Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:12, реферат
Предмет исследования – этические принципы и стандарты поведения социальных работников во взаимоотношениях с детьми группы риска.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
проанализировать социально-психологические особенности детей группы риска
рассмотреть основные проблемы детей группы риска и особенности взаимоотношений при решении их проблем
проанализировать основные документы, регламентирующие деятельность специалистов социальной работе
выявить этические принципы и стандарты социальной работы с детьми группы риска.
Введение………………………………………………………………….…….2стр.
Глава I Теоретические основы исследования социальной работы с детьми группы риска………………………………………………………………..….5стр.
Социально-психологические особенности детей группы …………….5стр.
Особенности проблем детей группы риска и специфика взаимоотношений при решении общих проблем……………………….12стр.
Глава II Этические основы социальной работы с детьми группы риска…...17стр.
2.1. Основные документы, регламентирующие деятельность социального работника………………………………………………………………..……..17стр.
2.2. Принципы и стандарты поведения социального работника в отношениях с детьми группы риска………………………………………………………....22стр.
Заключение…………………………………………………………….………29стр.
Список литературы…………………………………………………………..31стр.
В работе с такими клиентами требуется особый подход. Рассмотрим ситуацию, определим действия социального работника в данном случае.
«Лиза С. – миловидная девочка 13 лет, употребляет алкоголь, пробовала наркотики и несколько раз убегала из дому. Родители обратились за помощью к социальному работнику. На первый взгляд, они казались приветливыми и терпеливыми. Однако по мнению социального работника, который последние 4 недели общался с Лизой, проблемы были именно в них. На пятой встрече с девочкой в конце разговора специалист почувствовал, что Лиза стала откровенной и начала очень эмоционально рассказывать о причинах своих проблем. По расписанию на каждого клиента отводилось по 15 минут, а визиты Лизы затягивались уже до часа. Оказалось, что отчим девочки и ее старший брат не раз пытались вступить с ней в половой контакт. Когда она рассказывала об этом матери, та посоветовала ей забыть о случившемся. Это и было причиной побегов. Социальный работник понимал, что нельзя ограничивать время разговора с девочкой только из-за того, что должен прийти другой клиент».
Постараемся ответить на следующие вопросы:
- Может
ли социальный работник
- Какие
обязанности у этого
Отвечая на первый вопрос мы сталкиваемся с различными противоречиями. С одной стороны, социальный работник должен и обязан выслушать клиента до конца, с другой – есть вероятность, что он не сможет оказать необходимую помощь другим клиентам. Опираясь на этический кодекс социальной работы и особенности российского менталитета, можно ответить, что социальный работник может уделить больше времени Лизе С., но не ущемляя права остальных клиентов.
Говоря о втором вопросе, мы обращаемся к этическому кодексу социальной работы. В данном случае в обязанности социального работника входит тесное общение с девочкой, определение всех негативных факторов, влекущих за собой побеги из дома, а также, в обязательном порядке, работа с семьей Лизы С., так как именно обстановка в семье повлекла за собой асоциальной поведение девочки.
Таким образом, работая с дезадаптированными детьми и подростками, социальный работник ориентируется на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве – в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблем становятся гораздо понятнее, так как целостность бытия не замыкаются только на личности данного ребенка. И в своей работе с детьми группы риска социальный педагог должен придерживаться принципов толерантности, социальной справедливости,анонимности и конфиденциальности, личной неприкосновенности.
1.2 Особенности проблем детей
группы риска и специфика
Проанализировав социально-психологические особенности детей группы риска, мы переходим к рассмотрению их проблем, которые во многом определены социальным самочувствием и психологическими особенностями данной категории населения. В раскрытии данного вопроса основываемся на работах современных ученых в области социальной работы и психологии, таких как, Коныгина М.Н., Медведева Г.П., Горлова Е.Б., Шнейдер Л.Б., Ширгалин Б.Ш.
Рассмотрим основные проблемы детей группы риска.
