Проблемы молодёжной безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблем молодежной безработицы в России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть Российский рынок труда;
• исследовать современное состояние молодежной безработицы в России;
• изучить причины, вызывающие молодежную безработицу;
• предложить пути решения проблемы молодежной безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.2 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 6
2. РЫНОК ТРУДА И МОЛОДЁЖЬ 10
2.1 МОЛОДЁЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА 10
2.2 ПОДГОТОВКА МОЛОДЁЖИ К ВЫХОДУ НА РЫНОК ТРУДА 12
3. МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 15
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЁЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ 15
3.2 АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ПО ДАННЫМ СТАТИСТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ РОССИИ 18
3.2.1 УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ 21
4. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23
4.1 РОЛЬ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ МОЛОДЁЖИ 23
4.2 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы молодёжной безработицы в России.docx

— 83.97 Кб (Скачать файл)

42% от числа всех опрошенных  указали на то, что им приходилось  отказываться от предлагаемого  рабочего места, 58% - не отказывались. Из числа тех, кто отказался  от предлагаемой работы, указали  следующие причины :

      • - низкая зарплата - 74%;
      • - не устраивают условия труда - 11%;
      • - предлагаемая работа не по специальности - 11%;
      • -другие причины- 5%. [8, с.23-25]

Причины отказов работодателей в приеме на работу молодого специалиста можно наблюдать в таблице (табл.2).

Таблица 2 - Причины отказов работодателей в приеме на работу

Молодежь, %

Рейтинг

Причины

6,25 

3

Недостаточный уровень образования, квалификации

50

1

Недостаточный опыт работы

6,25

4

Отсутствие необходимых для работы умений и навыков

18,75

2

Молодой возраст

6,5

5

Мои требования к зарплате

12,51

6

Неумение правильно вести себя в беседе с работодателем


 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных все-таки предпочитает искать работу с высокой оплатой. Большинство респондентов совершенно справедливо полагают, что для хорошего трудоустройства им необходимо иметь хорошую специальность и квалификацию, а так же высшее образование.

Анализ предпочтений работодателей в приеме на работу говорит о том, что у большинства из них еще не сложились верные представления о преимуществах молодежи с современным профессиональным образованием в рыночной экономике. Эти представления следует формировать в процессе их сотрудничества, развития социального партнерства с заинтересованными субъектами рынка труда: образовательными учреждениями, службой занятости, молодежными и профсоюзными организациями и т.п.

3.2.1 Уровень безработицы среди  городской и сельской молодёжи

Среди городской молодёжи в возрасте 15 – 19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 38,4% и 34,6%). В возрастной группе  20 – 24 года ситуация иная – уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского  (соответственно 22,3% и 15,6%). В среднем среди молодёжи в возрасте 15 – 24 года уровень безработицы составил 19,8% в том числе среди городского – 18%, среди сельского населения – 24,2%. Надо отметить, что ситуация с безработицей среди молодёжи не улучшается, а в возрастной группе 15 – 19 лет – ухудшилась.

В феврале 2009г. увеличение уровня безработицы было зафиксировано как среди городского (в 1,4 раза к февралю 2008г.), так и среди сельского населения (в 1,2раза). При этом преимущественный рост отмечался среди молодёжи в возрасте 25 – 29 лет (в 1,9раз) и сельской молодёжи в возрасте 20 – 24 года (в 1,4раза). [16, С.30]

В марте 2010г. при снижении по сравнению с февралём 2009г. уровня безработицы в целом (как среди городского, так и сельского населения) продолжает увеличиваться уровень безработицы среди городской молодёжи в возрасте 15 – 19 лет и 20 – 24 года, сельской молодёжи в возрасте 15 - 19 лет, 25 – 29 лет. Наиболее значительным был рост уровня безработицы среди сельской молодёжи в возрасте 15 – 19 лет – в 1,3 раза (рис. 1).

Рисунок 1 - Уровень безработицы среди городского и сельского населения в марте 2010г., % от экономически активного населения

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы трудоустройства молодёжи и пути их решения

4.1 Роль службы занятости населения в трудоустройстве молодёжи

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно - самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.[18, С.28]

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель - управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:

  • тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
  • предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
  • государству.

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

    • оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
    • организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
    • предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
    • оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных. [14, С.26]

Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:

    • регистрация безработных;
    • регистрация вакантных мест; - трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
    • изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
    • тестирование лиц, желающих получить работу;
    • профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
    • выплата пособий зарегистрированным безработным [18, С.30].

Деятельность государственных служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.

С целью смягчения последствий невостребованности выпускников служба занятости решает вопросы трудоустройства молодежи в рамках различных программ. Однако из-за отсутствия финансирования данное направление работы осуществляется в незначительных объемах, что реально не может повлиять на сложившуюся ситуацию. [16, с.30-31]

 

Чтобы трудоустройство молодых людей было успешным и долгосрочным, работа по их профориентации должна осуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может и должна вносить в нее свой весомый вклад.

4.2 пути решения проблемы молодёжной безработицы

Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.[10, С.135]

Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду. Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда. Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.[7, С. 18]

В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.

В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях.

Существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором учебные заведения будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию.[17, С.45]

Молодым специалистам предлагается ряд эффективных методов поиска работы:

1)Рассылка резюме потенциальным работодателям.

2)Объявление в СМИ или  обращение по объявлениям фирм-работодателей.

3)Участие в ярмарках  вакансий.

4)Обращение в службы  занятости.

5)Использование рекомендаций родственников и знакомых.

6)Рассылка резюме потенциальным  работодателям. [18, C.33]

 

заключение

Можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив её, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

 Безработица – явление, присущее всем странам мира, Россия  не является исключением.

Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. [15, С56]

В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста. В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике. [7, с. 16-17]

На уровне регионов, в целом, складывается система социальных служб по работе с молодежью. Однако следует отметить, что это лишь контуры, зачатки того огромного механизма, который должен оказывать социальную помощь молодежи.

Главными причинами роста безработицы среди молодежи являются следующие факторы:

1. Структурные несоответствия  профиля выпускников потребностям  рынка труда, отсутствие научного  прогноза в востребованности  кадров.

2. Несоответствие уровня  квалификации выпускников требованиям  работодателей.

3. Снижение практических  навыков по полученной профессии  у молодых специалистов.

 4. Низкая зарплата у молодых специалистов.

5. Нежелание и отсутствие  возможности обучения молодых  специалистов на производстве, нескрываемое  игнорирование работодателями социальных  прав молодых специалистов.

Информация о работе Проблемы молодёжной безработицы в России