Профилактика нарушения межличностного взаимодействия в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:38, реферат

Краткое описание

Часть из них связана с прохождением семьи через различные стадии жизненного цикла, с тем и обычными, естественными событиями, которые происходят в семьях и которые отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой. Любое «естественное » событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.) и его последствия с неизбежностью порождают в семьях те ил и иные проблемные ситуации, кризисы, требую тот семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов. Их принято называть «нормативными стрессами». Другие проблемы и кризисы, с которым и приходится сталкиваться семье, порождаются ненормативными событиями, такими как преждевременная смерть, развод, потер я работы, арест , стихийно е бедствие , инфляция , безработица , война .

Содержание

Консультирование по проблемам семьи……………………………………………………………2
Основные направления оказания психологической помощи по проблемам семьи и брака..5
Консультирование по вопросам вступления в брак………………………………………………7
Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка…………………………………………...7
Консультирование по проблеме супружеской измены…………………………………………...8
Консультирование по проблеме насилия в семье…………………………………………………9
Консультирование по проблеме развода…………………………………………………………...11
Список используемых источников………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Семейная психология.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

Консультирование  по проблемам семьи……………………………………………………………2

Основные направления  оказания психологической помощи по проблемам семьи и брака..5

Консультирование  по вопросам вступления в брак………………………………………………7

Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка…………………………………………...7

Консультирование  по проблеме супружеской измены…………………………………………...8

Консультирование  по проблеме насилия в семье…………………………………………………9

Консультирование  по проблеме развода…………………………………………………………...11

Список используемых источников………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультирование  по проблемам семьи

          На всем протяжении и своей жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается с разнообразными проблемами и кризисами.

         Эти проблемы и кризисы имеют различную природу и происхождение.

         Часть из них связана с прохождением семьи через различные стадии жизненного цикла, с тем и обычными, естественными событиями, которые происходят в семьях и которые отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой. Любое «естественное » событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.) и его последствия с неизбежностью порождают в семьях те ил и иные проблемные ситуации, кризисы, требую тот семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов. Их принято называть «нормативными стрессами». Другие проблемы и кризисы, с которым и приходится сталкиваться семье, порождаются ненормативными событиями, такими как преждевременная смерть, развод, потер я работы, арест , стихийно е бедствие , инфляция , безработица , война .

           Кризисные события и ситуации могут совершенно по-разному восприниматься и переживаться семьями, находящимися на разных стадиях жизненного цикла. Они имеют критическое значение для развития семьи, т. к. ведут или к конструктивному разрешению кризиса и развитию, или к семейной дезадаптации и последующему разрушению семьи. Исход зависит от характера восприятия текущих кризисных ситуаций и возможностей их разрешения семьей. Семья может иметь выявленную и сформировавшуюся потребность в обращении к внешней поддержке для разрешения как нормативных, так и ненормативных кризисов, но эта потребность может быть и не выявлена и даже не сформирована.

           В основном за социальной поддержкой и социально-психологической помощью обращаются разводящиеся семьи, семьи с одним родителем, семьи с отчимом или мачехой, семьи с приемным и родителями, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, в которых кто-то из их членов находится в заключении или в психиатрической больнице, семьи, имеющие м аленьких детей, семьи , в которых имеет м ест о насилие по отношению к детям или другим членам, семьи с детьми-подростками, имеющим и склонность к самоубийству . Семейные психотерапевты и психологи-консультанты наряду с указанным и выше упоминают также семьи с гиперактивными детьми, семьи с проблемными брачными отношениями, семьи, пережившие утрату, семьи алкоголиков, безработных и т.д., а также семьи с сочетанием нескольких проблем.

           В ситуациях стресса нуждаются в помощи молодые семьи, в том числе семьи накануне и сразу после рождения первого ребенка, бикарьерные семьи, бедные семьи, семьи, в которых умер маленький ребенок, и т.д. Все эти нормативные и ненормативные проблемы семьи разделены на группы.

          Все семьи на любых стадиях своего жизненного цикла сталкиваются , например , с экономически м и проблемами , с проблемами социальными, медицинскими, психологическими. Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения своей целостности.

