Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:38, реферат
Часть из них связана с прохождением семьи через различные стадии жизненного цикла, с тем и обычными, естественными событиями, которые происходят в семьях и которые отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой. Любое «естественное » событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.) и его последствия с неизбежностью порождают в семьях те ил и иные проблемные ситуации, кризисы, требую тот семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов. Их принято называть «нормативными стрессами». Другие проблемы и кризисы, с которым и приходится сталкиваться семье, порождаются ненормативными событиями, такими как преждевременная смерть, развод, потер я работы, арест , стихийно е бедствие , инфляция , безработица , война .
Консультирование по проблемам семьи……………………………………………………………2
Основные направления оказания психологической помощи по проблемам семьи и брака..5
Консультирование по вопросам вступления в брак………………………………………………7
Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка…………………………………………...7
Консультирование по проблеме супружеской измены…………………………………………...8
Консультирование по проблеме насилия в семье…………………………………………………9
Консультирование по проблеме развода…………………………………………………………...11
Список используемых источников………………………………………………………………….16
В табл. 7 сформулированы основные обращенные к родителям рекомендации, преследующие цель предупреждения негативных последствий развода для всех членов распавшейся семьи.
Важным направлением консультативной работы в сфере оптимизации детско-родительских отношений в постразводный период является посредничество между родителями в переговорах для определения конкретных форм реализации родительской функции разведенным супругом, проживающим отдельно. В последнее десятилетие явно наметилась тенденция возрастания инициативы и активности отцов в направлении сохранения своей воспитательной роли. Удивительно, но одной из проблем, с которой приходится сталкиваться психологу в консультации, является противодействие матерей, их негативизм и сопротивление попыткам отцов сохранить отношения с детьми после развода. Необходимо знать основные принципы, которыми должны руководствоваться родители при достижении договоренности об участии отцов в воспитании детей. Их несколько:
1. Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, проживающий отдельно, длительное время не общается с ребенком нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему такого родителя.
2. Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок должен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслуживающие любви и уважения.
3. Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной недостойной ситуации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья — ничем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.
4. Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супругами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я». Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его новой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, высказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер — значимый и важный для ребенка человек.
5. Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Если невозможно очное общение, можно использовать письма, телефонные переговоры. Родитель, проживающий с ребенком, должен в случае необходимости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и сохранении контактов ребенка с другим родителем. Если родителя — постоянного воспитателя ребенка что-то не устраивает в форме, содержании и месте общения, он вправе предлагать свои варианты его организации и настаивать на них.
6. Семейная история не только не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брачных отношений в будущей семье самого ребенка.
7. Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказанные правила распространяются и на прародителей.
8. Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, авторитетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, которые может играть новый член семьи в жизни ребенка.
Таблица 7. Психологические рекомендации супругам во время и после развода
№ |
В сфере отношений с бывшим супругом |
В сфере отношений с детьми |
В сфере отношений с друзьями |
1 |
Укрепляйте сотрудничество и доброжелательные отношения с экс-супругом во время развода |
Объясните детям ситуацию честно, понятно, не скрывая правды |
Ваши друзья — ваша сила. Укрепляйте широкую сеть поддержки, не довольствуйтесь общением с одним-двумя самыми близкими друзьями |
2 |
Будьте добры и терпеливы к себе и другим |
Объясните, что мама и папа всегда будут любить их и останутся с ними |
Не ждите, когда друзья позвонят или придут к вам. Сделайте это сами |
3 |
Не ищите виноватого, спокойно проанализируйте свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем |
Избегайте бурных объяснений и конфликтов с супругом, обвинений в его адрес в присутствии ребенка |
Не заставляйте ваших друзей принимать чью-то сторону и выбирать между вами и бывшим супругом, ведь они друзья вам обоим |
4 |
Сумейте поблагодарить экс-супруга за все хорошее, что вам довелось пережить вместе
|
Вы разводитесь друг с другом, а не с ребенком! Не просите ребенка решать, с кем из родителей он останется, и не выпытывайте, кого он больше любит. Ребенок любит обоих родителей
|
Не расспрашивайте друзей о бывшем супруге, им может быть неловко, они почувствуют себя «шпионами» |
5 |
Сумейте сказать себе и экс-супругу: «Да, мы больше не муж и жена, но наши отношения продолжаются как отношения матери и отца наших детей»
|
Не ограничивайте возможности ребенка в общении с папой, бабушками и дедушками — он сейчас как никогда нуждается в любви и внимании |
Обсудите с бывшим супругом, как вам общаться с общими друзьями
|
6
|
Пожелайте удачи экс-супругу, ведь его благополучие — залог поддержки и опоры вашим детям в будущем |
Не терзайтесь чувством вины за разрушенную семью, сконцентрируйтесь на том, как устроить жизнь по-новому. Старайтесь быть счастливым — счастливый родитель — счастливые дети
|
Не критикуйте бывшего супруга перед друзьями |
7 |
Фокусируйтесь на будущем —любое изменение, пусть даже и развод, открывает новые возможности
|
Избегайте ненужных изменений в жизни детей после развода |
Одним из важнейших принципов организации психологического консультирования разведенных супругов является делегирование ответственности за эффективное преодоление следствий развода разведенному супругу. Стремление психолога присвоить право принятия ответственного решения относительно стиля жизни разведенной семьи — не просто ложный, но и крайне опасный шаг, ведущий к стагнации постразводного синдрома и формированию зависимости клиента.
Список используемых источников
Информация о работе Профилактика нарушения межличностного взаимодействия в семье