Психологические проблемы социальной адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

В самом общем виде адаптация (лат. adapto-приспособляю) - процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Термин "адаптация" чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В психологии и социологии выделяют производственную и социальную адаптацию. В определенной мере эти два вида пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
1. Понятие социальной адаптации человека....................................................... 4
2. Факторы социальной адаптации человека...................................................... 6
3. Психологические проблемы социальной адаптации................................... 10
Заключение.......................................................................................................... 20
Список использованных источников......…………………………………….. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Псих. проблемы соц. адаптации.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Психология»

 

 

 

 

 

 

К О  Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

  • По дисциплине: Социальная экология

На  тему: Психологические проблемы социальной адаптации

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

Егорова Е.А.

 

 

 

 

Тюмень, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................. 3

1. Понятие социальной адаптации человека....................................................... 4

2. Факторы социальной адаптации  человека...................................................... 6

3. Психологические проблемы  социальной адаптации................................... 10

Заключение.......................................................................................................... 20

     Список  использованных источников......…………………………………….. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема адаптации людей существует с момента возникновения цивилизации, однако именно в современную эпоху инноваций этот вопрос приобретает особую значимость. Так как именно в условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль «человеческого фактора».

Проблема адаптации  одна из важнейших междисциплинарных  научных проблем. Адаптационные  процессы изучают многие науки, что  обуславливает различные определения  понятия «адаптация». В общебиологическом  плане, как известно, адаптация представляет собою процесс и систему механизмов, обеспечивающих приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям.

Эффективность адаптации  во многом зависит от того, насколько  реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно ли соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает ли мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья человека.

Процесс адаптации будет  тем успешнее, чем в большей  степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами  и ценностями отдельного человека, чем быстрее и лучше он принимает  и устраивает свои социальные роли в коллективе.

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ  СОЦИАЛЬНОЙ АдаптациИ человека

В самом общем виде адаптация (лат. adapto-приспособляю) - процесс  приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды. Термин "адаптация" чрезвычайно широк  и применяется в различных областях науки. В психологии и социологии выделяют производственную и социальную адаптацию. В определенной мере эти два вида пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения[1].

В процессе приспособления человека к среде следует различать активную и пассивную адаптацию.

В процессе активной адаптации  он стремится воздействовать на среду  с тем, чтобы изменить ее нормы  и ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить. В процессе пассивной - не стремится к такому воздействию и изменению.

Наиболее эффективной  представляется адаптация как процесс  активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью  соответствующего управляющего воздействия  и использования различных организационных, технических, социально-психологических средств.

По своему воздействию  различают прогрессивные и регрессивные результаты адаптации. Регрессивные результаты проявляются в случае пассивной  адаптации к среде с отрицательным  содержанием[2].

При рассмотрении адаптации следует выделить три взаимосвязанные аспекта: а) адаптация как процесс приспособления человека к изменяющимся условиям социальной среды, характеризующийся своими пространственно-временными механизмами; б) как результат этого процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека; в) как источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств.

От соответствия этих трех компонентов зависит характер поведения индивида, степень эффективности  его взаимодействия в окружающей среде.

Социально-психологическая  адаптация рассматривается как  приспособление к групповым нормам и выражается в приспособлении новичка  к социальной жизни производственной группы. [3].

Функции социальной адаптации  личности в коллективе можно представить следующим образом: адаптация личности в коллективе обусловливает его устойчивость и стабильность, повышает его сплоченность, что способствует улучшению морально-психологического климата, нормальному функционированию и развитию коллектива.

Основа успешности социально-психологической адаптации личности – ее адаптированность на социальном уровне. Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества и является необходимым условием функционирования общества как единого и социального организма.

Область исследования социально-психологической  адаптации личности – индивидуальный характер деятельности личности, которая  занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с  потребностями общества и своими личностными качествами и тенденциями, индивидуализируя ролевое поведение и обретая личностную определенность[4].

Сфера социально-психологической  адаптации предстает перед человеком  как совокупность коллективных мнений, соответствующих эталонов поведения и оценок, господствующей системы настроений коллектива, то есть как определенный морально-психологический климат, к которому ему необходимо адаптироваться. Данная сфера выражается в активном взаимодействии новичка и системы взаимоотношений, сложившейся в производственной группе, формировании положительных связей с товарищами по работе и руководством, определенном уровне удовлетворенности личности отношениями в коллективе[3].

Процессы социально-психологической  адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают в условиях постоянного взаимодействия и взаимовлияния, что одним из центральных показателей для оценки полноты адаптации может быть использован индекс удовлетворенностью взаимоотношениями в коллективе.

Конечным результатом успешной адаптации является идентификация, то есть полное отождествление интересов индивидуума с интересами коллектива, своего рода  их ассимиляция.

Психологическая адаптация  предполагает усвоение новичком норм, ценностей, традиций и отношений, функционирующих в коллективе, что находит свое выражение в постепенной идентификации личности и коллектива[1].

 

2. Факторы  СОЦИАЛЬНОЙ адаптации ЧЕЛОВЕКА

Центральное место в  исследовании проблемы адаптации занимает вопрос о факторах как совокупность условий и обстоятельств, определяющих темп и уровень, устойчивость и результат данного процесса.