           С точки зрения способности семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы все семьи могут быть разделены н а три группы:

           - зрелые семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлении своих чувств и желаний , в которых все возникающие проблемы открыто обсуждаются в семье, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;

          - псевдоблагополучные семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласи я и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия, а целостность достигается до поры до времени как подчинение воли и желаний всех воле и желаниям одного ;

         - проблемные семьи, взаимодействия в которых хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, и в которых прошлый опыт ничему не учит и не служит ориентиром для поведения в будущем.

          Очевидно, что объектами социальной поддержки и социально-психологической помощи могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трех типов. Однако, во-первых, степень нуждаемости их в социальной поддержке и помощи различна, как различно и конкретное содержание ее. Зрелые семьи могут нуждаться в социальной поддержке, скорее, в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций (несчастный случай, серьезное заболевание , физический или умственный дефект , безвременная смерть, несчастье, вызванное внешним и факторами). Социально-психологическая помощь и поддержка предполагает именно такой моральный и правовой статус детей. Уважение достоинства требует, чтобы со всеми детьми в государстве обращались одинаково. Различия в обращении могут быть связаны только с присущим и самим детям особенностями, а их правовая недостаточность не должна определяться поступкам и родителей (что происходил о при дискриминации «не законных » детей в прошлом) или социальным положением (что имеет место до сих пор, когда доступность образования, например, зависит от благосостояния родителей или общества, в котором они живут). Уважение достоинства требует также, чтобы личностная целостность ребенка в воспитательных учреждениях, в суде для несовершеннолетних и в школе была защищена законом.

            Вместе с тем составители заботились не только об уважении детей, но и о том, чтобы им было предоставлено все необходимое для полного самовыражения во взрослом возрасте.

           Предоставление ребенку свободы с самого раннего возраста имеет большое значение для его развития, способствуя, например, активному участию в обучении и лечении и развитию самоконтроля. Известно, что уже в начальных классах дети дорожат свободой и личной жизнью. И напротив, сильное ограничение свободы и вторжение в личную жизнь, характерные, например , для закрытых учреждений , вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности и неуверенности в себе. Наиболее травмирующие события для детей — это нападки на их личностную и физическую целостность (напри​ мер, при телесных наказаниях) или психологическую (например , при обвинении в о лжи) .

            Конвенция запрещает неправомерное вмешательство в личную жизнь детей (Статья 16), например, при чрезмерно подавляющей или раскрывающей психотерапии.

            Конвенция признает родителей «в первую очередь ответственным и за воспитание и развитие ребенка» (Ст. 18, § 1) и требует, чтобы государство уважало их ответственность, права и обязанности управлять и руководить ребенком в осуществлении признанных Конвенцией прав, учитывая при этом развивающиеся способность и ребенка (Ст. 5), что социальна я поддержка семей включает в себя содействие в реализации различных потребностей семей, в разрешении любых проблем и кризисных ситуаций любой природы[1].

           Соответственно сказанному социальная поддержка семей и помощь ее членам реализуется через экономические, медицинские, психологические, образовательные и другие программы, а так ж е через программы, ориентированные на семьи с о специфическими нуждами .

           Определение проблемы, оказание социально-психологической помощи, социальной поддержки, осуществление психологической коррекции, реабилитации для всех, кто в этом нуждается, или, иными словами, индивидуальная работа с членами семьи или целой семьей — функция семейной терапии и консультирования, отчасти семейной профилактики. Это — область работы психолога, семейного консультанта, специалиста по планированию семьи, психотерапевта и других специалистов, работающих с семьей и внутри семьи, учитывающих ту конкретную социальную ситуацию (ее окружение, родственные, дружеские, соседские и иные ее связи), в которой он а находится .

          Вопрос, каковы самые общие черты эффективной работы с семьей, в настоящее время остается дискуссионным. Различные структуры психологических служб в государственных учреждениях (ЗАГС, психологические консультации, психологические центры по проблемам семьи и брака, семейные клубы, службы «телефона доверия» и т. п.) накопил и определенный опыт. Интеграция этого потенциал, а с опытом работы неправительственных российских и зарубежных организаций позволяет выработать приемлемую систему мер психологической помощи семьям в различных аспектах их жизнедеятельности.

              Психологическая помощь семье — это область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности членов семьи и оказания психологических услуг, как отдельному человеку, та к и семье в целом.

 

Основные направления  оказания психологической помощи по проблемам семьи и брака

           1. Формирование, развитие и коррекция представлений о семье. Объектом психологической помощи являются как отдельные члены семьи, семья в целом на различных стадиях жизнедеятельности, так и одинокие люди, решающие проблему создания семьи. Наиболее характерным и симптомам и необходимости психологической помощи в этом вопросе являются: снижение уровня ил и отсутствие вообще взаимопонимания среди супругов по важнейшим вопросам жизнедеятельности семьи; несогласованность действия или неадекватность реакций на психологически трудные ситуации в семье; отличающиеся или диаметрально противоположные отношения , высказывания супругов по проблемам основных сфер жизнедеятельности семьи и т. д.

       2. Предотвращение развития негативных психических явлений в семье, у отдельных ее членов или снижение степени их агрессивности. Объектами психологической помощи в этой области является практически каждая неблагополучна я семья.

       3. Преодоление затруднительных психологических ситуаций в различных сферах семейной жизни.

           Первые два направления отражают психологические проблемы программного характера, и семья, отдельные ее члены имеют определенную ясность своего положения и многое зависит от

их волевых усилий по реализации целей. В данном случае объектами  психологической помощи являются отдельные  члены семьи ил и семья в  целом:

           а) в условиях перехода из одной стадии жизнедеятельности в другую;

           б) в условиях длительной изоляции от родителей и родственников;

           в) в условиях смены места жительства;

           г) в условиях вынужденного пребывания в неустроенном состоянии;

           д) в условиях, угрожающих благополучию семьи и здоровью ее членов и др.

           Усилия специалиста сосредоточиваются на активизации позитивных установок, мотивов, ценностей, намерений и т. д.

        4. Ликвидация последствия негативных психических явлений семейной жизни.

           В силу разных обстоятельств (активизация психогений супругов, изобилие «противопоказаний » на благополучный брачный союз и др.) на разных стадиях жизнедеятельности чаще неблагополучной семьи могут иметь место таки е явления, как ревность, подозрительность, родительский или детский эгоизм и др.

           Непредвиденные или часто повторяющиеся в семье, ставшие нормой ее существования, он и создают серьезные проблемы, как для семьи, так и отдельных ее членов. Во-первых, они вызывают у отдельных членов семьи переживания острой или хронической психологической травмы , которые в зависимости от особенностей эмоционального реагирования личности, различных нервно-психических факторов могут развиваться до психосоматических расстройств . Во-вторых, способствуют появлению нарушений семейных связей , трудностей в области общения и адаптации, а в ряде случаев - неврозов у отдельных членов семьи. Вначале эти изменения носят функциональный, обратимый характер, но со временем могут перейти в хронический.

           Объектом психологической помощи являются разведенные супруги, члены семей, подвергшиеся воздействию таких факторов, как тяжелое заболевание или смерть близких; тяжелый затяжной конфликт; авария или стихийное бедствие; супружеская измена ; имущественные потери и т.д.

            На практике применяются различные способы оказания психологической помощи. Основным и из них являются: психологическая профилактика; психологическое консультирование (индивидуальное или групповое) и психологическая коррекция (индивидуальная и групповая). Каждый из них имеет свои особенности и возможности самостоятельного действия. В то же время, по обстоятельствам, они могут давать достаточно высокий эффект при комплексном применении их специалистом (психологом) в благоприятной ситуации.

             Консультативная модель психологической помощи предполагает работу с семьями и членами семей, которые не только объективно, но и субъективно испытываю т трудности в семейном общении и семейном воспитании, т.е. мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в консультацию. Э то положение основано на том полученном в опыте факте, что психологические методы воздействия эффективны только для семей, добровольно обращающихся к психологу.

           Семейное консультирование целесообразно, когда:

           Семейная проблема является проблемой взаимоотношений, такой как супружеский конфликт, сильное соперничество между сводными детьми , конфликт м е жду поколениями.

           Рассматриваемая проблема имеется у одного члена семьи, а на остальных его симптоматика оказывает сильное воздействие; например: алкоголизм, наркомания, правонарушения подростка, психоз.

           Семейное консультирование может быть показано, когда консультант интенсивно работал с проблемой, имеющейся у одного из членов семьи.

Информация о работе Профилактика нарушения межличностного взаимодействия в семье