Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:06, реферат
Сегодня правительство России придает особое значение качеству человеческого потенциала. В этой связи заслуживают первостепенного внимания такие вопросы, как борьба с бедностью и формирование равноценных возможностей для различных социально-демографических групп населения. Ситуация усугубляется тем, что кризис обострил проблемы социальной сферы, выявил потребность в выработке новой модели социальной политики и мер социальной защиты населения, адекватных изменившимся условиям.
Значительную часть населения Москвы составляют инвалиды. По данным Департамента социальной защиты населения Москвы, на 1 ноября 2010 г. в столице проживали 27,8 тыс. детей-инвалидов, 229 тыс. инвалидов в трудоспособном возрасте, свыше 900 тыс. инвалидов старше 55 лет, около 7,3 тыс. инвалидов, использующих кресла-коляски, свыше 10 тыс. слепых и слабовидящих, около 5,5 тыс. глухих граждан, а также около
16 тыс. инвалидов, использующих
для передвижения различные
Самой бесправной частью населения столицы по праву можно назвать бездомных. Очевидно, что общего решения у проблемы бездомных в Москве быть не может. Необходимы разные подходы с учетом зарубежного
опыта, так как за рубежом ее решением начали заниматься много раньше. По словам начальника отдела социальной помощи бездомным гражданам Департамента социальной защиты населения Москвы А.В. Пентюхова, «если европейский поезд набирает скорость уже порядка 70-80 лет и у них достаточно больший опыт организации этой работы, то наш опыт работы всего-навсего 17 лет, с января 1993 г., когда в Москве появился первый дом ночного пребывания. Эта проблема у нас стоит с момента начала приватизации жилого фонда, когда стали совершать какие-то сделки, соответственно появились мошеннические действия»12. Помимо изучения и адаптации зарубежной практики преодоления бездомности существует еще два направления работы с социально незащищенными гражданами в Москве.
Во-первых, профилактика бездомности — деятельность, направленная на сокращение численности новых бездомных (работа с причинами, по которым люди становятся бездомными — мошенничество при сделках с недвижимостью, выселение из жилых помещений (по решению суда) собственниками жилья и выселение из общежитий, непредоставление жилья выпускникам сиротских учреждений, утрата социальных связей и жилья во время нахождения в местах лишения свободы и т.д.). Необходимо пересмотреть подход к вопросам, которые сейчас разрешаются путем выселения граждан без предоставления других жилых помещений, разработать, принять и внедрить в практику альтернативные выселению меры, в т.ч. меры социальной реабилитации.
Во-вторых, развитие системы социальной поддержки и мероприятий по ресоциализации людей, вынужденно проживающих вне жилых помещений, — улучшение доступа к горячему питанию, питьевой воде, санитарно-гигиеническим услугам (мытье, стирка белья), местам для ночлега (дома ночного пребывания, пункты обогрева в холодное время); развитие реабилитационных программ и психологическая поддержка бездомных. На пресс-конференции правительства Москвы, посвященной итогам реализации программы «Социальная поддержка жителей города Москвы: задачи и перспективы» в конце 2011 г., отмечались, что в 2011 г. в центрах социальной адаптации социальную помощь получили более 6 тыс. человек. В Москве функционирует 1477 мест для первичного приема бездомных. Предоставление горячего бесплатного питания позволило снизить криминальные последствия бродяжничества.
Рассмотрение проблемы бедности
в Москве обнаруживает ряд недостатков
социальной политики в этой сфере
и позволяет дать рекомендации по
их преодолению. Одной из причин, затрудняющих
снижение уровня бедности в Москве,
является недостаточная
ЖКУ не знают 20,8-34,6% семей, могущих претендовать на эту льготу и не использовавших ее. 10-14% семей, которые могут получать бесплатные лекарства для детей до 3 лет, никогда не слышали об этом. В многодетных семьях на свободный доступ к медикаментам могут претендовать дети до 18 лет. О такой норме не информированы 32-34% имеющих на это право домохозяйств13. Таким образом, усиление работы по повышению информированности населения о системе городской поддержки слабо защищенных поможет повысить адресность социальной помощи.
Между тем все семьи с детьми-инвалидами имеют право на льготы по оплате ЖКУ, бесплатное посещение детьми детских садов, бесплатное обеспечение детей лекарствами по рецептам, бесплатный проезд на городском транспорте, преимущественное право на получение садовых участков, бесплатный проезд детей-инвалидов и сопровождающих их лиц на пригородном железнодорожном транспорте. С 1 января 2012 г. для малообеспеченных семей в 2 раза увеличен размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет.
В 2012 г. остронуждающимся семьям с детьми будет выдано более 120 тыс. бесплатных продуктовых наборов, а также распределено около
17 тыс. единиц вещевой
помощи и обуви. Более 500 наиболее
нуждающихся семей с детьми
получат товары длительного
Помимо неэффективности
информирования населения о программах
социальной поддержки тормозящим фактором
является социальное иждивенчество, первичной
мерой по борьбе с которым остается
эффективный контроль предоставляемых
гражданами сведений о своем социальном
положении. Также на решение вопроса
социального иждивенчества
Вопрос социального
ние налоговой системы (например, прогрессивный подоходный налог) и жилищной политики.
Архитектура столицы плохо
приспособлена для передвижения
лиц с ограниченными
Московские власти должны приспособить городскую инфраструктуру для удобного и комфортного проживания всех жителей города, включая пожилых людей, детей и инвалидов. К 2016 г. на это будет направлено 10,5 млрд руб. В ближайшие годы для инвалидов станут полностью доступными:
• общественные здания — на 97%;
• пешеходные тоннели, мосты — на 92%;
• городской пассажирский транспорт — на 100%;
• светофоры и переходы — на 100%;
• подъезды жилых домов — на 100%;
• дворовые территории — на 100%;
• спортивные площадки — на 80%.
В городе функционирует 75 отделений социальной реабилитации инвалидов, в т.ч. 22 для детей-инвалидов, 10 реабилитационных центров. В 2011 г. были открыты 12 отделений социальной реабилитации инвалидов при ЦСО.
Итак, основные направления по совершенствованию социальной политики Москвы:
1. Сокращение социального
иждивенчества благодаря
2. Модернизация законодательной базы социальной политики на местном и федеральном уровнях.
3. Тесное взаимодействие
органов власти с лицами, на
поддержку которых направлены
принимаемые городом меры, — инвалидами,
матерями-одиночками и другими
незащищенными слоями
4. Развитие системы поддержки
социально ориентированных
5. Повышение информированности
населения о мерах социальной
поддержки через различные
6. Разработка и внедрение
социальных стандартов в
7. Регулярный мониторинг
качества жизни населения
Анализируя социальную политику,
реализуемую в столице, становится
ясно, что ее развитие в современных
условиях требует новых подходов,
механизмов, форм и методов реализации,
основанных на оказании населению необходимого
комплекса прямых социальных услуг.
Социальная политика на муниципальном
уровне должна включать комплекс разнообразных
целевых услуг различным
Информация о работе Проблемы социальной политики в моем регионе