Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 15:41, курсовая работа
Главной целью работы является выявление причин и поиск путей решения проблемы бродяжничества среди подростков.
Основные задачи исследования:
- дать определение бродяжничеству как социальной проблемы;
- изучить состояние проблемы среди подростков;
- рассмотреть методики исследования бродяжничества в социологии;
- проанализировать современные подходы в исследовании проблемы бродяжничества среди подростков;
- выявить пути решения проблемы бродяжничества среди подростков.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Бродяжничество как социальная проблема
Современное понимание проблемы бродяжничества среди подростков как социальной проблемы
Программы социальной политики, направленные на решение проблемы бродяжничества среди подростков в Украине
РАЗДЕЛ II . АНАЛИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СОЦИОЛОГИИ
2.1. Особенности методики изучения проблемы « Бродяжничества среди подростков» зарубежных и отечественных социологов
2.2. Программы и инструментарий исследования по изучению проблемы « Бродяжничества среди подростков»
2.3. Возможные пути решения проблемы
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы); нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию и начинает употреблять алкоголь или наркотики.
Выяснилось, что в беспризорники многие дети, не получающие дома родительской любви, убегают именно за реализацией своих мечтаний - о теплых странах, дешевом хлебе, добрых людях и т.д. Уход из дома может быть вызван импульсивно возникающим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу «готового решения». Дети, склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям. Побеги осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя. Практически все опрошенные бездомные ощущают социальную неполноценность и изгойство. Через 2-3 года статус бездомного бывает полностью усвоен, человек ощущает себя изгоем независимо от поведения окружающих. Бродяжничающие в течение долгого времени люди замыкаются в своей среде, не стремятся вступать в длительные отношения с представителями иных групп. Но чем больше они замыкаются и перестают общаться с окружающими, тем меньше у них шансов выбраться из социального дна. Возникает эффект глубокого погружения в бездомность, своего рода засасывание в социальную трясину. Нередко хронические бездомные отказываются от предоставляемого крова, проживания в общежитии, в ночлежке, помещения в больницу или приют. И, конечно, здесь, как и в преступности развит рецидив: статистика свидетельствует о массовых побегах 13-14-летних беспризорников из спецучреждений, куда их доставляет милиций. Подростков устраивает вокзальная жизнь, попрошайничество, и они уже этого не стесняются.
Подражая взрослым, ребенок с одинаковым упоением воспроизводит как «хорошие», так и «плохие» социальные образцы. Разделить их, провести ценностный анализ, понять, что такое зло и добро, человек не может даже в раннем подростковом возрасте, потому что у нет правильного понимания природы общественных ценностей. Стало быть, подражание «плохим взрослым» для него не является злом как таковым, поскольку и понимания сущности злого (а не интуитивного его ощущения, которое существует, как догадка, у любого ребенка) у него нет. Вот почему бродяжничество, увлечение блатной субкультурой, курением, спиртными напитками, воровством и матерщиной для подростка рассматривается как совершенно нормальное явление, которое нельзя судить с позиций доброго-злого. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет активный процесс переработки и осмысления усвоенного материала, но применить его на практике подростки еще не умеют. Произвольный контроль за собственными действиями у маленького человека очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего надзора со стороны авторитетного социализатора он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках «правильного» поведения. Дети из неблагополучных семей лишены такого надзора, они-то и пополняют главным образом криминальную статистику.
В качестве основной причины неэффективности профилактики бродяжничества среди подростков чаще всего называют недостаточное государственное финансирование проводимых мероприятий. В силу чего многие начинания и даже целевые государственные программы (в том числе и широко афишировавшаяся программа «Дети Украины») если и не остаются заведомо пустыми декларациями, то уж заметной результативностью не отличаются. Действительно, недостаточное финансирование, его несоразмерность остроте и масштабам проблемы — факт бесспорный. В качестве примеров можно привести Законы Украины, регламентирующие данную сферу. В силу своего статуса, они имеют общий (а часто и прямо декларативный) характер. Те же немногие статьи и положения, имеющие конкретное наполнение, которые можно проверить, как правило, не выполняются из-за отсутствия ресурсов. Однако, на наш взгляд, более существенную роль играет то обстоятельство, что у общества вообще отсутствует продуманная стратегия решения этой проблемы, предпринимаемые действия и мероприятия носят бессистемный характер, с силу чего даже те скудные средства, которые выделяются на борьбу с бродяжничеством среди подростков , используются недостаточно эффективно.
В Украине до сих пор отсутствует общегосударственная программа борьбы с бродяжничеством. Политическое руководство страны всё ещё не рассматривает ситуацию в данной сфере как критическую.
Отсутствие общегосударственной программы объясняется, видимо, и тем, что общество до сих пор не определило цель, к которой оно стремится в решении данной проблемы. Вариантов такой цели, по сути, может быть только два: полная ликвидация данного социального явления или всего лишь ее определённое смягчение. И хотя различия между ними выглядят, на первый взгляд, как количественные, на самом деле это принципиально разные цели. Существенно различаются и механизмы их достижения.
Социальная политика советского государства была однозначно нацелена на первый вариант — полное искоренение бродяжничества, как и многих других социальных патологий. Эта цель была достигнута. Успех определялся правильно выбранной стратегией и системным подходом к её осуществлению.
Цель этой стратегии заключалась в том, чтобы каждого беспризорника «вернуть» обществу: помочь ему принять социально-одобряемые нормы, ценности и стандарты поведения, приобрести необходимые знания и умения, позволяющие найти своё место в жизни. И государство возлагало на себя полную ответственность за решение этой задачи.
Второй вариант стратегии представлен социальной практикой развитых стран. Её принципиальное отличие — неприятие принципа принуждения или значительное ограничение сферы его применения. Естественно, в этих условиях общество не ставит перед собой задачи ликвидации данного явления в какие-то конкретные сроки. В силу нежелания многих представителей «социального дна» изменить свой статус — это и невозможно. Целью данной стратегии в данном случае выступает оказание помощи всем тем, кто не только в ней нуждается, но и желает её получить. Ибо решение о получении помощи или включении в ту или иную программу профилактики принимается самой личностью. Будет ли это взаимодействие происходить на разовой, эпизодической или на постоянной основе — зависит от конкретного человека. Общество же возлагает на себя обязанность сделать такую помощь доступной для всех, кто в ней нуждается, дать им шанс изменить свою жизнь.
При всём различии целей оба варианта оказались работоспособными в силу того, что реализовывались они системно: осуществлялись авторитетной государственной структурой, обладающей ресурсами и полномочиями в тех пределах, которые необходимы для решения поставленных перед ними задач.
В современной Украине такая системность в профилактике бродяжничества среди подростков отсутствует как на национальном, так и на региональных уровнях. Поэтому проводимые мероприятия если и не противоречат друг другу, хотя бывает и такое, то уж часто носят разовый, отрывочный характер, тогда как борьба с бродяжничеством требует непрерывного и комплексного воздействия на подростка, изменения его образа жизни не на какой-то промежуток времени (скажем, на период пребывания в приюте), а навсегда. А это чаще всего и отсутствует, так как данная задача даже не записана как конкретная задача какой-то конкретной государственной структуры. А что бывает с решением не сформулированной задачи — говорить не приходится.
Естественно, в первые годы существования независимого украинского государства налаженной системы по борьбе с бродяжничеством просто не существовало. Этой деятельностью продолжали заниматься организации и учреждения, сохранившиеся с советских времён. Однако результативность их деятельности оказалась невысокой. Во-первых, их ресурсы уже явно не соответствовали многократно возросшим масштабам проблемы. Во-вторых, и это главное, часть прежних методов борьбы в новых условиях оказалась малоэффективной, а от другой пришлось отказаться, как несоответствующей ценностям создаваемого демократического общества. Это в первую очередь коснулось порядка и масштаба использования принудительных мер.
