Программы и инструментарий исследования по изучению проблемы « Бродяжничества среди подростков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью работы является выявление причин и поиск путей решения проблемы бродяжничества среди подростков.
Основные задачи исследования:
- дать определение бродяжничеству как социальной проблемы;
- изучить состояние проблемы среди подростков;
- рассмотреть методики исследования бродяжничества в социологии;
- проанализировать современные подходы в исследовании проблемы бродяжничества среди подростков;
- выявить пути решения проблемы бродяжничества среди подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Бродяжничество как социальная проблема
Современное понимание проблемы бродяжничества среди подростков как социальной проблемы
Программы социальной политики, направленные на решение проблемы бродяжничества среди подростков в Украине
РАЗДЕЛ II . АНАЛИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В СОЦИОЛОГИИ
2.1. Особенности методики изучения проблемы « Бродяжничества среди подростков» зарубежных и отечественных социологов
2.2. Программы и инструментарий исследования по изучению проблемы « Бродяжничества среди подростков»
2.3. Возможные пути решения проблемы
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

brodyazhnichestvo (1).docx

— 56.68 Кб (Скачать файл)

Ко второму типу относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр их асоциального поведения значительно расширен по сравнению с подростками первого типа.

К третьему типу отнесли подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминогенный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шанс попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях группа имеет тенденцию к увеличению.

В данной выборке «бродяг» наиболее часто встречаются следующие девиации: у подростков первой группы - «однократный побег» (100 %); у подростков второй группы - «попрошайничество» (100 %), «курение» (93,3 %), «бродяжничество» (80 %); у подростков третьей группы - «бродяжничество», «попрошайничество», «воровство» (100 %), «курение» (93,3 %), «алкоголь», «проституция» (80 %) (рис. 1).

Таким образом, портрет подростка, входящего в различные группы, различается. Если к первому типу мы относим подростка, совершившего однократный побег из дома и еще не пристрастившегося к другим девиациям, таким как «попрошайничество», «алкоголь» и др., то подростки, входящие в третью группу, имеют практически весь перечень девиаций.

Исследование личностных особенностей подростков с типом девиации «бродяжничество» проводилось в два этапа: 1 этап - исследование характеристик личности (индивидуально-психологический компонент) по шкалам «Самооценка» (методика Дембо-Рубин-штейна), «Тип акцентуации характера» (характерологический опросник Леон-гарда-Шмишека), «Уровень субъективного контроля» (методика Дж. Роттера); 2 этап - исследование эмоционально-личностной дезадаптации (ценностный и коммуникативный компоненты) по шкалам «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (методика Д. А. Леонтьева), «Эмпатия» (методика И. М. Юсупова), «Агрессивность» (опросник Басса-Дарки), «Личностная дезинтеграция» (методика «Рисуночный апперцептивный тест» (РАТ) - модифицированный вариант «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ) Г. Мюррея).

Результаты исследования по выделенным шкалам показали, что при переходе от группы к группе увеличивается самооценка самостоятельности, наблюдается полное совпадение идеального и реального по этому же параметру в третьей группе, т.е. подростки, составляющие третью группу, достигают, по их мнению, идеального образа самостоятельного человека. Увеличивается в третьей группе встречаемость неадекватной оценки (завышенной) и уверенности в себе. Увеличивается в третьей группе частота встречаемости адекватной оценки в категории «доброта». К третьей группе увеличивается частота встречаемости нереальной завышенной самооценки в категории «авторитет».

Анализ частоты встречаемости типов акцентуаций в выделенных типах девиации «бродяжничество» показал, что у подростков первой группы наиболее часто встречаются гипертимный тип (38 %). Во второй и третьей группах наиболее часто встречаются неустойчивый тип акцентуации (33,3 %), гипертимный тип акцентуации в этих группах встречается более редко (13,3 %; 20 %).

Анализ распределений локуса контроля подростков в связи со временем отсутствия вне дома такой: в третьей группе наиболее часто встречается экстернальный тип локуса контроля как по сравнению с первой, так по сравнению и со второй.

Исследование эмоционально-личностной дезадаптации (ценностный и коммуникативный компоненты) показало также наличие различий по выделенным шкалам. Анализ результатов методики «Смысложизненные ориентации» (СЖО) показал: подростки, входящие в первую группу, в основном имеют низкий уровень жизненных ценностей (93,75 %), у подростков, входящих в третью группу, в основном регистрируется средний уровень всех субшкал теста. У подростков второй группы диагностируется низкий уровень субшкалы «Результат».

Статистический анализ результатов теста СЖО показал наличие достоверных различий в выделенных группах подростков с девиацией «бродяжничество». Наиболее существенные различия по всем субшкалам обнаружили между первой и третьей группами подростков. Среди третьей и второй групп значимых различий не наблюдается. Таким образом, существенные изменения происходят на этапе перехода из первого типа во второй, поэтому и коррекционные мероприятия целесообразнее проводить именно с подростками первой группы девиации «бродяжничества».

Статистические различия подтверждает и корреляционный анализ показателей у подростков-мальчиков и подростков-девочек. Более того, корреляционный анализ показал, что существенных различий между показателями девочек и мальчиков не наблюдается, поэтому целесообразнее говорить, в общем, о подростках с девиацией «бродяжничество». Однако отметим, что наиболее часто встречаются с такой девиацией подростки-мальчики (80-90 %).

Анализ особенностей агрессивного поведения подростков с девиацией «бродяжничество» показал, что при переходе от группы к группе значимо изменяются индексы агрессивности и враждебности. Увеличивается частота встречаемости высокого уровня во второй и третьей группах. Снижается норма агрессивности при переходе к третьей группе. Наибольшее проявление враждебности обнаруживается во второй группе. В первой и третьей группах частота встречаемости высокого уровня враждебности статистически идентична. Сравнение индивидуальных показателей по всем параметрам данного опросника показало статистически возрастающую тенденцию при переходе от группы к группе: увеличивается физическая, косвенная агрессии, раздражение, негативизм, подозрительность. Вербальная агрессия незначительно изменяется при переходе от группы к группе. Чувство вины и обида статистически не изменяются.

Анализ личностных девиаций на основе результатов методики РАТ показал, что у подростков всех групп преобладает позиция жертвы, которая имеет две направленности - агрессивная и пассивная позиции, а также диагностируется основной паттерн реагирования - бегство.

Исследования, проводимые в  МОУ  «СОШ №4» г.Энгельса, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения,  :    нестабильный брак или родители в разводе -68%     деструктивные взаимные отношения между членами семьи -78%; низкий уровень благосостояния-57%;наличие в семье безработных-43% наличие в семье членов с асоциальным поведением»26%;  частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения14%.

 

 Исследования показывают  негативные тенденции роста числа  таких семей. Вместе с тем попытка  переноса центра тяжести воспитания  в семью показала неготовность  последней на данном этапе  развития общества к выполнению  воспитательных функций. Однако  бесспорным является то, что семья  может и должна взять на  себя главную ответственность  за воспитание своих детей. Но  это станет возможным при наличии  государственной социальной политики, которая бы способствовала включению  семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации  ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, - ребенок никогда не станет безнадзорным.

Интересное исследование структуры подростковой беспризорности было проведено Московским городским центром «Дети улиц». При этом все источники формирования детской беспризорности были разделены на пять групп.

В первую группу были отнесены подростки, причиной бродяжничества и беспризорности которых явилась нелегальная миграция семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра «Дети улиц», эта группа составляет 4 – 5 % от общей массы беспризорных детей.

Вторая группа детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф, мятежей и т. п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8 – 9 % от всех беспризорных.

Третья группа несовершеннолетних бродяг и беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5%.

Четвертая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу других причин. Доля таких детей достигает 82 – 86 %.

Последняя, пятая группа несовершеннолетних состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, специальные учреждения среднего профессионального образования, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырех перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под социально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5 – 6 %.

Среди причин роста детской беспризорности и безнадзорности специалисты Московского городского центра «Дети улиц» (Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДА среди несовершеннолетних) называют следующие:

- падение доходов семей  с детьми, часто до катастрофически  низкого уровня; безработица взрослых  членов семьи;

- резкое увеличение распространенности  кризисных явлений в семье (повышение  нестабильности семей, увеличение  числа неполных семей с детьми, асоциальное поведение родителей);

- морально-психологический  кризис у части общества в  условиях выработки новых морально-нравственных  ценностей, распространение морали  вседозволенности;

- открытость границ России  для стран, ранее входивших в  Советский Союз, их еще более  тяжелое экономическое положение, а в ряде случаев и вооруженные  конфликты ведут к нелегальной  миграции детей, причем часто  без сопровождения взрослых, из  этих стран в индустриальные  центры России;

 

- рост криминализации  общества, распространенность новых  для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками  и пр.) при одновременном ослаблении  механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности.

Подтверждает данные исследования и структура безнадзорных и беспризорных детей, приведенная в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации, ряды беспризорных детей пополняются за счет трех основных категорий:  дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав; дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями; беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.

Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребенок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей) то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребенка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.

Кроме того, у сирот шанс стать беспризорником увеличивается и в силу описанного в литературе психологического феномена "неотреагированного горя", который заставляет их искать сочувствия и эмоционального сопереживания на стороне – у мнимых авторитетов. Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, вынуждает помещать этих детей в интернатные учреждения.

 

 

 

 

    1. . Возможные пути решения проблемы

 

Общие предложения по разрешению проблемы бродяжничества:

- создание информационного  банка данных о бездомных гражданах;

- осуществление мониторинга  миграции бездомных граждан;

- проведение систематики  категорий бездомных граждан  на основе таких критериев, как  предшествующее место жительства, возраст, состояние здоровья, ограничения  жизнедеятельности;

- усиление дифференциации  функций учреждений социальной  помощи с учетом установок  бездомных граждан и реинтеграционного их прогноза;

- разработка принципов преемственности деятельности учреждений социальной помощи на основе возможностей реинтеграционного маршрута бездомных граждан;

- ориентирование учреждений  социальной помощи с адаптационными  функциями на усиление активизирующего  воздействия, вовлечение бездомных  граждан в трудовую деятельность, преодоление их иждивенческих  установок;

- тщательное изучение  социально-психологических факторов, лежащих в основе бродяжничества, с целью разработки дифференцированных  программ ресоциализации и реинтеграции бездомных граждан;

- обеспечение бездомных  граждан реальными возможностями  реинтеграции в общество (социальным жильем, стабильным трудоустройством, общественно полезной занятостью);

- усиление управленческого  аспекта в разрешении проблемы  бродяжничества посредством разработки  законодательного документа, регулирующего  социальное положение, перспективу  реинтеграции бездомных граждан в общество.

Для решения проблемы профилактики бродяжничества в среде подростком, рекомендуется (в условиях образовательного учреждения) :

 

1. Укомплектовать штат  образовательного учреждения социальным  педагогом, психологом, которые подготовлены  к работе со школьниками, склонными  бродяжничеству и другими формами  асоциального поведения.

2. Привлекать к решению  проблемы другие службы: социальные (органы опеки и попечительства, реабилитационные центры и т. д), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта).

Информация о работе Программы и инструментарий исследования по изучению проблемы « Бродяжничества среди подростков»