Профориентология как научная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:38, реферат

Краткое описание

1. Понятие профориентология. цели , задачи.
2. профессиональная ориентация: определение, психологические причины возникновения профориентации.
3 Взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза
4 Психологическая помощь личности в ориентации в мире профессии на различных возрастных этапах.

Вложенные файлы: 1 файл

основы профориентологии OpenDocument.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Должен знать: нормативные правовые акты и методические документы в области профессионального образования и воспитания; профориентологию как научную дисциплину в совокупности педагогических, психологических и философских знаний; профессиональную педагогику; психологию личности и психологию труда; нормативные правовые акты, руководящие и методические документы, относящиеся к сфере образования и деятельности педагога-профориентолога; профессиологию; образовательные стандарты всех уровней и ступеней образования; квалификационные характеристики должностей служащих и тарифно-квалификационные характеристики рабочих; информацию о потребностях рынка труда в стране и регионах, о перспективах развития видов экономической деятельности в республике; основы информационных технологий; теорию и практику администрирования баз данных; теорию и практику работы с персоналом; основы теории качества образования; основы социологии и методы социологических исследований; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Этические нормы профориентологии:

1.Защита интересов клиента принцип  добровольности, обеспечения суверенных  прав личностисоблюдать дистанцию.не  спрашивать про личные тайны,принцип  конфиденциальности

2.Обеспечение эффективности проф. Консультирования обеспечить эмоционально-комфортное состояние клиента, представить возможность внести коррективы,самостоятельно дать рекомендации

Принцип обьективности результаты консультирования должны быть научно обоснованные,чтобы человек компитентно мог использовать диагностический инструментарий

Принцип не навреди

3.Проведение поф. Консультирования  на высоком профессиональном  уровне принцип проф.компитентности, принцип соблюдения достоинства

7. Сущность проф самоопределения. Типы самоопределения. Конфликты  проф самоопределения. 
Проф самоопред — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма. Словарь профориентации 
Основные моменты проф становления личности: Зеер 
1. Проф самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром проф самоопределения  является осознанный выбор профессии  с учетом своих особенностей  и возможностей, требований проф  деят-ти и соц-эконом условий.

3. Проф самоопределение осуществляется в течение всей проф жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое проф бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация проф самоопределения  личности инициируется разного  рода событиями, такими как окончание  общеобразовательной школы, проф учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Проф самоопределение является  важной 

характеристикой соц-псих зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. 
Пряжников предлагает 7 типов самоопределения личности: 
1. Самоопред. в конкретной трудовой функции. Для этого типа самоопределения характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности.

Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора и диапазон действий человека минимальны.

2. Самоопред. на конкретном трудовом  посту предполагает выполнение  довольно многообразных функций  например, труд токаря.

3. С. на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.

4. С. в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять  близкие смежные виды труд  д-ти.

5. Жизненное самоопред., к которому  помимо проф д-ти относятся  учеба, досуг, вынужденная безработица  и др. Предполагает не только  выбор и реализацию чел-ком тех или иных соц ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.

6. Личностное самоопред., рассматриваемое  как высшее проявление жизненного  самоопред., когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Чел-к не просто овладевает соц ролью, а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается соц-псих нормотворчеством, когда окружающие люди говорят о нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважаемом человеке — уникальной и неповторимой личности.

7. Самоопред. личности в культуре  как высшее проявление личностного  самоопред. Проявляется в значительном  вкладе личности в развитие  культуры, понимаемой в самом  широком смысле производство, искусство, наука, религия и др..

В каждом из представленных выше типов самоопределения автор условно выделяет пять уровней самореализации человека:

1 агрессивное неприятие выполняемой  д-ти деструктивный уровень;

2 стремление мирно избежать  данной д-ти;

3 выполнение данной д-ти по  образцу, по шаблону, по инструкции  пассивный уровень;

4 стремление усовершенствовать, сделать  по-своему отдельные элементы  выполняемой работы;

5 стремление обогатить, усовершенствовать  выполняемую д-сть в целом творческий уровень. 
Конфликты: 
Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1 рассогласованием составляющих  направленности: противоречиями между соц-проф экспектациями и проф действительностью, между мотивами проф роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний самооценки и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами стремление к власти, подчинению и ценностными ориентациями и др.;

2 несовпадением характера проф  д-ти и уровня проф компетентности, порождающим внутриличностные конфликты  между осознанной необходимостью  в повышении квалификации и  недостаточной проф активностью, между неудовлетворенностью содержанием  труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем проф компетентности и др.;

3 противоречием между направленностью  личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага  и недостаточным уровнем развития  соц-проф способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;

4 несовпадением представления  о своих проф достоинствах  и реальных проф возможностей: противоречиями между Я-возможным  и Я-реальным, между Я-идеальным  и Я-деформированным.

5 противоречиями между проф возможностями, потенциалом, способностями и соц ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между необходимостью проф мобильности и отчетливо выраженной возрастной ригидностью; между потребностью в продолжении профе карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.

1 группа противоречий характерна  для лиц, находящихся на стадии  оптации, 2 — проявляется на стадиях  проф подготовки и профадаптации, 3 и 4 — на стадиях профессионализации  и мастерства, 5 — порождает конфликты на завершающей стадии проф становления.

8. Методы профориентационной работы. Методики субъективного шкалирования  и самооценки.

 

Для решения проблем профконсультирования применяют следующие методы: Зеер

1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты спец способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень ЗУН.

2. Тесты-опросники, диагностирующие  черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные  ориентации.

3. К этой группе относятся методика самооценки Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциал, методики ранжирования тест Люшера, сортировки каузометрия и др.

4. Интерактивные методики. В эту  группу входят псих беседа  интервью, являющаяся методом прямого  взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с псих-пед взаимодействием; ролевая игра.

5. Проективные методики, построенные  главным образом на интерпретации  ответов клиента на внешне  нейтральные вопросы, его реакций  на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям психолог-консультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т.д. Наиболее известные проективные тесты: Незаконченные предложения, анализ продуктов д-ти психобиография, тематический апперцептивный тест и др.

6. Стандартизированное аналитическое  наблюдение, характеризуемое наличием  цели и предмета наблюдения, процедурной  схемы, выделенными признаками наблюдения  и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

7. Приборные психофизиологические  методики, применяемые в основном  в целях профотбора. С их помощью  регистрируют физиологические индикаторы: дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т.п.

 

9. Развитие профориентации в  России, СССР и РФ. Профориентация  как элемент гос кадровой политики.

 
1-я служба по приисканию работы  в России — 1897 г., но только  в годы 1 Мир войны эти службы  приобрели гос статус. Фактически это была еще не профориент., а трудоустройство. До революции в России издавались журналы, в кот содержалась информ о проф учеб заведениях: Студенческий альманах. 
В целом, в дореволюционной России профориентации как самостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались. 
В СССР проблемы труда, трудовой политики, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марксистской идеологии. При Центральном институте труда по приказу Ленина была создана лаборатория, занимавшаяся профориентации. 
В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассм о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно профориентации молодежи занималась Кркпская. 
1 бюро проф консультации появилось в 1927 при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профонсультантов. В школах профориентации занимались педологи. 
В 1930-е началась разработка системы школьной профориентации. Активное развитие! 
1936 — Постановление О педологических извращениях в системе Наркомпроса. В 1937 — отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентац работы. В период сталинского тоталитаризма профориентацию запретили! 
В период хрущевской ттепели в стране наблюдалось явное возрождение профор-и..но на примитивном уровне. При Брежневе уровень разработок еще понизился. Деградация профор-и. 
При Горбачеве — сделано много! Создано более 60региональных Центров проф ориен молрдежи, в школах ввели курс Основы производства. 
1992 Закон Об обр-ии, сократилось финансирование профор-ии. 
На рубеже 20-21 вв. появились надежды на возраждение и развитие профор-ии. Директора школ привлекают психологов и педагогов 
В итоге получается, что в 1930-е гг. развитие профор-ии ограничивалось политич способами, в 70-80 — бюрократическими, а сейчас — экономическими мерами. 
П. как элемент гос кадр политики. 
главным богатством любой сраны является человеческий потенциал. Процветание страны зависит от того, насколько люди данной страны будут реализовывать свои таланты на благо общества. В этом главный смысл руководства гос-ва. Сегодня таланты многих наших соотечественников направляются не на создание, а на разрушение. Это, прежде всего, профориентационная проблема! 
Продуманной кадровой политики в России не ведется, сотни тысяч молодых людей приобретают в коммерческих вузах профессии, кот уже давно на рынке не востребованы. Никто не изучает потребности в кадрах нынешней российской экономики и не пытается спрогнозировать такие потребности на ближайшее будущее. В итоге в службах занятости новая проблема — трудоустройство выпускников вузов. Пример: ради экономии средств сокращают рабочие места, но для уволенных людей места не создаются. А это еще больше обостряет проблемы РФ.

10. Система среднего общего образования. Проблемы профессиональной ориентации  в школе.

5-7 классы. Профориентац работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентац игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей учащихся. Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. 
8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориент работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем — и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая

психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской д-тью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных Азбука профессий в школьном информационном центре. Формируется представление о проф навыках, перспективах проф роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. 
Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

10-11 классы. В системе профориентационной  работы является самым ответственным  и направлен на содействие  старшеклассникам в их проф самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная д-сть среди учащихся и их родителей. 
Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Продолжается работа по созданию профессиограмы, в которых отражены психофизические особенности профессий, расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях, гностических профессиях. 
Проблемы: — профориент работа носит бессистемный, эпизодический характер. 
- список выбираемых профессий очень беден, выбор не осознан

Информация о работе Профориентология как научная дисциплина