Проблемы реформирования системы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
Принятие новых законов, которые дали старт новой пенсионной реформе позволяют решить несколько задач.
Основной задачей современной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы РФ
1.1 Структура
1.2 Виды трудовых пенсий
1.3 Индивидуальный персонифицированный учет
Глава 2. Пенсионная реформа 2000 г.
2.1 Предпосылки проведения
2.2 Цели, задачи и направления пенсионной реформы
2.3 Сравнительный анализ старой и новой реформ
Глава 3. Недостатки пенсионной реформы 2000 года и рабочий план пенсионной реформы 2013 года
Заключение
Список нормативных актов и использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Для дипл.Проблем.реформир.с-мы.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Новое пенсионное законодательство РФ предполагает два вида пенсий: это государственные и трудовые пенсии. Государственный пенсии будут выплачивать за выслугу лет, по старости, инвалидности и как социальная пенсия. Трудовые пенсии планируется выплачивать как трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности и трудовые пенсии по потере кормильца. В современной же пенсионной системе существует три вида пенсии: по старости, по инвалидности, и по случаю потери кормильца. Теперь пенсия будет выплачиваться не сколько по случаю, сколько по наличию трудового стажа.

По средствам современной реформы предполагается увеличить долю участия работодателя в формировании пенсии работника. Так же предполагается формирования трехступенчатой пенсионной системы, состоящей из трудовой, корпоративной и частной пенсий.

Современной реформой планировалось повысить пенсионный возраст с 60 до 65 лет у мужчин и с 55 до 60 лет у женщин. По причине того что население пока еще не готово к такому резкому изменению этого делать не стали.

Глава 3. Недостатки пенсионной реформы 2000 года и рабочий план пенсионной реформы 2013 года

Пенсионной реформе уже больше десяти лет. Однако она не вызывает оптимизма ни у будущих пенсионеров, ни у представителей бизнеса.

Сегодня очевидно, что пенсионная реформа зашла в тупик. Это следствие осознанных действий властей и результат непрофессионализма, некомпетентности тех, кто принимает решения. Из всех рассматривавшихся концепций пенсионной реформы была выбрана самая консервативная, цель которой по минимуму уступить в накопительной части реформы рынку, рыночным силам, рыночным институтам, и по максимуму сохранить контроль государства на этом сегменте. Для такого решения были свои идеологические основания: в 2000 году, когда задумывалась реформа, рыночные силы вызывали много подозрений у государства. Оно не могло просто так взять и броситься в радикальную реформу и рискнуть самыми социально уязвимыми деньгами - пенсиями. Потому сверхосторожный, сверхконсервативный подход разработчиков этого сценария реформы и встретил понимание в самых верхах. Выбрана такая реформа, которая больше всего напоминает реформирование Государственного пенсионного фонда РФ, его внутреннего устройства, его отчетности. Она не имеет ничего общего с настоящим реформированием.

В 2004 году только 380 тысяч россиян перевели средства из государственной пенсионной системы в частную. Частные компании потерпели поражение. Самим компаниям сделать это было практически невозможно. На тот момент НПФы и УК - это молодые, только нарождающиеся компании. По сравнению с другими сегментами нашего финансового рынка они еще не достаточно развиты. Для того чтобы начать развиваться, им как раз и нужен был старт такого рода, как накопительная пенсионная система. Государство, если бы хотело произвести радикальную, решительную реформу. И хотя эти компании на тот момент были не достаточно развиты, тем не менее пять-шесть и даже десять инвестиционных компаний готовы были работать на этом поле. Плюс сотня пенсионных фондов, из которых двадцать вполне профессиональны. Именно эти компании нуждались в подобной поддержке. Однако, ситуацию можно исправить, этим занимается Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений.

У нас есть добровольное пенсионное страхование, в том числе и для той категории людей, которую исключили из реформы в 2011 году. У этих людей на накопление теперь остается меньше времени. В принципе этот сектор страхования развивается, но пока позволить себе такое страхование могут немногие - только высокооплачиваемые специалисты. Проблема и в том, что государство до сих пор не решило, как стимулировать с налоговой точки зрения людей, которые хотят участвовать в добровольном пенсионном страховании. Пока налогообложение таково, что делает деятельность добровольного пенсионного страхования не очень выгодной.

У ПФР сейчас образовался огромный дефицит. Отчасти из-за того, что был снижен единый социальный налог (ЕСН). Когда говорили о снижении ЕСН, предполагалось, что это будет способствовать выведению из "тени" зарплат, а значит, возрастут и налоговые сборы. Однако этого не произошло... Но кардинальная проблема не в этом. Снижение ЕСН привело частично к дефициту ПФР, но главное - демографическая ситуация в стране. Сейчас 10 работающих кормят 6 пенсионеров, а к 2020 году может сложиться, что на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Тогда никакие тарифы, никакой ЕСН не сможет создать средств, достаточных для бездефицитного пенсионного фонда. Именно с учетом таких прогнозов и начиналась пенсионная реформа. Именно первична демография подтолкнула к размышлению о самой реформе, но был избран исключительно консервативный вариант. Дефицит будет расти. Весь Стабилизационный фонд перейдет на покрытие дефицита Пенсионного фонда России. Сложившаяся ситуация небезнадежна.

