Прогнозирование качества жизни в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть особенности уровня жизни в РФ.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть содержание понятия «уровень жизни» и «качество жизни»
2. произвести анализ и оценку основных показателей уровня и качества жизни населения России;
3. предложить меры по повышению уровня жизни населения.
4. рассмотреть прогноз показателей уровня и качества жизни населения РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Основные показатели уровня жизни населения
1.2. Нормативно-правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации
2.АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
2.1. Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ
3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ
3.3. Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Основы соц.прогнозирования.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)

Расчет величины прожиточного минимума соответствует новому порядку, введенному с 2013г. Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", согласно которому продукты питания определяются в натуральных показателях, а непродовольственные товары и услуги - в соотношении со стоимостью продуктов питания. Таблица 1. Величина прожиточного минимума за II квартал 2013г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения [http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/244.htm]

Денежные доходы населения России формируются за счет заработной платы, выплаченной наемным работникам, социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, страховых возмещений и прочих выплат), доходов лиц, занятых предпринимательской деятельностью, доходов от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и других доходов.

Приведем данные социального блока прогноза МЭР.

Динамика социальных показателей (http://www.atiso.ru/attachments/article/123/MONITORING%204(37).pdf)

 

 

 

Приведенные данные по темпу роста реальной заработной платы и

пенсий данные должны были бы радовать, если бы проектировки МЭР не  были голословными. О завышенных ожиданиях МЭР по всей гамме  макроэкономических показателях и игнорировании реальных угроз уже было  сказано выше. Остановимся подробнее на социальных показателях,  вызывающих наибольшее сомнение.

Начнем с численности наемных работников, поскольку данные МЭР  существенно расходятся с результатами обследования Росстата по проблемам  занятости. Росстат сообщает, что из примерно 70 млн. человек (данные по  кварталам отличаются максимум на 1 млн.) занятых в экономике, по найму  работают 64 млн. человек. В обследованиях Росстата для последних лет  удельный вес наемных работников устойчиво составляет 92-93% от занятых.

МЭР не приводит численность наемных работников, а лишь фонд заработной  платы и среднюю номинальную заработную плату. Если разделить одно на  другое, то численность наемных работников по годам колеблется в диапазоне. Обследование населения по проблемам занятости – 2011 год 17численности и мэрского фонда заработной платы, то номинальная заработная  плата в 2010 году составит не 21193 руб. в месяц, а только 15360 рублей. Вопросы, возникающие при этом, далеко не праздные.

Индекс качества жизни отражает, с одной стороны, необходимый уровень благосостояния, а с другой – наличие необходимой инфраструктуры и прочих условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Индекс рассчитывается как среднее арифметическое следующих показателей (курсивом выделены точные названия показателей, принятые в материалах Росстата, послуживших основой для расчета индекса):

• Миграционная привлекательность региона. Показатель представляет собой фиксируемый Росстатом коэффициент миграционного прироста: разность между числом прибывших и убывших на 10 000 человек населения территории. В случае, когда отток населения превышает приток, значение показателя становится отрицательным. Более высокие показатели прироста свидетельствуют о большей привлекательности территории и, соответственно, о более высоком качестве жизни.

• Уровень выживаемости детей в возрасте до одного года. Этот показатель является обратным по отношению к младенческой смертности: числу детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся. Это один из важнейших и общепризнанных в мире показателей качества жизни, учитывающий сразу две составляющие: качество медицинских услуг и здоровье родителей.

• Безопасность личности. Данный показатель обратно пропорционален уровню преступности – числу зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения (по данным МВД РФ). Несмотря на некоторые проблемы его применимости в России (где “регистрируемость” преступлений может варьироваться от региона к региону), оценка безопасности личности представляется авторам необходимой.

• Развитость рынков услуг. Индикатор представляет собой объем платных услуг на душу населения (общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем или организацией, в которой он работает, за оказанную ему или членам его семьи услугу, разделенный на численность населения региона). Данный показатель корректируется с учетом индекса физического объема платных услуг населению: этот индекс показывает, во сколько раз увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен. Таким образом, удается избежать искусственного завышения показателей качества жизни за счет инфляции.

• Доступность рабочих мест. Данный показатель является обратным по отношению к уровню безработицы, показывающему процентное отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения региона. Данный показатель рассчитывается Росстатом на основании опросных исследований, а не на основании данных государственной службы занятости.

• Размер индивидуальных доходов. Индикатор представляет собой отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, установленному в регионе. Последний устанавливается в субъектах федерации решениями органов государственной власти.

Эти показатели приводятся к единообразному виду с помощью линейного масштабирования.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  И ПРОГНОЗНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ РФ

3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения.

В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные  по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах  и потреблении населения, так  и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось  социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и  малообеспеченные) сформировали собственные  уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные  экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться. Видимо, происходит их «капсулирование» (закрепление) из-за фактического прекращения  процесса диффузии социальных групп. После  начального бурного социального  перемешивания общественных слоев  в 1990-е годы произошло резкое (полагаем, даже слишком резкое) уменьшение вертикальной мобильности и сформировалась ориентация на извлечение ренты из достигнутого положения.

Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов  последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться  вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся  совокупность микросообществ, возникших  по множеству оснований.

 На  этом фоне проведение любых реформ сталкивается с практически неизбежным сопротивлением со стороны групп  специальных интересов, поскольку  рациональные действия «сверху» могут  их непосредственно затрагивать. Власть вынуждена прибегать к авторитарным и манипулятивным методам управления обществом, что еще больше усугубляет ситуацию. Нынешнее его состояние  характеризуют как стабильное прежде всего потому, что благодаря экономическому росту появилась возможность направить существенные средства на социальные цели, например на «монетизацию льгот», которая обошлась федеральному бюджету в сумму, в несколько раз превосходящую первоначально запланированную.

Любое значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличие  Стабилизационного фонда, приведет к серьезным проблемам с финансированием  накопленных социальных мандатов, если, конечно, экономика уже в ближайшие  годы не переориентируется на новые  приоритеты. Но, абстрагируясь от цен  на нефть, важно понимать, что раздробленное  общество не отвечает потребностям высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоемкой экономики, поскольку требуемое качество человеческого  капитала не сводится только к физическому  здоровью населения и современному образованию. Нужны принципиально  иная социальная однородность общества, интенсивная мобильность его  слоев и жизненных укладов, что, конечно, не должно приводить к потере этнической и культурной идентификации.

Основными принципами, способными объединить решающее большинство общества, могут стать:

• обеспечение равных стартовых возможностей на индивидуальном уровне;

• ясность положительных социальных перспектив для всех общественных слоев;

• формирование на этой базе образа жизни, приемлемого для максимального числа ее укладов.

     Сопоставим  сформулированные выше основные черты  желаемого образа жизни с возможными стратегиями развития России.

Стратегия «Инерция»

Эта стратегия складывается стихийно, базируясь  на традиционном русском «авось», или  «кривая вывезет». России повезло  с ценами на нефть, так, может быть, везение продолжится и дальше? Пока же будем копить деньги в Стабилизационном фонде (или в новых фондах, создаваемых  на его базе), распределяя лишь небольшую часть из них на цели решения только самых неотложных социальных проблем.

Различия  в материальном положении россиян  будут углубляться. Официально учитываемая  заработная плата и сейчас различается  в десятки раз, но дифференциация усиливается из-за сопоставимых по объему «серых» выплат. Однако в  рыночной сфере такое положение  во многом объективно обусловлено разделением  на успешный (крупные госмонополии, экспортеры сырья и обслуживающие  их отрасли) и неконкурентоспособный  сектор (легкая промышленность, сельское хозяйство, значительная часть машиностроения и оборонки, малый бизнес). В то же время сохраняются административные и коррупционные препятствия  для развития малого бизнеса, доля которого и в ВВП, и в занятости недопустимо  мала и не соответствует требованиям  современной высокоинтеллектуальной экономики. Наиболее острая ситуация в  области заработной платы сложилась  в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, культура), а также  в отношении военнослужащих, где  работодатели - государство и  органы местного самоуправления -  пока не нашли оптимального соотношения  между уровнем оплаты труда и  его результатами.

Развитие  по инерционному сценарию приведет к  маргинализации многих работников (в  неконкурентоспособных секторах и  бюджетной сфере), когда их значительная часть (не менее 20-25 млн. человек) потеряют реальные шансы на эффективную занятость  и соответствующую оплату труда. Опасаясь социального взрыва, государство  будет вынуждено фактически дотировать мизерную зарплату в этих секторах, принимая на себя дополнительные финансовые обязательства, источником покрытия которых (через налогообложение) станет конкурентная сфера нашей экономики, что, в  свою очередь, еще больше ее обременит, уменьшая возможности для дальнейшего  развития.

Стратегия «Рантье»

В рамках данной стратегии социальная политика предполагает существенное усиление перераспределительных функций  государства без проведения модернизационных реформ. В результате такой политики (если она будет проводиться достаточно профессионально) возможно некоторое сокращение имущественных различий за счет форсированного повышения доходов (в том числе в рыночном секторе - через давление на бизнес) наименее обеспеченных слоев населения.

     Продолжится наращивание финансирования через  национальные проекты. При этом объемы выделенных средств могут возрасти в несколько раз, что позволит осуществлять дальнейшее обновление материально-технической  базы образования, здравоохранения  и, возможно, культуры (в качестве нового национального проекта), а также  повышение заработной платы бюджетников.

Пенсионный  фонд окончательно превратится в  часть федерального бюджета. При  этом индексации пенсий будут проводиться  очень часто, исходя из необходимости  поддержания стабильности в обществе.

Реализация  всех названных мер будет сопровождаться мощной пропагандистской кампанией  прежде всего через электронные  СМИ, суть которой - показать, как  социально ориентированное государство (наконец-то появившееся в стране, пережившей «непростой советский период и хаос 1990-х годов») решает назревшие  проблемы. Временная трудовая миграция в страну может принять своеобразный характер. Обласканные государством «коренные жители» будут замещать только «чистые» рабочие места, перекладывая на гастарбайтеров уборку улиц и строительство  дорог, бэби-ситерство и даже работу станочником на заводе.

Стратегия «Мобилизация»

В условиях экономического подъема мобилизация  в социальной сфере представляется маловероятной. Однако в случае ограничения  доходов государства, усиления тенденций  к управлению социальными процессами «сверху» может проявиться ряд ее элементов. При наличии больших  групп состоятельных людей мобилизация  означает определенное давление в области  налогов, ужесточение контроля над  потреблением, привлечение частных  компаний к полупринудительному  решению социальных проблем, согласно усмотрению чиновников различных уровней.

Мобилизации - и прежде всего государственных  расходов на культуру - присущи  хорошо известные проблемы. Во-первых, она характеризуется архаичными подходами к формированию культурной среды, которые не приемлет интеллигенция  и которые невозможно реализовать  в открытой стране. «Свой» образ  жизни не может просто отличаться от «чужого», он должен быть современным, модным, отвечать нынешнему уровню развития средств массовой информации, легко распространяющих сведения о  жизни в разных странах, то есть быть конкурентоспособным. Во-вторых, бюрократические  методы проведения такой политики определяют неэффективность распределения  ресурсов. При этом подходе еще  можно построить необходимые  для осуществления соответствующей  деятельности помещения, но очень трудно сделать саму деятельность в сфере  массовой культуры и формирования образа жизни эффективной.

Информация о работе Прогнозирование качества жизни в РФ