Проблемы социальной политики в моем регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:06, реферат

Краткое описание

Сегодня правительство России придает особое значение качеству человеческого потенциала. В этой связи заслуживают первостепенного внимания такие вопросы, как борьба с бедностью и формирование равноценных возможностей для различных социально-демографических групп населения. Ситуация усугубляется тем, что кризис обострил проблемы социальной сферы, выявил потребность в выработке новой модели социальной политики и мер социальной защиты населения, адекватных изменившимся условиям.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 31.25 Кб (Скачать файл)

Реферат

 
на  тему: «Проблемы социальной политики в моем регионе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студента 3 курса 
группы ПСР-32

Мелёшкина Дарья

Сегодня правительство России придает особое значение качеству человеческого  потенциала. В этой связи заслуживают  первостепенного внимания такие  вопросы, как борьба с бедностью  и формирование равноценных возможностей для различных социально-демографических  групп населения. Ситуация усугубляется тем, что кризис обострил проблемы социальной сферы, выявил потребность в выработке  новой модели социальной политики и  мер социальной защиты населения, адекватных изменившимся условиям.

Социальную защиту населения  можно определить как систему  законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам  равные права и условия для  повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической  самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально  уязвимым слоям населения (в первую очередь инвалидам, пенсионерам, многодетным  семьям) — преимущества в пользовании  общественным фондом потребления, прямую материальную и социально-психологическую  поддержку.

В соответствии с Концепцией развития социальной защиты и социального  обслуживания населения РФ одним  из важнейших звеньев этого механизма  является создание системы, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями  населения на территориальном уровне.

Муниципальная политика в  области социальной защиты населения  представляет реализацию переданных государственных (федеральных и региональных) полномочий и собственных полномочий муниципального образования по организации мероприятий, направленных на то, чтобы не допустить  попадание уязвимых групп населения (отдельных граждан) в зону крайнего социального неблагополучия. Как известно, при решении основных задач социальной защиты населения используются адаптационные и защитные меры: первые рассчитаны на трудоспособных и работающих, способных заработать на себя и семью, а вторые — на нетрудоспособных и социально слабых, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства.

К числу основных задач, решаемых муниципальной системой социальной защиты, относятся:

• поддержание уровня жизни  социально неблагополучных групп  населения муниципального образования  не ниже минимального прожиточного уровня, установленного в субъекте РФ;

• анализ основных факторов, создающих социальное неблагополучие населения;

• выделение объектов защиты по признакам социального неблагополучия и социальной незащищенности;

• выявление групп населения, относящихся к категориям социально  незащищенного и социально неблагополучного, построение типологии объектов социальной защиты по признакам: малообеспеченности, социального неблагополучия, потребности во вспомоществовании;

• определение модели социальной защиты населения, адекватной содержанию экономических преобразований, реальным возможностям бюджета, наличию дополнительных источников средств и субъектов  социальной защиты;

• разработкаосновныхнаправленийиорганизационно-экономических механизмов социальной защиты, форм и методов оказания адресной социальной помощи.

Субъекты РФ:

1. разрабатывают основы  региональной социальной политики  с учетом исторических и культурных  традиций территории;

2. устанавливают региональные  социальные стандарты и нормы,  учитывающие государственные минимальные  социальные стандарты;

3. заботятся об укреплении  социальной инфраструктуры, находящейся  в собственности субъектов РФ;

4. организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации  работников в области образования,  культуры, здравоохранения, социальной  защиты населения;

5. обеспечивают соблюдение  законодательства РФ во всех  сферах социальной политики.

Наибольшим потенциалом  модернизации социальной политики обладает Москва. Столичная социальная инфраструктура — одна из лучших и наиболее обеспеченных в стране. Современная социальная политика Москвы характеризуется усилением  ее адресной направленности: увеличивается  число социальных программ, предполагающих адресную социальную помощь населению, конкретизируются категории получателей  социальной помощи, устраняется социальное иждивенчество некорректных получателей  пособий и льгот.