Рабочий план реформы 2013 года

Минздравсоцразвития придумало новую формулу начисления пенсий, зависящую от стажа сотрудника и мнения правительства о том, хватит ли денег на большие выплаты. Полную пенсию смогут получать только те, кто проработал 45 лет. А те, кто имеет право на досрочную пенсию, будет платить социальные взносы на 10-15% больше

Дискуссия о пенсионной реформе, наконец, материализовалась в виде официальных правительственных документов. Минздравсоцразвития и Минэкономразвития представили в правительство свои планы изменения пенсионной системы.

Минздравсоцразвития предлагает полностью перекроить принципы начисления пенсии, изменив пенсионную формулу, в которой главным компонентом станет стаж.

С помощью стажа министерство собирается мотивировать людей выходить на пенсию позже. Для получения максимальной пенсии нужен будет стаж, выработать который к 55-60 годам человек не сможет при всем желании. Хочешь пенсию больше - работай дольше.

Тем, кто останется на работе, будет отказано в праве получать пенсию. А работодатели тех, кто имеет право на досрочную пенсию (из-за тяжелых условий труда, которые предполагают льготы), будут платить очень высокие социальные сборы.

Сам пенсионный возраст, министерство предлагает не трогать как минимум ближайшие 10 лет.

Минэкономразвития более консервативно: ведомство предлагает стимулировать личные накопления граждан, а базовые принципы начисления пенсии кардинально не менять. Зато министерство предлагает вернуться к ликвидированному ЕСН размером 28-30%, администрировать сборы которого должны налоговики.

Эксперты считают, что система, предложенная Минздравом, работать не будет - люди откажутся работать дольше, чтобы иметь призрачный шанс получать более высокую пенсию.

Версия Минздравсоцразвития: достойная пенсия - только после 45 лет стажа

Заявленные цели. Пенсионная система должна обеспечивать:

1. Размер трудовой пенсии, соответствующий среднему заработку работника за всю его трудовую жизнь. Коэффициент замещения зарплаты пенсией должен быть не менее 40% от среднего заработка, за весь стаж или за достаточно продолжительный период - 10-15 лет.

2. Пенсия должна соответствовать  величине минимального потребительского бюджета пенсионера - 2,5 - 3 прожиточным минимумам.

3. Тариф страховых взносов  не должен быть больше адекватной  нагрузки пенсионной системы  на экономику страны.

Для того, чтобы все эти цели были выполнимыми, с 2014 года России необходимо начать модернизацию пенсионной системы.

Минздравсоцразвития предлагает сформировать для россиян трехступенчатую пенсионную систему состоящую из:

· трудовой (страховой) пенсии - эта часть, которую обеспечит государственная система за счет страховых взносов работающих граждан;

· корпоративной (профессиональной) пенсии - для отдельных организаций или отраслей за счет дополнительных платежей от самих работников и работодателей на основании коллективного договора или тарифного соглашения с участием профсоюзов. Договор может предусматривать обязательное участие работника в такой корпоративной системе.

· частной (накопительной) - выплаты за счет личных накоплений работника, которые он делал добровольно, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, страховой компанией или кредитной организацией. Чтобы стимулировать развитие личных накоплений, государство должно реализовывать программы софинансирования (при участии бюджета) и вводить налоговые льготы.

Все три компонента в сумме, по замыслу Минздравсоцразвития, должны обеспечить работнику, делавшему отчисления в течение не менее 30 лет, коэффициент замещения зарплаты на уровне 70-80% утраченного им после выхода на пенсию заработка.

Пенсионный возраст. Увеличение пенсионного возраста в течение ближайших 10 лет невозможно "по демографическим причинам" - люди пока еще живут слишком мало.

В развитых странах пенсионный возраст был поэтапно повышен до 65 - 67 лет. Но средняя продолжительность жизни там превышает 70 лет для мужчин и 80 лет для женщин. В России сейчас мужчины в среднем живут 64,3 года, женщины - 76,1 года.

В странах ОЭСР продолжительность жизни после выхода на пенсию в 65 лет для мужчин 15 - 18 лет, для женщин - 18-22 года. В России при таком же пенсионном возрасте мужчина сможет прожить на пенсии лишь 11 лет, а женщина - 18 лет. Сейчас это 14 лет и 23 года соответственно.

Минздравсоцразвития считает, что дефицит пенсионной системы России никак не связан с демографией, его главная причина - многочисленные возможности выйти на пенсию раньше положенного срока, которыми пользуется треть всех выходящих на пенсию.

