Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить технологии социальной работы с детьми и подростками по профилактике употребления наркотиков. Задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты изучения проблемы наркомании среди несовершеннолетних.
2. Изучить опыт решения проблемы наркомании несовершеннолетних в современном Российском обществе.
3. Описать основные методы профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков и опробировать их на практике.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика…………………….
1.1 Основные аспекты проблемы наркомании среди несовершеннолетних………………………………………………………….. 5
5
1.2 Профилактика наркомании среди детей и подростков…….. 11
1.3 Направления социальной работы в области профилактики наркомании……………………………………………………..
21
2 Социальная работа по профилактике наркомании в условиях общеобразовательной школы……………………..
24
2.1 Диагностика наркомании среди несовершеннолетних
(на базе МОУ СОШ N4 г.Комсомольска-на-Амуре)………...
24
2.2 Профилактика наркомании в системе деятельности социального педагога………………………………………..
28
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………. 37
39
Содержание |
||
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика……………………. 1.1 Основные аспекты проблемы наркомании
среди несовершеннолетних……………………………… |
5 | |
5 | ||
1.2 |
Профилактика наркомании среди детей и подростков…….. |
11 |
1.3 |
Направления социальной работы в области
профилактики наркомании…………………………………………………… |
21 |
2 |
Социальная работа по профилактике наркомании в условиях общеобразовательной школы…………………….. |
24 |
2.1 |
Диагностика наркомании среди несовершеннолетних (на базе МОУ СОШ N4 г.Комсомольска-на-Амуре)………... |
24 |
2.2 |
Профилактика наркомании в системе деятельности социального педагога……………………………………….. |
28 |
Заключение …………………………………………………………………. Список использованных источников………………………………………. |
37 | |
39 |
Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения людей, нарушающими правовые нормы и правила. Социально - экономическая нестабильность, отсутствие четкой иерархии ценностей и жизненных перспектив, обеднение духовной культуры привело к тому, что в России на сегодняшний день не менее 6 миллионов больных наркоманией. За последние 10 лет число смертей от наркотиков в нашей стране увеличилось в 12 раз[1, с.13]. Сегодня практически нет людей, так или иначе не сталкивающихся с наркотиками: либо они сами пробовали зелье, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики. Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. Подросток, употребляющий наркотики, деградирует впоследствии как личность.
Актуальность проблемы - детская и подростковая наркозависимость создает устойчивую базу для развития взрослой наркомании. Неотложная задача сегодняшнего дня - создание четко налаженной системы профилактических мероприятий, которая способна остановить рост наркоманизации общества.
Объект курсовой работы – технологии социальной работы с детьми и подростками по профилактике наркомании.
Предмет исследования - профилактическая работа по употреблению наркотиков.
Цель курсовой работы - изучить технологии социальной работы с детьми и подростками по профилактике употребления наркотиков.
Задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты изучения проблемы наркомании среди несовершеннолетних.
2. Изучить опыт решения проблемы наркомании несовершеннолетних в современном Российском обществе.
3. Описать основные методы профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков и опробировать их на практике.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, метод анкетного опроса, беседа, наблюдение.
База исследования: МОУ СОШ N4 г. Комсомольска-на-Амуре.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, общий объём курсовой составляет 39 страниц.
По профилактике употребления наркотиков в последнее время написано очень много литературы. Это вызвано актуальностью проблемы и серьезными последствиями этого явления. Занимаются ее решением специалисты разных наук: медицины, юриспруденции, а в последнее время и психологии и педагогики. Вопросами наркомании и токсикомании занимались И.С. Болотовский, В.А. Ананьев, в области медицины - Кириченко, С.Б. Белогуров, С.Ю. Зефиров, А.Г. Сафонов, Ю.В. Валентик, О.В. Зыков и другие. Подростковой наркологией - А.Е. Личко, B.C. Битенский. Специалисты в области профилактики и реабилитации - А.Э, Березовский, К.С Лисецкий, Е.А. Назаров, И.Ю. Самыкина, О.А. Шапатина (семейные отношения), И.Б. Орешникова. Психологическая коррекция, работа с программами – С.В. Березин, К. Рудестам (групповая психотерапия), И.А. Симагина (техника управляемых визуализаций в консультации), Н.С Курек (коррекция эмоциональных нарушений), А. Удалова (интегративные психотехнологии в социальной работе). Психологические программы первичной профилактики разработали - С.В. Березин, К.С Лисецкий, И.А. Мотынга, Е.А. Голивкина, В.В.Макаров, О.В. Романова.
