Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 13:43, курсовая работа
Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
Принятие новых законов, которые дали старт новой пенсионной реформе позволяют решить несколько задач.
Основной задачей современной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Введение
Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы РФ
1.1 Структура
1.2 Виды трудовых пенсий
1.3 Индивидуальный персонифицированный учет
Глава 2. Пенсионная реформа 2000 г.
2.1 Предпосылки проведения
2.2 Цели, задачи и направления пенсионной реформы
2.3 Сравнительный анализ старой и новой реформ
Глава 3. Недостатки пенсионной реформы 2000 года и рабочий план пенсионной реформы 2013 года
Заключение
Список нормативных актов и использованной литературы
Согласно Закону, страхователь представляет в ПФР ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в отношении каждого работающего у него застрахованного лица. Одновременно с индивидуальными сведениями представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Территориальный орган ПФР разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и ежегодно информирует застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. За непредставление в установленные сроки, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР, взыскание которых производится в судебном порядке.
Помимо учета индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу, система персонифицированного учета выполняет еще одну важную функцию, позволяющую иметь достоверную статистику по работающему населению. Сюда относится численность работающих застрахованных лиц в целом по России, по регионам и категориям застрахованных лиц средняя заработная плата, количество работающих, имеющих льготные основания для назначения пенсий (специальный стаж), количество временно неработающих и т.п. Эти сведения необходимы не только для планирования пенсионного бюджета, но и в целях подготовки стратегических решений для дальнейшего совершенствования пенсионной системы.
Глава 2. Пенсионная реформа 2000 г.
Пенсионная реформа в России началась в 2002 году с вступлением в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
С началом пенсионной реформы структура будущей пенсии и сам подход к одной из важнейших социальных выплат изменился. Пенсионные отчисления делились на две части: базовую и накопительную. Накопительная составляющая формируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а её размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объёму накопленных на индивидуальном счете гражданина средств. Сегодня часть пенсионных отчислений, которые должны ежемесячно производиться работодателем, то есть так называемая накопительная составляющая трудовой пенсии, поступает уже не в общий фонд, из которого раньше платились пенсии, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный счет. Работник начинает заниматься пенсионными накоплениями одновременно с началом трудовой деятельности. Таким образом, в корне изменились взаимоотношения между работником и работодателем, поскольку размер пенсии в современной пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд РФ, производимых работодателем; повысилась как ответственность работников за обеспечение своей старости, так и ответственность работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
С 1 января 2002 года каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета, что позволяет ему отслеживать результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.
Пенсионер вправе самостоятельно распорядиться своими пенсионными накоплениями. Накопительная часть трудовой пенсии может остаться в ведении Пенсионного фонда РФ, а может быть передана в негосударственный пенсионный фонд, с которым нужно будет заключить договор обязательного пенсионного страхования. Негосударственный пенсионный фонд обязан передать поступившие к нему средства в управляющую компанию по своему выбору.
Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции.
Одной из основных задач пенсионной реформы было - обеспечение прозрачности пенсионной системы. По закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несёт полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.
2.1 Предпосылки проведения
До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в "общий котел", из которого платилась пенсия пенсионерам. Будущие пенсионеры работали на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Никаких накоплений на персональных счетах не было - всю пенсию обеспечивало государство. Эта система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.
Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика - в этом случае одного пенсионера "содержат" несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает.
Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.
Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ.
В отличие от других стран доля пенсионеров в нашей стране повышается не при росте продолжительности жизни, а в условиях ее сокращения. Быстрое снижение рождаемости приводит к абсолютному уменьшению численности каждого последующего поколения по отношению к предыдущему. Демографические тенденции десятилетия "радикальных реформ" уже создали своеобразный задел будущего сокращения численности трудоспособного населения. Продолжающиеся процессы роста смертности в трудоспособном возрасте, увеличения числа безработных усилят тенденцию абсолютного уменьшения занятых в экономике. Если не изменить принципы пенсионного обеспечения, уровень жизни старшего поколения будет снижаться еще быстрее.
Пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:
· нарушение принципа зависимости размер пенсии от трудового вклады пенсионера;
· резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно проявляются в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;
· сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличении удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния "зарплатного фактора" на размер назначенной пенсии;
· разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченным адекватным поступлением страховых платежей;
· неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д.
Подводя итоги вышеизложенному могу сказать, что необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем:
Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий.
Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени.
Это и явилось основанием для проводимой в нашей стране пенсионной реформы.
2.2 Цели, задачи и направления пенсионной реформы
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
Цель пенсионной реформы:
· реализовать гарантированные статьей 39 Конституции РФ права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца, в других случаях, установленных законом;
· развить пенсионное обеспечение на основе государственного пенсионного страхования;
· дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.
Таким образом, от распределительного
принципа выплаты пенсий Россия переходит
к распределительно-
Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.
Новое пенсионное законодательство РФ предусматривает:
· государственные пенсии: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия;
· трудовые пенсии: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Право на государственные пенсии имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной Войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане.
Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством РФ.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определяемым Федеральным законом N 166-ФЗ.
Обязательным страховым обеспечением по пенсионному страхованию являются:
· страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
· страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
· страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
· социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Для получения пенсии по старости необходимо не менее пяти лет трудового стажа. Законодательство разграничивает понятия трудового и страхового стажа.
Трудовой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и которые засчитываются в страховой стаж для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Под страховых стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются:
· период работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся на территории России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании;
· периоды работы и/или иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами России, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
· иные периоды, предусмотренные законодательством РФ.
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
2.3 Сравнительный анализ старой и новой реформ
До 2000 года в России действовала распределительная пенсионная система. Пенсии выплачивались из так называемого «общего котла» куда поступали отчисления работающих.
Основной задачей проводимой тогда реформы было обеспечение прозрачности пенсионной системы. С 1 января 2002 года каждый россиянин, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования, получает уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Так же каждый гражданин вправе самостоятельно выбрать, с каким фондом заключить договор обязательного пенсионного страхования.
В отличие от предыдущей реформы, современная направлена на изменение уже существующей распределительной системы начисления пенсий. Суть современной реформы заключается в изменении взаимоотношений между работником и работодателем.
Информация о работе Проблемы реформирования системы социального обеспечения