Страховые взносы. С этими "досрочными пенсионерами" министерство предлагает бороться с помощью специальных повышенных тарифов соцвзносов.

Ставку страховых взносов (именно в Пенсионный фонд) с 2014 года предложено установить на уровне 22%. Вопрос о дальнейшем снижении должен рассматриваться, исходя из наличия источников компенсации выпадающих доходов Пенсионного фонда.

Повышенные ставки страховых взносов будут введены за работников, чьи условия труда признаны вредными, опасными и тяжелыми. Для рабочих мест, дающих право выхода на пенсию, более чем на 10 лет раньше достижения пенсионного возраста, надбавка к тарифу составит 15%, до 10 лет - 10%. Одномоментное повысить ставки нельзя, предлагается 10-летний переходный период, с 2014 года дополнительные ставки могли бы составить 4% и 2% соответственно.

Работающие пенсионеры. Если человек официально выйдет на пенсию в 55-60 лет, но продолжит работать, этот стаж уже не будет зачитываться для получения максимального размера пенсии. Пенсионеру придется делать выбор между неполной пенсией во время работы или полноценной, но без зарплаты.

Новая пенсионная формула. Максимальная пенсия будет выплачиваться при наличии стажа в 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин. Выработать такой стаж к 60 практически невозможно. Таким образом, можно, не повышая пенсионный возраст официально, повысить его фактически. Минимальное требование к стажу для выхода на пенсию в те же 60 лет при этом должно быть 15 лет.

Сейчас пенсии рассчитываются по формуле, принятой в 2002 г. Это так называемый эквивалентный принцип:

· все страховые взносы, внесенные в пенсионную систему за трудовую жизнь, суммируются, итоговая сумма делится на утверждаемый правительством показатель - ожидаемый период выплаты пенсии в месяцах (так называемый "срок дожития"). К 2013 г. "срок дожития" должен быть равен 228 месяцев.

· такая "прямая" формула, по замыслу авторов реформы, должна была заставить людей требовать от своего работодателя "обеления" зарплат.

· Новая пенсионная формула, по версии Минздравсоцразвития, должна вместо принципа "банковского счета" (сколько денег на счету, такой и будет пенсия) основываться на "индивидуальном коэффициенте пенсионера".

Для его расчета нужно соотнести имеющийся у человека стаж с нормативом (40-45 лет), а также его средний заработок за всю жизнь со средней зарплатой за тот же период во всей стране (она будет подсчитана исходя из суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд, а не "по Росстату").

Полученный таким образом индивидуальный коэффициент пенсионера будет умножаться на величину его среднего заработка за квартал, предшествующий выходу на пенсию.

Понять, повысится или понизится пенсия при новой системе у работающего всю жизнь гражданина, невозможно.

Версия Минэкономразвития: Верните ЕСН

К 2030 году пенсионеров в стране будет на 9,2 млн. человек больше, а трудоспособного населения - на 10,2 млн. человек меньше. Соотношение между численностью пенсионеров и численностью работающих ухудшится в 1,5 раза - с 37% до 53,8%. Соответственно будет расти и дефицит пенсионной системы, если оставить все как есть и ничего не менять.

Однако распределительный и накопительный компоненты пенсионной системы должны быть сохранены, ведь они помогают диверсифицировать ее риски при росте инфляции и снижении доходности от инвестирования.

Выход Минэкономразвития предлагает следующий:

· Ограничить предельный размер дефицита ПФР.

· Снизить ставку общих страховых взносов с 30% до 28%, оставив предельную величину годовой зарплаты, с которой уплачивается взнос, без изменений. Зарплаты свыше этой планки должны облагаться по ставке не 10%, а в 5%. Целесообразен возврат к единому соцналогу с передачей его администрирования налоговым органам.

Накопительные пенсии должны формироваться на "квазидобровольной" основе - человеку будет предоставлено не право добровольно отчислять деньги на будущую пенсию, а право отказаться от такого права. Весь расчет на то, что большинство "промолчит" и поленится писать прошение об отказе от участия в накопительной системе.

Модернизация накопительного компонента: отказ от требований ежегодной безубыточности НПФ, создание механизма гарантированных прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставление права формирования квазидобровольных пенсий и других пенсионных продуктов, повышение информированности граждан о способах формирования накопительной части пенсии.

Прочие предложения отчасти повторяют план Минздравсоцразвития, но выглядят более консервативными:

· Реформировать "досрочные" пенсии, введя дополнительный тариф за работу во вредных условиях от 2% до 3%. Одновременно нужно стремиться к оптимизации числа рабочих мест, дающих право на досрочную пенсию.

· Повысить требования к минимальному стажу, необходимому для назначения трудовой пенсии в полном размере. Это позволит мотивировать население, занятое в неформальном секторе экономики, к участию в системе обязательного пенсионного страхования.

Информация о работе Проблемы реформирования системы социального обеспечения