Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 20:53, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности уровня жизни в РФ.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть содержание понятия «уровень жизни» и «качество жизни»
2. произвести анализ и оценку основных показателей уровня и качества жизни населения России;
3. предложить меры по повышению уровня жизни населения.
4. рассмотреть прогноз показателей уровня и качества жизни населения РФ.
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Основные показатели уровня жизни населения
1.2. Нормативно-правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации
2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
2.1. Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ
3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ
3.3. Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Реальные располагаемые денежные доходы - доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: номинальная и реальная. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату. Реальные размеры денежных доходов населения, начисленной заработной платы, назначенных месячных пенсий - относительные показатели, исчисленные путем деления индексов номинальных размеров. (Под номинальным понимается фактически сложившийся в отчетном периоде размер доходов, заработной платы, пенсий соответственно) денежных доходов населения, начисленной заработной платы, назначенных месячных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
1.2.Нормативно-правовая база формирования социальной
политики в Российской Федерации
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в той или иной форме воспроизведены положения Декларации, касающиеся прав граждан в сфере социального обеспечения. Это, с одной стороны, свидетельствует о дальнейшем развитии гуманистических принципов в отечественном праве, а с другой - говорит о недостаточно критичном отношении к отдельным декларативным формулировкам. Обратимся к рассмотрению конкретных статей Конституции России. В ст. 7 Конституции предпринята попытка дать определение "социального государства" через направленность его политики, результатом проведения которой должно стать создание условий, "обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда - невозможность выявления, корректировки степени или уровня "социальности" государства.
И если Конституция содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом "фундаменте" построить здание, именуемое "правовым государством", то для формирования "социального государства" таких "кирпичиков" явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.
В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики "социального государства". Однако никаких конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения они не содержат. Обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты можно на таком уровне и такими темпами, которые никогда не смогут обеспечить "достойную жизнь и свободное развитие человека". Сегодняшняя ситуация в экономике и социальной севере делают вовсе не беспочвенными такие опасения.
Из сказанного следует вывод, что ст. 7 Конституции не может быть в полной мере реализована без закрепления в Основном законе минимального социального стандарта.
Конкретизировать правовые гарантии в сфере социального обеспечения призвана ст. 39 Конституции, редакцию которой интересно проследить во взаимосвязи со ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Вряд ли имело бы смысл говорить о декларативности и неточности (в правовом' плане) отдельных положений ст. 26, если бы они оставались в рамках Декларации. Однако в свое время данная статья была воспроизведена в предыдущей Конституции и частично включена в действующую Конституцию. Проанализируем для примера первые части обеих статей. Часть первая ст. 26 Декларации:
"Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях". Часть первая ст. 39 Конституции:
Справедливо можно возразить, что Конституция - документ, "работающий" на перспективу, а сегодняшняя сложная ситуация в социальной сфере - явление временное. По эта временная ситуация может привести к таким негативным последствиям, результаты которых будут сказываться и в перспективе.
"Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".
Нельзя не отметить, что формулировка "гарантируется социальное обеспечение" является неточной в правовом смысле. В контексте главы второй Конституции Российской Федерации, ст. 39, очевидно, должна устанавливать право па различные виды социального обеспечения.
Потребность в различных видах социального обеспечения может меняться с изменением каких-либо социальных факторов, которые вызывают предусмотренную законом обязанность государства социально защитить человека. Поэтому более точной видится следующая формулировка части первой ст. 39 Конституции:
Каждый имеет право на различные виды социального обеспечения при наступлении основных социальных рисков, связанных с достижением определенного возраста, установлением инвалидности, болезнью, производственным травматизмом, безработицей, потерей кормильца, беременностью и родами, воспитанием детей, а также в иных предусмотренных законом случаях, когда человек нуждается в социальной поддержке по независящим от него обстоятельствам. Минимальный уровень обеспечения устанавливается федеральным законом".
В новой Конституции есть положения, которые фактически являются нормами прямого действия и устанавливают уровень гарантий для граждан. В то же время в нее не включены нормы, содержавшиеся в прежней Конституции, об обязанности государства развивать социальное страхование, о привязке размера пенсии к прожиточному минимуму, не гарантируется минимальный размер пенсионного обеспечения, что является определенным снижением уровня конституционных гарантий прав граждан на социальное обеспечение.
Достойно сожаления, что в такой сложной сфере общественной жизни, какой является сфера, связанная с социальным обеспечением граждан, где в наибольшей степени человек нуждается в гарантиях социальной защиты со стороны государства, уровень таких гарантий Конституцией не определен.
Трудно предположить, что данное обстоятельство явилось "недоработкой" идеологов Конституции. Ведь новая Конституция не должна была игнорировать статьи Декларации прав и свобод человека и гражданина, которые определяют конкретные гарантии прав граждан на определенный уровень социального обеспечения. Речь идет, в частности, о ст. 26 Декларации, в которой зафиксировано: "Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни нс ниже установленного законом прожиточного минимума". Не анализируя правовую сторону этой формулировки (насколько страховые пенсии и страховые пособия являются видом социальной помощи), нельзя не отметить в качестве положительного факт признания необходимости конкретизировать гарантируемый государством уровень обеспечения нетрудоспособных, инвалидов, пожилых граждан.
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
2.1 Методы прогнозирования основных показателей уровня
и качества жизни населения.
Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок, метод экономического анализа, нормативный метод, балансовый метод, метод экстраполяции, метод экономико-математического моделирования, метод корреляционно-регрессионного анализа, экспоненциального сглаживания и др.
В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:
-структура минимального и
-динамика объема и
-динамика объема личного и индивидуального потребления;
-динамика роста жилищного строительства;
-дифференцированный баланс
Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.
Специфика прогнозирования социального развития и уровня жизни проявляется в том, что не всегда удается адекватно выразить процессы, происходящие вне сферы материального производства. Используя даже систему моделей и прогнозов можно описать и проанализировать лишь отдельные стороны такой экономической категории, как уровень жизни.
Рассмотрим на примере прогнозирования
спроса и розничного товарооборота методические
аспекты построения прогноза. При прогнозировании
спроса и розничного товарооборота используются различные методы в зависимости от направления
прогноза и его характера.
Метод экономического анализа используется для качественного описания и определения развития потребностей, как в настоящем, так и в прогнозируемом периоде.
Нормативный метод в среднесрочном прогнозировании спроса и розничного товарооборота базируется на использовании норм рационального и минимального потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, а также на использовании нормативов обеспеченности товарами длительного пользования.
Методы экономико-математического моделирования применяются для определения количественных характеристик возможной структуры спроса и товарооборота в среднесрочном прогнозировании.
Метод экспертных оценок основан на получении информации о будущем состоянии спроса и предложения и розничного товарооборота на основе мнений отдельных экспертов и последующей обработки результатов индивидуальных оценок в обобщенную экспертную оценку.
Широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:
-базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;
-должна быть достаточно
-взаимосвязь прошлого с
Прогнозирование индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)
В начале 1990-х годов группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала. Она возникла как противовес традиционному пониманию развития как количественного роста материальных благ и услуг. В концепции во главу угла ставится не способность к производительному труду (т.е. экономическая ценность индивида), а само развитие человека через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода. Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Преимущество концепции - в выделении базовых критериев социального развития (долголетие, образование, доход), пригодных для количественных сопоставлений.
2.2. Современное состояние
уровня и качества жизни
Реальные денежные доходы россиян в 2012 году выросли на 4,2 процента. Об этом говорится в сообщении Росстата, передает ИТАР-ТАСС.
Среднемесячная начисленная заработная плата в 2012 году, по оценке, составила 26690 рублей и по сравнению с 2011 годом выросла на 13,3 процента, в декабре 2012 года - 34860 рублей и выросла по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 6,9 процента.
Реальные располагаемые денежные доходы населения России в 2013 году, по предварительным данным, снизились на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, сообщил вчера Росстат. Напомним, что реальные располагаемые денежные доходы – это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен. Среднемесячная начисленная заработная плата в сентябре 2013 года, составила 29,8 тыс. руб. и по сравнению с соответствующим периодом 2012 года выросла на 14,8% в номинальном выражении.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013г. № 545 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2013г." (п.2) Федеральная служба государственной статистики сообщает сведения о величине прожиточного минимума, ее соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации.
1. В соответствии с пунктом 1
статьи 4 Федерального закона "О
прожиточном минимуме в