Социальная политика столицы  обладает следующими чертами:

1) развитая структура исполнительных  органов социальной политики  включает 8 отраслевых департаментов  и множество подведомственных  каждому департаменту учреждений;

2) социальная ориентированность  городского бюджета с тенденцией  роста доли расходов на социальную  сферу в числе общих расходов  городского бюджета. Так, если  в 2008 г. на социальную сферу  приходился 21% общего числа расходов, то в 2011 г. потрачено уже  48,5%. Из них на ЖКХ и социальную  политику было израсходовано  16%, на сферы образования и здравоохранения  — соответственно 17 и 12%;

3) число реализуемых различными  департаментами социальной сферы  программ превысило 40;

4) щедрое финансирование  социальных программ. Пример —  «Комплексная программа мер социальной  защиты города» (табл. 1).

Таблица 1. Фактическое финансирование Комплексной программы мер социальной защиты населения г. Москвы на 2009-2011 гг., млрд руб.

Источник финансирования 2009 % 2010 % 2011 %

Бюджет г. Москвы 555, 6 98,2 538, 3 99,4 599,1 99,5

Федеральный бюджет 8, 3 1,4 2, 4 0,4 2, 7 0,4

Внебюджетные государственные  фонды 1, 7 0,4 0, 6 0,2 0,6 0,1

Итого 565, 6 100 541, 3 100 602, 4 100

Москва входит в тройку мировых мегаполисов по объему городского бюджета. Более половины бюджетных  средств города направляется на реализацию социальных программ. Эти расходы  в 2011 г., по сравнению с 2010 г., были увеличены  более чем на 50 млрд руб. и превысили 602 млрд руб. К 2016 г. объем расходов планируется довести до 924 млрд руб. .Основу финансирования (на 99,5%) составляют средства из бюджета г. Москвы. Дополнительными источниками финансирования являются межбюджет-ные трансферты из федерального бюджета (0,4%) и средства государственных внебюджетных фондов(0,2%);

5) высокая концентрация  социально ориентированных некоммерческих  организаций. Т.н. третий сектор  играет заметную роль в социальной  политике города. К концу 2009 г.  количество НКО достигло 25078. Только  за год их число выросло  на 4312. Основными видами деятельности  социально ориентированных НКО  являются социальная поддержка  и защита прав и свобод человека  и гражданина, профилактика социально  опасных форм поведения граждан,  благотворительная деятельность;

6) применение инновационных  программ и технологий для  инвалидов.

Наиболее социально значимой сферой деятельности является социальная защита населения Москвы, в т.ч. льготных категорий граждан. Отраслевой орган  — Департамент социальной защиты населения г. Москвы, разработавший  Комплексную программу мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009-2011 гг.1. В настоящее время основные направления социальной защиты населения отражены в государственной програм-

ме «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.»2 Общий объем финансирования программы на пятилетний период, включая все источники финансирования, составит 2,1 трлн руб. Программа является межведомственной, в ее реализации участвуют 27 органов исполнительной власти Москвы, в т.ч. 10 префектур. В соответствии с программой социальная поддержка будет осуществляться в сфере не только социальной защиты, но и здравоохранения, образования, жилищной политики, коммунального обслуживания, транспорта. Цели программы: повышение уровня социальной защищенности москвичей в условиях социальных рисков, совершенствование научно-методических основ функционирования региональной системы социальной поддержки населения.

Система социальной защиты в  Москве более развита по сравнению  с другими регионами, доказательством  чему служит социально ориентированный  бюджет столицы, а также обширная программа поддержки населения. Однако социальная защита москвичей  имеет проблемы, характерные как  для всей отрасли, так и уникальные, свойственные только столице.

Таблица 2. Основные социальные показатели Москвы в сравнении со средними показателями по РФ в 2008-2010 гг.

Показатель. Москва. Россия

2008 2009 2010 2008 2009 2010г.

Число бездомных, чел. 5 356, 9 758, 12 715 (нет данных)(нет данных) около 5 млн

Численность, млн чел. 10,5. 10,5. 11, 5. 142. 141,9. 142,9

Уровень бедности, % 13,1. 10,0. 10,7. 13,4. 13,1. 13,1.

Среднегодовой прожиточный минимум, руб. 6597, 6868, 8448,75 4593, 5153, 5688

Децильный коэффициент 33,1 32,8 (нет данных) 16,8 16,7 (нет данных)

Москва — город с  высокой дифференциацией уровня жизни, являющийся местом проживания как миллионеров, так и лиц без определенного места жительства. Проблема бездомных на московских улицах нередко преподносится СМИ как одна из наиболее острых. Согласно проведенной в ноябре 2010 г. переписи, в Москве более 6,67 тыс. бездомных. Руководитель столичного Департамента соцзащиты населения В. Петросян считает, что эта цифра занижена. Реально численность данной категории населения превышает 12 тыс.3 Ежегодно московские СМИ сообщают о гибели людей в течение зимнего периода. Так, зимой 2010-2011 гг. в Москве погибли 100 человек без определенного места жительства4. Несмотря на тенденцию снижения смертности среди бездомных, данная информация свидетельствует о серьезных проблемах в системе социальной защиты жителей.

Доля коренных москвичей  среди бродяг на улицах столицы выросла  за последние 8 лет с 6 до 14,2%5. В Москве число семей, утративших жилье, с каждым годом увеличивается, так как причины, порождающие без-

домность, остаются. В ходе проведения акции «Социальный патруль» выяснилось, что жители Москвы и ближнего Подмосковья составляют 18% бездомных, 60 — выходцы из различных регионов России, 22% — из стран СНГ. Данная акция показала, что основными причинами потери жилья являются нахождение в заключении (33%), семейные конфликты и разводы (27%), выписываются сами (17%), стали жертвами недобросовестных сделок с недвижимостью (11%)6.

Зачастую суды принимают  решение о выселении людей  без предоставления другого жилого помещения и из служебного жилья  на основании признания недействительной сделки купли-продажи либо приватизации квартиры, в случаях перехода права  собственности к иному собственнику. Значительная часть судебных решений  о выселении без предоставления иного жилья принимается по искам  борющегося за возвращение квадратных метров в городскую собственность  Департамента жилищной политики и жилищного  фонда.

Потеряв статус москвича, люди лишаются всех социальных гарантий. Утрата прав на единственное жилое помещение  по решению суда (даже в случае временного размещения в городских социальных гостиницах или центрах) влечет невозможность  реализовать социальные права на трудоустройство, пенсию, пособия, медицинское  обслуживание.

Немаловажным показателем  социальной защищенности москвичей  остается уровень бедности населения, который составляет 10,0%7, что ненамного ниже среднероссийского — 13,1%8 (по данным Росстата на 2010 г.). К числу наименее обеспеченных граждан относятся люди с ограниченными физическими возможностями, многодетные родители, наемные работники в сферах деятельности, где заработная плата крайне низка. Уровень бедности в России определяется из соотношения доходов населения с величиной прожиточного минимума, рассчитываемой ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, расходов по обязательным платежам и сборам. По официальным данным Департамента социальной защиты населения Москвы, на I кв. 2011 г. прожиточный минимум на душу населения составлял 9449 руб. (для трудоспособного населения — 10693 руб., пенсионеров — 6457 руб., детей — 8145 руб.), что существенно выше среднероссийского (5902 руб.)9. Однако, по мнению экспертов, прожить на установленные суммы, учитывая московские цены, вряд ли возможно. Таким образом, уровень бедности в Москве, как и по России в целом, искусственно занижается, что обостряет проблему бедности.

Давней социальной проблемой  столицы является имущественное  неравенство населения, которое, согласно данным Мосгорстата по итогам 2008-2010 гг., несколько снизилось, но все же остается критическим. Данные о децильном коэффициенте в 2009 г. свидетельствуют, что в кризис показатели имущественного расслоения в Москве сокращались. Так, со-

отношение между доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных москвичей в 2009 г. составило 32,8 раза, в то время как 2008 г. — 33,11. Эксперты полагают, что при децильном коэффициенте свыше 10 в государстве создаются условия для социальных беспорядков, повышается социальная напряженность. Для сравнения: в развитых странах существенно более низкий децильном коэффициент (от 3 до 4) имеют Дания, Финляндия и Швеция. В Австрии, Германии и Франции его значение равно 5-7 (в мегаполисах, естественно, выше, чем по стране)10.

По данным Департамента социальной защиты населения Москвы, в столице  проживают 100 тыс. человек с нулевыми доходами, которых можно назвать  социальными иждивенцами. Социальное иждивенчество — это система  жизненных установок трудоспособного  человека, ориентирующая его на потребительское  отношение к жизни и перекладывающая  ответственность за материальные и  прочие жизнеобеспечивающие решения  индивида на общество. Таким образом, обладателями льгот нередко становятся люди, которые вполне могли без  них обойтись.

Информация о работе Проблемы социальной политики в моем регионе