Традиционным стало  разделение этой совокупности на факторы, отражающие различные стороны ситуации, включая как объективные, так  и субъективные моменты, и факторы, характеризующие личность как субъект адаптационного взаимодействия[5].

Как отмечают исследователи, успешность адаптации в социальной сфере зависит не только от реального  состояния и прогрессивного изменения  всех сторон производственной ситуации, но и от их субъективной оценки со стороны самого индивида. Влияние удовлетворенности каким-либо фактором на адаптацию опосредуется субъективной значимостью этого фактора для личности, поэтому неудовлетворенность незначимыми факторами не препятствует успешной адаптации.

Можно выделить более или менее устойчивую структуру объективных и субъективных факторов адаптации:

1. Организационная культура. Нормальный процесс адаптации  определяется критериями адекватности  или соответствия, чаще всего  связанными с характеристиками, важными для принятия человека в коллектив [3].

Именно культура определяет связь между ценностями и чаяниями людей, вселяя в них чувство привязанности  и вознаграждения их за это. О. Рейли  утверждает, что, отражая убеждения  и ожидания, организационная культура служит контрольным механизмом и регулятором поведения.

2. Коллективное мнение. Оно оказывает на личность  управляющее воздействие, служит  механизмом формирования у человека  желательного поведения. Фактически  оно выступает как звено обратной  связи в системе взаимоотношений коллектива и личности. Коллективное мнение – совокупность преобладающих оценочных суждений, выражающих общее или преобладающее отношение членов коллектива к значимым социальным и локальным событиям, к поведению и деятельности отдельных людей. Оно выступает как канал обратной связи и как важнейших для личности источник социально-психологической информации от непосредственного окружения, информирует личность о реакции на ее действия и поступки со стороны других людей.

3. Мотивация. Некоторые  мотивационные факторы: удовлетворенность деятельностью и вознаграждение за нее. Удовлетворенность находится в прямой связи с компонентами деятельности, имеющими как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным следует отнести производительность, эмоциональный настрой, продвижение по службе, руководство и условия деятельности. Отрицательные последствия могут проявиться в случаях неудовлетворенности деятельностью. Обычно они выражаются в уходе с работы и прогулах. Некоторые компоненты удовлетворенности деятельностью и вознаграждения часто переплетаются. По мнению Е. Мак Кенны, вознаграждение может служить положительным мотивом в процессе адаптации только в том случае, если индивидуум будет способен осознавать связь между производительностью и вознаграждением. Вознаграждение за деятельность также характеризуется широким спектром: от материального благосостояния до внутренней удовлетворенности. Принято считать, что для индивидуума внутренняя удовлетворенность служит наивысшей формой вознаграждения, поскольку имеет психологическую основу.

Ф. Б. Березин ставит во главу мотивации достижение успеха. По его мнению, высокий энергетический потенциал оказывается наиболее важным в деятельности, требующей  мобильности, быстрого вхождения в  новые ситуации, освоения новых навыков, действий в условиях, в которых конечные успех или неудача еще не определились и тесно связаны с индивидуальной активностью. Энергетический потенциал в значительной степени обеспечивается выраженностью и структурой мотивации. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи способствует и эффективной психической адаптации, и успешности деятельности[4].

4. Коммуникация. Исследователи  обосновывают необходимость разных  форм коммуникации как по вертикали,  т.е. между старшим и младшим поколением, так и по горизонтали – между сверстниками. Созданию оптимального климата для положительных установок к деятельности и включенности в круг общества помогает двусторонняя открытая коммуникация. Успешное межличностное общение способствует включению в структуру социума и адаптации.

5. Влияние индивидуально-психологических  свойств личности на процесс  адаптации. Адаптация человека  во многом определяется существующими  адаптивными психофизиологическими  уровнями. Применение тех или  иных адаптационных стратегий обусловлено в большей мере особенностями психического склада человека. Развитие тех или иных психологических (психофизиологических) элементов личности определяет внутренний механизм личности. На процесс адаптации большое влияние оказывает темперамент.

С точки зрения Б. Г. Ананьева, факторы, также можно разделить  на две группы: субъектные и средовые. К субъектным факторам относятся  возраст, пол, физиологические и  психологические характеристики человека; к средовым - условия труда, режим и характер деятельности, особенности социальной среды[3].

Психологическое обеспечение  адаптации должно строиться на всестороннем учете рассмотренных факторов в  их взаимосвязи и взаимодействии.

В самом общем виде адаптация представляет собой процесс  приспособления человека к новым условиям жизнедеятельности. Приспособление может осуществляться посредствам активной адаптации, воздействия человека на среду, и пассивной адаптации, изменения своего поведения. В жизни людей различают первичную адаптацию, когда человек впервые включается в коллектив, и вторичную – при последующей его смене.

Результатом процесса адаптации  является адаптированность человека к  условиям социальной сферы. Адаптированность- уровень фактического приспособления индивидуума к условиям жизнедеятельности, уровень его удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

Управление процессом  адаптации является активным воздействием на факторы, предопределяющие ее ход  и сроки, снижение неблагоприятных  последствий и т.п. Познание факторов помогает эффективнее управлять процессом адаптации.

Факторы, отражающие различные  стороны производственной ситуации делят на объективные и субъективные; субъективные и средовые; а также  факторы, негативно влияющие на эффективность  адаптации.

 

 

 

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Информация о работе Психологические проблемы социальной адаптации