Одной из острейших проблем детей, относимых к группе риска является неблагоприятная, асоциальная обстановка в семье. Пьющие родители, которые то и дело избивают ребенка, попрекают его в том, что он сидит у них на шее своим поведением вынуждают своего ребенка уйти от них, забыться, нередко такие ситуации в семье приводят к подростковому суициду. Работая с детьми из неблагополучных семей, следует останавливаться на воспитательной работе не столько с детьми, сколько с их родителями, так как именно они и их поведение являются причиной социальной дезадаптации ребенка. Жестокое обращение с детьми в некоторых семьях одна из важнейших проблем современности. Родители бьют и двухлетних и восемнадцатилетних с одинаковой жестокостью. И, наблюдая за этим, общество и социальные службы не всегда могут своевременно оказать необходимую помощь. Рассмотрим данную проблему на конкретном примере.
«Несколько месяцев назад Галина Н. сообщила, что подозревает жестокое обращение с ребенком в семье ее соседа этажом выше. Глава семья Александр С., по ее мнению, постоянно бьет своего двухлетнего сына Андрея. Несколько вечеров подряд она слышала сильный шум. Мальчика Галина Н. встречает очень редко и каждый раз видит на нем синяки и ссадины. Андрей выглядит очень грустным.
Социальный работник отметила это в своем отчете, но не предприняла никаких мер. Через месяц после этого разговора мать Андрея привела сына в больницу для оказание экстренной помощи. У мальчика были многократные переломы, которые, как сказала его мать, он получил в результате падения с лестницы. Наблюдающий мальчика врач не поверил в эту историю и в соответствии с законом сообщил о случившемся в управление здравоохранения. Подозрение врача – жестокое обращение с ребенком.
Для выяснения обстоятельств заявления врача в квартиру семьи С. был направлен социальный работник. После разговора с родителями социальный работник заключил, что прямой угрозы жизни ребенка не существует.
Через 10 дней после визита социального работника мать мальчика позвонила в скорую помощь и сообщила, что ребенок задыхается. Когда скорая помощь прибыла, мальчик был без сознания. Спустя 12 часов Андрей умер в больнице, не приходя в сознание. В медицинском заключении о смерти ребенка было написано "Смерть наступила в результате жестокого обращения".
Чтобы разобраться в данной ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Было
ли достаточно подозрения
- Когда
наказание детей родителями
- В каких случаях допустимо перемещение ребенка из семьи и возможно ли это без согласия родителей?
По моему мнению, подозрений соседки было больше, чем достаточно, для вмешательства социального работника. Социальный работник был обязан посетить семью маленького Андрея, чтобы убедиться в достоверности, слов Галины Н.
В данном случае мы сталкиваемся с насилием над ребенком, об этом свидетельствуют неоднократные побои, а вследствие и смерть ребенка.
Рассматривая данную ситуацию, можно полагать, что было бы допустимо перемещение ребенка из семьи, после рассмотрения подозрений соседки и исследования обстановки в семье.
По данной проблеме можно рассмотреть еще одну ситуацию, где мы сталкиваемся уже с достаточно взрослым ребенком
"Мне не хочется жить. Я одинока. У меня нет друзей. С родителями отношения жуткие. Техникум ненавижу. И для чего жить? Зачем? Когда все так плохо. Я уже пробовала закончить эти муки. Наглоталась таблеток. Ну и что? Откачали. А от этого еще противнее. Своим существованием обязана лишь своей бабушке, которую очень люблю. Она болеет. Как-то она сказала, что если со мной что-нибудь случится, то она не выживет. И только это удержало меня от последнего шага. Но, может быть, это желание покончить с собой пройдет? Я не знаю. Может быть, Вы знаете, как заставить жить себя дальше?".
Можно сформулировать основные принципы работы с данным клиентом:
1. Принцип
толерантности как
2. Принцип уважения ребенка как личности.
3. Принцип добровольности.
4.Принцип
анонимности и
5. Принцип добровольности.
6.Принцип учета специфики
7.Принцип социальной
Еще одной проблемой детей является улица, а точнее приспособление к жизни на улице, в широком смысле этого слова.
Уходя из дома, ребенок идет в никуда, здесь нет жилья, нет еды. Он должен сам приспосабливаться, существовать, выживать.
