Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 18:05, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение проблем молодежной безработицы в России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: • рассмотреть Российский рынок труда; • исследовать современное состояние молодежной безработицы в России; • изучить причины, вызывающие молодежную безработицу; • предложить пути решения проблемы молодежной безработицы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5 1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 5 1.2 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 6 2. РЫНОК ТРУДА И МОЛОДЁЖЬ 10 2.1 МОЛОДЁЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА 10 2.2 ПОДГОТОВКА МОЛОДЁЖИ К ВЫХОДУ НА РЫНОК ТРУДА 12 3. МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 15 3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЁЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ 15 3.2 АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ПО ДАННЫМ СТАТИСТИЧЕСКИХ ОРГАНОВ РОССИИ 18 3.2.1 УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ 21 4. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЁЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23 4.1 РОЛЬ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ МОЛОДЁЖИ 23 4.2 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЁЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
42% от числа всех опрошенных
указали на то, что им приходилось
отказываться от предлагаемого
рабочего места, 58% - не отказывались.
Из числа тех, кто отказался
от предлагаемой работы, указали
следующие причины :
- низкая зарплата - 74%;
- не устраивают условия труда - 11%;
- предлагаемая работа не по специальности - 11%;
-другие причины- 5%. [8, с.23-25]
Причины отказов работодателей
в приеме на работу молодого специалиста
можно наблюдать в таблице (табл.2).
Таблица 2 - Причины отказов
работодателей в приеме на работу
Молодежь, %
Рейтинг
Причины
6,25
3
Недостаточный уровень образования,
квалификации
50
1
Недостаточный опыт работы
6,25
4
Отсутствие необходимых для
работы умений и навыков
18,75
2
Молодой возраст
6,5
5
Мои требования к зарплате
12,51
6
Неумение правильно вести себя
в беседе с работодателем
Таким образом, можно сделать
вывод, что большинство опрошенных все-таки
предпочитает искать работу с высокой
оплатой. Большинство респондентов совершенно
справедливо полагают, что для хорошего
трудоустройства им необходимо иметь
хорошую специальность и квалификацию,
а так же высшее образование.
Анализ предпочтений работодателей
в приеме на работу говорит о том, что у
большинства из них еще не сложились верные
представления о преимуществах молодежи
с современным профессиональным образованием
в рыночной экономике. Эти представления
следует формировать в процессе их сотрудничества,
развития социального партнерства с заинтересованными
субъектами рынка труда: образовательными
учреждениями, службой занятости, молодежными
и профсоюзными организациями и т.п.
3.2.1 Уровень безработицы среди
городской и сельской молодёжи
Среди городской молодёжи в
возрасте 15 – 19 лет уровень безработицы
выше, чем среди сельской (соответственно
38,4% и 34,6%). В возрастной группе 20 – 24
года ситуация иная – уровень безработицы
среди сельского населения в 1,4 раза выше,
чем среди городского (соответственно
22,3% и 15,6%). В среднем среди молодёжи в возрасте
15 – 24 года уровень безработицы составил
19,8% в том числе среди городского – 18%,
среди сельского населения – 24,2%. Надо
отметить, что ситуация с безработицей
среди молодёжи не улучшается, а в возрастной
группе 15 – 19 лет – ухудшилась.
В феврале 2009г. увеличение уровня
безработицы было зафиксировано как среди
городского (в 1,4 раза к февралю 2008г.), так
и среди сельского населения (в 1,2раза).
При этом преимущественный рост отмечался
среди молодёжи в возрасте 25 – 29 лет (в
1,9раз) и сельской молодёжи в возрасте
20 – 24 года (в 1,4раза). [16, С.30]
В марте 2010г. при снижении по
сравнению с февралём 2009г. уровня безработицы
в целом (как среди городского, так и сельского
населения) продолжает увеличиваться
уровень безработицы среди городской
молодёжи в возрасте 15 – 19 лет и 20 – 24 года,
сельской молодёжи в возрасте 15 - 19 лет,
25 – 29 лет. Наиболее значительным был рост
уровня безработицы среди сельской молодёжи
в возрасте 15 – 19 лет – в 1,3 раза (рис. 1).
Рисунок 1 - Уровень безработицы
среди городского и сельского населения
в марте 2010г., % от экономически активного
населения
4. Проблемы трудоустройства
молодёжи и пути их решения
4.1 Роль службы
занятости населения в трудоустройстве
молодёжи
Федеральная служба занятости
России была создана в 1991 г. в соответствии
с Законом РФ «О занятости населения в
Российской Федерации» в качестве организационно
- самостоятельной службы на территории
России. Ее региональные представительства
являются структурными подразделениями
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления.[18, С.28]
Служба занятости играет в стране
ту же роль, что отдел кадров на крупном
предприятии, поскольку ее цель - управление
занятостью, но в масштабах государства.
Эти службы помогают:
тем, кто ищет работу или хочет
пройти профессиональную переподготовку;
предприятиям, желающим идти
в ногу с экономическим и технологическим
развитием и расширяющим производство;
государству.
Сегодня деятельность служб
занятости весьма многообразна. Государство
возложило на них следующие основные задачи:
оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
организовывать рынок труда
таким образом: чтобы вакансии заполнялись
наиболее квалифицированными работниками;
чтобы текущий и перспективный спрос на
лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
предлагать и осуществлять
меры по созданию новых рабочих мест;
оказывать населению консультации
по профессиональной ориентации, предоставлять
ему необходимую статистическую информацию
и другие посреднические услуги, направленные
на скорейшее трудоустройство безработных. [14, С.26]
Основными направлениями деятельности
государственных служб занятости являются:
регистрация безработных;
регистрация вакантных мест; - трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
изучение конъюнктуры рынка
труда и предоставление информации о ней;
тестирование лиц, желающих
получить работу;
профессиональная ориентация
и переподготовка безработных;
Деятельность государственных
служб занятости обеспечивает активное
взаимодействие безработных граждан,
работодателей, закрепленное и защищенное
правовыми нормами, а так же обеспечивает
социальную поддержку социально-уязвимым
слоям населения. Это достигается следующими
направлениями деятельности: использование
компьютерных банков вакансий, содействие
в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное
консультирование, направление на профессиональную
переподготовку, повышение квалификации,
создание дополнительных рабочих мест
для инвалидов, молодежи, то есть активное
проведение государственной политики
занятости населения.
С целью смягчения последствий
невостребованности выпускников служба
занятости решает вопросы трудоустройства
молодежи в рамках различных программ.
Однако из-за отсутствия финансирования
данное направление работы осуществляется
в незначительных объемах, что реально
не может повлиять на сложившуюся ситуацию.
[16, с.30-31]
Чтобы трудоустройство молодых
людей было успешным и долгосрочным, работа
по их профориентации должна осуществляться
совместно профконсультантами службы
занятости, представителями образовательных
учреждений и работодателями. Каждая из
этих трех сторон может и должна вносить
в нее свой весомый вклад.
4.2 пути решения проблемы молодёжной
безработицы
Сегодня работа для студента
- получение практического профессионального
опыта, новых знаний и ускоряющих процесс
их профессионального становления и последующего
трудоустройства; ознакомление с условиями
работы в различных организациях, что
помогает студентам формироваться как
работникам, выбирать место постоянной
работы после окончания учебы, заинтересовать
собой работодателя. Для значительной
части студентов работа - возможность
самостоятельно зарабатывать деньги.[10,
С.135]
Молодые люди зачастую не имеют
активной позиции в поиске работы, а соответственно
не используют многие из существующих
возможностей нахождения работы. В немалой
степени это связано с нежеланием попадать
в некомфортные и жесткие ситуации рынка
труда.
Для решения этой проблемы предложено,
прежде всего, раннее привлечение подростков
к труду. Другим важным моментом является
необходимость наличия у выпускников
вузов высокого уровня самоорганизации
с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность
соответственно встречать и преодолевать
трудности, связанные с не комфортностью
предлагаемого труда. Кроме того, для российского
общества актуальной является работа
по включению в общественном сознании
механизма активного поиска работы. Эта
работа состоит, прежде всего, в информировании
молодежи о принципах и технологиях поиска.[7,
С. 18]
В настоящее время население
крайне неудовлетворительно информировано
о возможностях поиска работы. При этом
играют роль как уже упоминавшаяся пассивная
позиция в поиске работы, так и определенного
рода предрассудки, неверная интерпретация
ищущими работу гражданами своего положения
как неудачника и просителя. Кроме того,
оказалось, что информационных каналов
о спросе на рынке труда явно недостаточно.
В связи с этим необходимой
представляется работа по широкому и доступному
информированию населения о существующих
на рынке вакансиях.
Существует несоответствие
между тем, какие специальности на конкретный
момент требуются на рынке труда, и тем,
специалистов каких специальностей выпускают
вузы. В данном случае речь идет о том,
что рынок труда в настоящее время даже
приблизительно сложно прогнозировать
на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая
ситуация в обществе нестабильна. Приобретая,
казалось бы, престижную специальность,
выпускник рискует оказаться невостребованным
по окончании вуза в связи с резко изменившимся
рейтингом престижных специальностей.
В данном случае наиболее важным
представляется наличие у выпускников
навыков, позволяющих быстро адаптироваться
к изменившейся ситуации. Эти навыки должны
воспитываться в процессе социализации
личности, как в семье, так и во время обучения
специальности.
Кроме того, возможно налаживание
механизма, при котором учебные заведения
будут заключать с предприятиями прямые
договора на обучение специалистов требуемых
специальностей.
Создание информационных систем,
позволяющих учитывать спектр вакансий,
анализировать их и прогнозировать ситуацию
на рынке труда тоже улучшит ситуацию.[17,
С.45]
Молодым специалистам предлагается
ряд эффективных методов поиска работы:
1)Рассылка резюме потенциальным
работодателям.
2)Объявление в СМИ или
обращение по объявлениям фирм-работодателей.
3)Участие в ярмарках
вакансий.
4)Обращение в службы
занятости.
5)Использование рекомендаций
родственников и знакомых.
Можно утверждать, что проблема
безработицы является одним из ключевых
вопросов в рыночной экономике, и, не решив
её, невозможно наладить эффективную экономическую
деятельность.
Безработица – явление,
присущее всем странам мира, Россия
не является исключением.
Несмотря на разные причины
возникновения, безработица является
естественным сопровождением экономического
развития в условиях конкуренции. Наличие
безработицы является неизбежным, и, более
того, необходимым для эффективного развития
экономики государства. Безработица влечет
за собой ряд положительных и негативных
последствий, выступая и как фактор повышения
эффективности труда, и, как фактор снижения
уровня жизни населения. Показатель безработицы
является одним из ключевых показателей
для определения общего состояния экономики,
уровня жизни населения, а также для оценки
эффективности экономической деятельности
государства. При неполном использовании
имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая
система работает, не достигая границ
своих производственных возможностей.
[15, С56]
В настоящее время в Российской
Федерации государством не создано необходимых
условий, обеспечивающих реализацию права
молодых граждан на труд. Рост безработицы
среди молодежи ведет не только к экономическим
потерям для молодого поколения, для личности
и семьи молодого гражданина. Снижается
научно-технический и профессиональный
потенциал предприятий, подрываются основы
для будущего экономического роста. В
молодежной политике на уровне Федерации
до сих пор не действует современная, гибкая
нормативная база. Это касается, прежде
всего, федерального закона о государственной
молодежной политике, а также бюджетно-финансовых
механизмов взаимодействия центра и регионов
в рамках программно-целевого подхода
к молодежной политике. [7, с. 16-17]
На уровне регионов, в целом,
складывается система социальных служб
по работе с молодежью. Однако следует
отметить, что это лишь контуры, зачатки
того огромного механизма, который должен
оказывать социальную помощь молодежи.
Главными причинами роста безработицы
среди молодежи являются следующие факторы:
1. Структурные несоответствия
профиля выпускников потребностям
рынка труда, отсутствие научного
прогноза в востребованности
кадров.
2. Несоответствие уровня
квалификации выпускников требованиям
работодателей.
3. Снижение практических
навыков по полученной профессии
у молодых специалистов.
4. Низкая зарплата у молодых
специалистов.
5. Нежелание и отсутствие
возможности обучения молодых
специалистов на производстве, нескрываемое
игнорирование работодателями социальных
прав молодых специалистов.