Психическая зависимость - это развитие постоянной, иногда непреодолимой психической потребности, которая заставляет принимать наркотик вновь и вновь. При психической зависимости подросток, злоупотребляющий наркотиками, испытывает неодолимое влечение к приему наркотика и достижению психологического комфорта после приема вещества.
Физическая зависимость - это потребность организма в наркотического вещества, приобретенная в процессе его длительного употребления. [4, с. 14]. При физической зависимости у подростка развивается состояние, при котором одна и та же доза наркотика становится недостаточной и требуется еще увеличение, чтобы достичь физического комфорта. При отсутствии наркотика в организме наркозависимый чувствует себя тяжело и это приводит в болезненной реакции - абстинентному синдрому. Проявляются симптомы скрытого патологического процесса, связанного с нарушение работы биологических мембран и систем жизнедеятельности организма.
Кроме психической и физической зависимости, употребление наркотиков всегда вызывает отрицательные и часто необратимые нарушения в организме.
Отравление организма наркотиками в детском и подростковом возрасте приводит к необратимым изменениям нервной системы, что вызывает деградацию личности ребёнка. Ребёнок - наркоман становится безразличным к окружающим, лишенным высоких моральных мотивов своего поведения в обществе. У него пропадает благородное стремление и интересы, утрачиваются интерес к семье и сыновий долг перед родственниками. Возникшее или только развивающееся пристрастие требует все более частого приема наркотиков и во все больших количествах. Необходимость постоянно их поиска толкает девушку или юношу на путь преступления - кражи, взлом аптек, подделывание рецептов, проституцию и даже убийства. И все это ради денег на покупку наркотика. Помимо этого, постоянное состояние отпущения и неприятное последствие наркотического голода делают невозможным нормальную учебу и работу, поэтому чаще всего подростки наркоманы нигде не учатся и не работают. Постоянная наркотизация организма приводит к его крайнему истощению, похуданию и значительному упадку физических сил. Кожа становится бледной и сухой, а лицо приобретает землянистый оттенок. Появляются нарушения равновесия и координации движений, что по ошибке может приниматься за алкогольное опьянение. Постепенно человек деградирует как личность.
Существует несколько факторов, влияющих на формирование наркотической зависимости:
1) социальные факторы:
- неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
- влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток;
- неадекватная молодежная полити
- легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние;
2) индивидуально-психологические факторы:
- подражание старшим или
- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
- стремление соответствовать
- аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неуступчивость характера);
- протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов);
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам
Из всего этого мы выделяем три наиболее распространенных фактора, приводящих к употреблению наркотиков:
1) от скуки (из любопытства);
2) за компанию;
3) уйти от реальности и проблем.
Сильный контроль или эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими друзьями, родителями, милицией. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков и агрессии - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ. Отторжение подростка из нормального общества приговаривает его к жизни в среде, которая психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но
вне которой наркоман уже не способен существовать. Формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, установками, понятиями. Наркоманская субкультура втягивает подростка, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам. Наркоманская субкультура является специфической реакцией на поведение общества по отношению к наркомании. Ее появление и развитие - неизбежный процесс. Наркоманская субкультура - это антисистема, поскольку способствует приобщению к наркотикам и закреплению их употребления.
Информация о работе Профилактическая работа по употреблению наркотиков