В современном мире одно из самых распространенных средств заработка на улице – это занятие проституцией.
Возраст сексуального дебюта у современных подростков снижается и в среднем составляет 14 лет. При этом мальчики начинают сексуальную жизнь раньше девочек и имеют больше сексуальных партнерш, хотя для многих мальчиков сексуальный дебют остается одноразовым событием, а для девочек началом относительно регулярной половой жизни.
Детская проституция влечет за собой огромный риск, а именно: подростковую беременность, вероятность заразиться болезнями, передающимися половым путем (включая ВИЧ-инфекцию), а также социальную дискредитацию. Это занятие может сформировать у ребенка негативное отношение к своей личности. Относительно высокий доход от занятий проституцией и, как следствие, в некоторых случаях – благосклонность семьи к подобной деятельности лишает ребенка возможности отказаться от нее. Нередко сами родители принуждают детей к зарабатыванию денег с помощью проституции. Это одна из самых «грязных» форм заработка, которая очень сильно калечит психику ребенка.
Ребенку, пережившему в своей жизни опыт занятия проституцией, требуется немедленная помощь со стороны социальных служб, которая бы заключалась в социальной реабилитации, и основными принципами работы выступали бы принцип толерантности и конфиденциальности.
Существует проблема употребления наркотиков в подростковом и детском возрасте. Многие дети, в частности ведущие уличный образ жизни, употребляют разнообразные токсические вещества, чтобы помочь себе справиться с жизненными проблемами.
Вдыхание паров клея, намазанного внутри пластикового мешка, или различных растворителей приводит к притуплению чувства голода, холода, одиночества, усталости. Дети могут утратить ощущение реальности и испытывать галлюцинации. Клей становится своеобразным атрибутом уличной жизни. Благодаря ему они знакомятся, дружат, впускают в свой круг общения. В то же время психоактивные вещества пагубно влияют на головной мозг. Дети, длительно употребляющие психоактивные вещества, значительно отстают в умственном развитии, у них плохая память, резкие перепады эмоционального состояния.
Таким образом, ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию, сталкивается с рядом проблем, при чем нередко провокаторами этих проблем являются родители и близкие ему люди. Это приводит к девиантному, асоциальному поведению детей. Дети уходят из дома, часто начинают заниматься проституцией, пробуют наркотики. Из-за отреченности от реальности, юношеского максимализма и недоверительному отношению к людям, дети, относимые к группе риска, не могут самостоятельно справиться со своими проблемами.
Отсюда следует, что знания социально-психологиеских особенностей детей группы риска, типичных проблем подросткового возраста являются необходимыми для социального работника, для того, чтобы он смог правильно построить взаимоотношения с клиентами.
Глава II. Этические основы социальной работы с детьми группы риска
2.1 Основные документы, регламентирующие деятельность социального работника
Для того чтобы изучать принципы и стандарты поведения социального работника в отношении с детьми группы риска, необходимо выяснить, какие существуют документы, регламентирующие деятельность специалиста при работе с данной категорией граждан. В раскрытии данного вопроса основываемся на работах современных исследователей в области социальной работы (Коныгина М.Н., Медведева Г.П., Фирсов М.В, Шнейдер Л.Б.)
В практике социальной работы уже имеется ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов социальной работы. В системе социальной защиты населения действует система правового регулирования отношений между участниками процесса – Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и система административного регулирования – уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т. п. Предусмотрена также система отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.
Все законодательные и нормативно-правовые акты,которые применяются в работе социального работника с различными категориями населения и в частности с дезадаптированными детьми и подростками можно разделить на 3 блока документов:
1. Международное законодательство;
2. Российские законы и нормативно-правовые акты;
3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Основополагающим документом международного права, содержащим изложение в систематизированном виде комплекса основных прав человека является «Всеобщая декларация прав человека», принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Содержание статей Декларации стало критерием для определения степени уважения и соблюдения государствами международных норм, касающихся неотъемлемых прав человека». «Все люди, – гласит ст. 1, – рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
На основе принципов этого документа многими странами были приняты важные правовые акты.
Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска