Профориентология как научная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:38, реферат

Краткое описание

1. Понятие профориентология. цели , задачи.
2. профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.
3 Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза
4 Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.

Вложенные файлы: 1 файл

основы профориентологии OpenDocument.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Лекция Профориентология как научная дисциплина.

 

1. Понятие профориентология. цели , задачи.

2. профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.

3 Взаимосвязь личности с профессией  на разных этапах онтогенеза

4 вопрос: Психологическая помощь  личности в ориентации в мире  профессии на различных возрастных  этапах.

 

Профориентология — это практик ориентированная дисциплина представляет возможность будущим СП ознакомиться с технологиями места человека в мире профессий, помочь оценить ему свои предпрофессиональные способности, найти смысл в профилизации обучения.

Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.

Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографироваиие и профессиональная ориентация.

Цель дисциплины — сформировать представление об основах современной профориентологии, направленной на постепенное формирование субъекта профессионального самоопределения.

Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности.

Задачи дисциплины:

1. Повысить уровень психолого-педагогических  аспектов профессиональной деятельности  будущих специалистов

2. Познакомить с назначением  профориентационной работы

3. Выделить возрастные особенности  профессионального самоопределения

4. Изучить особенности планирования  и организации профориентационной  работы

5. Рассмотреть принципы организации  проф. консультации и проф. отбора

6. Сформулировать этапы профессионализации.

7.Формирование профессионально-психологической  компетентности мировоззренческой; социокультурной; социально-психологической; педагогической; производственно-технологической; профессиоведческой.

 

2 Понятие профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.

Профориентация ПО — это научно-обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности, в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивида к соответствующим видам деятельности.

Профориентация

Профпросвещение

Профконсультирование

Профотбор

Профподбор 
профинформирование-обязанности,оплата, режим труда

профпропаганда—формирование+отношения к проблемам выбора профессии

Термин профессиональная ориентация трактуется в профориентологии как совокупность педагогических и психологических мер, направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии специальности, а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.

При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет личных интересов и способностей оптанта, его права на самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности с другой.

Основные ее характеристики профориентации:

1. Профориентация представляет  собой систему государственных  мероприятий.

2. Научность ее форм и методов. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого  комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики, медицины и др.

3. Профориентация предполагает  учет трех основных условий, позволяющих  обеспечить ее эффективность:

а потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии интересов, стремлении, ценностных ориентации, установок и т.д.,

б способностей и других личностных характеристик человека

в потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля.

4. Активность профориентации предполагает  не просто воздействие на личность, а ее формирование в ходе этой работы, учет всего ее жизненного пути при определении сферы будущей профессиональной деятельности.

 

Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в г. Страсбурге Франция и в 1908 г. в г. Бостоне США. Обычно называют следующие причины появления первых профориетационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города в поисках работы и лучшей жизни, проблема самого поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее подходящих людей уже со стороны работодателе. Но все это причины — социально-экономически. Для нас остается вопрос: каковы же психологические причины возникновения профориентации Иными словами, что изменилось в сознании людей в тот период и именно в этих странах

Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку. Сама проблема свободы порождает перед людьми значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свои выборы. Страх перед ответственностью за свою судьбу и свое счастье часто порождает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, то на этой основе и возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные выборы.

3 Взаимосвязь личности  с профессией на разных этапах  онтогенеза

Важнейшим процессом, занимающим большую часть жизни человека, является профессиональное становление личности. Начиная с момента зарождения профессиональных интересов и до момента прекращения выполнения профессиональной деятельности происходит процесс становления, изменения и осмысления профессионального развития.

Знание особенностей профессионального становления личности, развития профессиональных склонностей позволяет специалистам-профконсультантам наиболее эффективно построить профориентационную работу и, следовательно, решить проблему профессионального самоопределения.

Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др. Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение оказывают знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.

Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится самоопределение дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентация на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция. Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.

Подростковый возраст — это период первичной оптации. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими штрихами профессионального самоопределения.

Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, имеют характер мечты. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. В 14-15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного Я кто я каковы мои способности каков мой жизненный идеал кем я хочу стать. Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован.

Психологически более комфортно чувствуют себя девушки и юноши, которые получают среднее полное общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

Таким образом, для старших подростков, и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Юность. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном вынужденно или по желанию выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.

Молодость до 27 лет. Это возраст социально-профессиональной активности. Как правило, уже имеется определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений- Но подавляющее большинство, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами.

Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку Я-концепции. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Перечислим некоторые из них:• совершенствование и повышение профессиональной квалификации;• инициирование повышения в должности и смена работы;• выбор смежной специальности или новой профессии.

Зрелость. Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть личностью, индивидуальностью в профессиональном труде.

Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Профессиональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность в форме менторинга — наставничества, передачи профессионального опыта. Для большинства пенсионеров характерны психологическая растерянность, ощущение профессиональной беспризорности, дезинтеграция из профессиональной среды, вызывающие тягостные переживания своей ненужности и бесполезности. 
4 вопрос: Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.

Психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

В психологическом сопровождении нуждаются прежде всего те люди, которые испытывают потребность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уровнем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.

Цель психологического сопровождения — полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное — помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности.

Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления — не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.

Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности. 
Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Информация о работе Профориентология как научная дисциплина