Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:19, курсовая работа
Цель работы: Проанализировать проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме.
Исходя из поставленной цели работы, можно сформулировать следующие задачи:
1 Изучить психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома;
2 Рассмотреть особенности реабилитации воспитанников в детском доме;
3 Изучить программы социальной реабилитации;
4 Изучить деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Психолого-социально-педагогические особенности детей, воспитывающихся в детских домах………………………………………5
2. Социальная реабилитация.
2.1. Социальная реабилитация социальных сирот……………………12
2.2. Задачи учреждений первичного звена по реабилитации безнадзорных детей и подростков……………………………………15
2.3. Основные виды программ социальной реабилитации: направление деятельности, особенности…………………………….19
3. Социальная работа с детьми из приюта
3.1. Этапы работы……………………………………………………….24
3.2. Взаимодействие педагога с безнадзорными детьми……………..29
Заключение……………………………………………………...………………..31
Список литературы и источников………………………………...…………….33
План:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы и источников………………………………...……………
Введение
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Государством создана целая сеть интернатов, домов ребенка, детских домов, учреждений социально - педагогической помощи и поддержки для детей и подростков. Число учреждений общественного воспитания выросло так быстро, что система образования не успела обеспечить их специально подготовленными, профессионально обученными кадрами. Чаще всего с воспитанниками работают вчерашние воспитатели детских садов, учителя-предметники и даже просто случайные люди. При этом известно, что контингент этих детей совершенно особый. Все они имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию «агрессивный неудачник». Ко всему этому можно прибавить качества, формируемые уже самой обстановкой детского дома - конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.
Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без родителей, могут быть изолированы от общества. Мы всегда будем рядом с ними. От того, какими будут эти дети, зависит и наша жизнь. Если предоставить их самим себе, не заниматься ими, то они начнут решать свои проблемы сами.
Социальная реабилитация – это процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.
Социальная адаптация детей-сирот - это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений.
Объект исследования – воспитанники
детского дома.
Предмет исследования – проблемы социальной реабилитации ребенка в детском
доме.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме.
Цель работы: Проанализировать проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме.
Исходя из поставленной цели
работы, можно сформулировать следующие
задачи:
1 Изучить психолого-социально-
2 Рассмотреть особенности реабилитации
воспитанников в детском доме;
3 Изучить программы социальной реабилитации;
4 Изучить деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Гипотеза исследования: повышение эффективности социальной реабилитации и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть обеспечено за счет снижения уровня изолированности детей в интернатном учреждении.
Глава 1 Психолого-социально-
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным. Но в стране ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью. Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в детские дома или школы-интернаты.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, приютская, казарменная. Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности.
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Отсутствие должного внимания
к интеллектуальному развитию ребенка
может привести к серьезному отставанию
в учебе и невозможности продолжать обучение
в общеобразовательной школе с диагнозом
«задержка психического развития». А это,
в свою очередь, становится серьезным
препятствием на пути взаимодействия
с другими и с миром в целом.
Психологические исследования уровня
и особенностей интеллектуального развития
воспитанников свидетельствует, что уровень
развития внимания и памяти воспитанников
не имеет существенных отклонений от среднестатистической
нормы. Однако исследования выявляют слабо
сформированную картину мира, повышенную
ситуативность, которая в познавательной
сфере проявляется в неспособности решения
задач, требующих внутренних операций,
без опоры на практические действия, снижение
развития абстрактно-логического мышления,
особенно у детей среднего школьного возраста.
Большую трудность для дошкольников и
младших школьников представляет внеситуативно-личностная
беседа. Как правило, вопросы «кто вам
больше нравится?», «что вы любите?», «какое
у вас настроение?» и т.п. вызывают смущение
детей, и они ничего не могут на них ответить.
Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Значительная часть детей поступает
в детские дома из домов ребенка, где они
воспитывались до трех, иногда до четырех
лет. Учреждения, где воспитываются дети
раннего возраста, как известно, несут
в своей системе условия для развития
госпитализма. Результаты исследований,
проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют:
воспитанники домов ребенка аутичны, у
них слабо выражена потребность к общению,
наблюдается общая задержка развития.
Эти дети часто отстают в речевом развитии,
не умеют играть, не умеют общаться. В свои
первые годы жизни они отличаются не свойственной
детству пассивностью. Лишенный с рождения
самого главного для него - материнской
любви и ласки, а в условиях закрытого
учреждения - возможности нормального
общения со взрослыми, в возрасте 6 - 8 месяцев
ребенок утрачивает врожденный потенциал
к развитию, становится пассивным. Условия
воспитания в закрытых учреждениях задают
ребенку пассивную тенденцию в поведении.
С другой стороны, у ребенка появляется
огромное количество бесполезных и непродуктивных
для развития двигательных форм, возникает
огромное количество так называемых тупиковых
движений: ребенок раскачивается, сосет
пальцы, губу, воспроизводит одно и то
же действие без видимого смысла.
Ребенок, растущий в условиях учреждений
интернатного типа, как правило, не осваивает
навыки продуктивного общения. Его контакты
поверхностны, нервозны и поспешны: он
одновременно домогается внимания и отторгает
его, переходя на агрессию или пассивное
отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании,
он не умеет вести себя таким образом,
чтобы с ним общались в соответствии с
этой потребностью.
Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако совместной деятельности, игре, внеситуативному общению, беседе с взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку - это своеобразная форма ситуативно-личностного общения, в которой средства общения (даже включая речь, хоть и бедную по содержанию и лексико-грамматическому составу) не соответствуют мотивам и потребностям.
Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут.
Активность в сотрудничестве, стремление и способность что-либо делать вместе со взрослым у детей не возникает. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, его деятельности, отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Э.А.Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта) и т.д.
Часто у детей дошкольного возраста
двигательная расторможенность и повышенная
возбудимость сочетаются с повышенной
истощаемостью, социально-волевой неустойчивостью,
повышенной утомляемостью, раздражительностью
(так называемый церебрастенический синдром).
Это говорит о том, что причинами эмоциональной
незрелости и отклонений в эмоциональном
развитии являются не только психическая,
социальная, эмоциональная депривации,
но и наследственная и врожденная патология.
В целом потребность в общении со сверстниками
менее напряженная. Обычно контакты со
сверстниками бедны по содержанию и мало
эмоционально насыщены. В игре дети менее
внимательны к действиям и состояниям
партнера, часто вовсе не замечают обиды,
просьбы и даже слез сверстника. Находясь
рядом, играют порознь. Либо все играют
со всеми, но совместные игры носят, в основном,
процессуальный характер; отсутствует
ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь
в какой-либо общий сюжет, дети действуют
от себя, а не от лица ролевого персонажа.
По операционному составу (по совершаемым
действиям) такая деятельность очень напоминает
ролевую игру, но по субъективному, психологическому
содержанию существенно отличается от
нее. Контакты в игре сводятся к конкретным
обращениям и замечаниям по поводу действий
сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).
Информация о работе Проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме