Проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Проанализировать проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме.
Исходя из поставленной цели работы, можно сформулировать следующие задачи:
1 Изучить психолого-социально-педагогические особенности воспитанников детского дома;
2 Рассмотреть особенности реабилитации воспитанников в детском доме;
3 Изучить программы социальной реабилитации;
4 Изучить деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Психолого-социально-педагогические особенности детей, воспитывающихся в детских домах………………………………………5
2. Социальная реабилитация.
2.1. Социальная реабилитация социальных сирот……………………12
2.2. Задачи учреждений первичного звена по реабилитации безнадзорных детей и подростков……………………………………15
2.3. Основные виды программ социальной реабилитации: направление деятельности, особенности…………………………….19
3. Социальная работа с детьми из приюта
3.1. Этапы работы……………………………………………………….24
3.2. Взаимодействие педагога с безнадзорными детьми……………..29
Заключение……………………………………………………...………………..31
Список литературы и источников………………………………...…………….33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ соц реабилитация.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3.2 Взаимодействие педагога с безнадзорными детьми

1 Взаимодействие педагога с дезадаптированными детьми и подростками можно рассматривать как систему взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

2 Взаимодействие между социальным педагогом и безнадзорными и беспризорными детьми должно строиться на гуманной основе, предполагающей признание ребенка субъектом воспитания, принятие его таким, какой он есть, с его проблемами, переживаниями, чувствами и т.д.; стремлением видеть за любым поведением, даже асоциальным, тенденцию к позитивному, конструктивному развитию.

3 Процесс взаимодействия должен проходить поэтапно с учетом основных проблем, потребностей и возможностей дезадаптированного ребенка.

4 Осуществление ресоциализации дезадаптированных детей наиболее эффективно на базе модифицированного УДО - клуба открытого доступа (или низкопорогового клуба), в рамках которого создается комфортная социально-психологическая атмосфера для ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом.

Сделанное предположение о возможности осуществления ресоциализирующей деятельности в ходе социально-педагогического взаимодействия социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми в условиях модифицированного УДО подтвердилось в ходе опытно-экспериментальной работы. Одним из возможных направлений дальнейших исследований может стать изучение специфики социально-педагогической деятельности по предотвращению рецидивов асоциального поведения (безнадзорности и беспризорности) несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дом а и школы-интернаты.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа  разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми  в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30%  от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников:

1. Воспитательная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в период их социально-профессиональной адаптации / Ю. Орсаг, О. Паншина 
// Социальная педагогика. - 2007. - N 1. - С. 62-69;

2. Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.tula.net/tgpu/Bschool/Forms/forms3.htm;

3. Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования, 2007. № 16;

4. Детские Домики.ру. Забота о детях с особыми нуждами: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiedomiki.ru/?act=orph_more&id=418part_id=57&doc_id=78. - 20.05.2008;

5. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка//СОЦИС, № 10;

6. Дети-сироты: выявление и устройство (основные тенденции) // Вестник образования, 2007. - № 16;

7. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003. - 761 с;

8. Лекции по технологии социальной работы: в 3 ч. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: СТИ, 1998;

9. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта / О. И. Евстешина, М. С. Белякова - 2006. - N 1. - С. 66-71. - Библиогр.: с. 71 (6 назв. );

10. Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот // СОЦИС, 2001, №3;

11. Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // СОЦИС, 2001, №4;

12. Проблемы социального сиротства / Под ред. Л.И. Смагиной. - Минск: ГДП «Спектр - Диалог», 1999. - 104 с;

13. Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 96с;

14. Социальная реабилитация // Автор: Бастрыгин Сергей Михайлович Человек и труд" № 4 за 2003 г.

 


Информация о работе Проблемы социальной реабилитации ребенка в детском доме