Понадобилось несколько лет, чтобы общество хотя бы в какой-то мере осознало проблему и начало вырабатывать стратегию её решения. Эта стратегия была закреплена в принятом в январе 1995 года Законе Украины «Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних». Как записано в преамбуле, «…этот Закон определяет правовые основы деятельности органов и служб по делам несовершеннолетних и специальных учреждений для несовершеннолетних, на которые возложено осуществление социальной защиты и профилактики правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста».
Следует отметить, что существующая в Украине государственная система профилактики бродяжничества среди подростков крайне неэффективна (несмотря на добросовестную работу многих её сотрудников) прежде всего в силу своей бессистемности. Главный её недостаток — отсутствие органа, несущего полную ответственность за действенность проводимых мероприятий по профилактике данной проблемы и располагающего необходимыми для этого стратегией, полномочиями и ресурсами. Таким органом на национальном уровне выступает Государственный комитет Украины по делам семьи и молодёжи, а на региональных — службы по делам несовершеннолетних. В соответствии с упомянутым Законом им поручена «координация усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в решении вопросов социальной защиты несовершеннолетних и организации работы по предупреждению бродяжничества и правонарушений среди них» [6].
Такая координация удавалась ВЧК, до определённой степени она была присуща командной системе советского общества. Но в современной Украине исполнительская дисциплина настолько низкая, что предписанная Законом «координация усилий» остаётся лишь красивой фразой. В лучшем случае полномочий хватает на составление совместных планов, проведение разовых мероприятий, написание отчётов. Свидетельством неспособности (организационной и финансовой) молодого украинского государства совладать с бродяжничеством среди подростков является продолжающийся их рост.
Ещё одна причина неэффективности деятельности государственных структур заключается в том, что государственные институты, действующие в социальной сфере, чаще всего работают симптоматично, то есть их действия направлены на устранение последствий проблем, которые уже стали очевидными. В сфере работы с бездомными детьми такая политика представляется, по меньшей мере, мало эффективной. Ограниченность государственных социальных и здравоохранительных служб проявляется, с нашей точки зрения, в нескольких моментах:
- в большинстве своём они работают с проблемой, а не с ребёнком;
- государственные учреждения редко получают доступ в семейную сферу ребёнка, которая зачастую и становится причиной его бегства из дома, в результате упускается важнейшее звено своевременной профилактики бродяжничества среди подростков. Так, по материалам поведенческого исследования, проведённого в рамках проекта ЮНИСЕФ «Дети улицы» в 1997–1998 гг., 71% опрошенных детей улицы имеют семьи и лишь 14% таких детей охарактеризовали эмоциональное состояние дома как хорошее или нормальное (было опрошено 66 детей);
- персоналу государственных учреждений приходится иметь дело с большим потоком пациентов, что приводит к снижению качества работы с каждым ребёнком, особенно страдает эмоциональный контакт, который в данном случае является наиболее важным;
- мотивация к неформальному общению, выходящему за рамки должностных инструкций у персонала государственных учреждений часто также бывает невысока.
Таким образом, бродяжничество - систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.
Важно выделить такую группу бродяг как «уличные дети», т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет.
В Украине до сих пор отсутствует общегосударственная программа борьбы с бродяжничеством. Политическое руководство страны всё ещё не рассматривает ситуацию в данной сфере как критическую.
РАЗДЕЛ II . АНАЛИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СОЦИОЛОГИИ
2.1. Особенности
методики изучения проблемы «
Бродяжничества среди
Попытки всесторонне исследовать проблему отклоняющегося поведения (бродяжничества) принимаются постоянно, о чем свидетельствует обширная библиография.
Многолетнее исследование (2002-2007 гг.), проводимое на базе Пензенского областного приюта для детей и подростков, где проживают подростки с типом девиации «бродяжничество», помогло выделить три группы подростков, в зависимости от срока пребывания их в уличной среде.
Всю исследовательскую выборку разделили условно на три составляющих. К первому типу они отнесли подростков, находящихся на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в семью. В этот контингент входят дети, сбежавшие от жестокого обращения дома, голода, неустроенности или несправедливости воспитателей в детском доме. Они пытаются разными способами зарабатывать на жизнь: попрошайничают, собирают бутылки.