое
положение страны и демографическую ситуацию
на молодежном рынке труда) может наметиться
тенденция к увеличению ее длительности.
[12, С.281]
Рассмотрим безработицу молодёжи
на основе проведения анкетного опроса.
При помощи проведения анкетного
опроса в качестве причин безработицы
указаны следующие причины:
- были уволены по различным причинам - 16%;
- не трудоустроились после окончания учебного заведения - 84%.
С целью поиска работы, из числа
всех опрошенных:
- обращались в службу занятости - 8% всех опрошенных;
- самостоятельно искали работу - 62%%;
- обращались за содействием к своим родственникам, знакомым и так далее - 10%;
- обращались на объявления о найме на работу -14
%;