Психологическое направление в западной социологии: многообразие версий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель КР – определить значение психологического направления в развитии социологии.
Задачи КР:
выявить предпосылки возникновения психологического течения в социологии
проследить развитие психологического течения
рассмотреть основные ответвления в психологизме, наиболее подробно на примере теорий Г.Тарда
сделать вывод о значимости психологического направления в развитии социологии

Содержание

Введение
Предпосылки возникновения и развитие психологического направления в социологии.
Идеи Г. Тарда. Теория подражания.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования и науки Российской федерации

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования 

       «Тульский  государственный университет»

     Кафедра социологии и политологии 
 
 
 

     Курсовая  работа по дисциплине

     «История  социологии» 
 
 

         Психологическое направление в  западной социологии:

         многообразие  версий 
     
     
     

Студент гр. 820401 ___________________________________Рыбкина А.А.

     (подпись) 

Науч. рук.: канд. ист. наук, доц..________________________Мартынова Т.М.

     (подпись) 
 
 
 

     Тула 2011

     План 

Введение

  1. Предпосылки возникновения и развитие психологического направления в социологии.
  2. Идеи  Г. Тарда. Теория подражания.

Заключение.

Библиографический список. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Натуралистический  подход не мог постоянно удовлетворять потребности быстро развивающейся социологии, которая пополнялась новыми научными открытиями и живо реагировала на них появлением новых направлений, школ и даже парадигм. Натурализм упрощал объяснение и анализ многих социальных процессов и явлений и не позволял увидеть по-настоящему роль человека в единстве его психической деятельности и поведения. Поэтому уже внутри этого течения зрело недовольство им и стремление социологов выйти на уровень психосознательных факторов человеческого поведения. Именно здесь учёные обратились к изучению и анализу социальных процессов с психологической точки зрения. Психологический (социально-психологический) подход к исследованию общества оказался более удачным, чем прежний натуралистический,  показал, что эволюция общества происходит не иначе, как под влиянием интеллектуальных, эмоциональных и волевых действий одних людей на других, а не путем спонтанного, фаталистического развития - представления столь популярного среди биологического направления. Переход от биологического детерминизма понимания общественной жизни к психологическому был значительным шагом вперед в становлении социологии.

     Как и многие идейные течения, психологизм не был единым целым, в нём образовывались различные идеи и направления. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий в ней выделяют несколько более или менее самостоятельных ответвлений: психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддингс); инстинктивизм (У. Мак-Дугалл); «психологию народов (В. Вундт); групповую психологию (Г. Лебон, Г. Тард) и, наконец, интеракционизм (Ч. Кули), делающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие.

     Цель  КР – определить значение психологического направления в развитии социологии.

     Задачи  КР:

  • выявить предпосылки  возникновения психологического течения  в социологии
  • проследить  развитие психологического течения
  • рассмотреть основные ответвления в психологизме, наиболее подробно на примере теорий Г.Тарда
  • сделать вывод  о значимости психологического направления  в развитии социологии

         Объект  КР – психологическое течение в Западной социологии.

         Предмет КР – основные направления в психологизме.

         При выполнении данной курсовой использовались следующие методы:  анализ  работ ведущих представителей психологического направления, сравнительно-исторический метод при сопоставлении натуралистического и психологического подходов, дедуктивный для выделения частных теорий и положений из общего идейного течения.

         В данной курсовой работе наиболее адекватным было использование трудов учёных, которые непосредственно занимались созданием и разработкой конкретных психосоциологических теорий. Самыми крупными и значимыми оказались работы  Г. Тарда «Общественное мнение и толпа» и «Социальная логика», Г.  Лебона «Психология народов и масс», В. Вундта «Проблемы психологии народов» и Ф. Гиддингса «Основания социологии».

  1. Предпосылки возникновения и  развитие психологического направления в  социологии.

     Социология - молодая наука, оформившаяся в отдельную  область знания лишь в середине XIX века, как и все молодые науки, долгое время страдала редукционизмом, то есть в качестве методов исследования пыталась использовать методы заимствованные у других наук, чаще всего естественных.

     Основоположники позитивной социологии О. Конт и Г. Спенсер, формировали социологию, как целостную универсальную науку, открыли для научного общества новые перспективы социального познания, что повлекло за собой «расщепление» единой науки на множество различных направлений, каждое из которых имело собственный взгляд на закономерности общественной жизни. Особое место среди социологических теорий занимал натурализм, сторонники которого стремились использовать для изучения общества методологию естественных наук. В рамках натурализма оформилось несколько самостоятельных направлений - биологическое, географическое и др.

       Одним из ярких представителей  натурализма считается Г. Спенсер, основатель социалорганицизма и эволюционизма. Органицисты рассматривали общество, как живой организм, и пытались исследовать его, используя методы биологии и других естественных наук.

     На  базе спенсеровской социологии развилась  мощная ветвь органистической школы. Ее отдельные представители, несмотря на общность исходной позиции «общество - биологический организм», придерживались самых различных социально-политических взглядов. Говоря о натурализме в  социологии, нельзя не отметить, что  аналогии «организм - общество» некоторые  последователи Спенсера подчас доводили до абсурда и пытались найти в  биологическом организме прообразы  практически всех социальных явлений, предметов домашнего обихода, орудий труда и т.д.1

     Представители натурализма в целом и органицизма  в частности пользовались аналогиями между обществом и организмом, и эти аналогии нередко подменяли конкретный анализ общества, и значимость их исследований была незначительна, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Сложные общественные явления ученые пытались объяснить, сводя их к чисто биологическим и, особенно, физиологическим аналогиям, оставляя в тени такой важный фактор социального поведения, как человеческая психика и сознание. Постепенно чисто биологические модели структуры общества и путей его развития начинают обнаруживать свою несостоятельность, и тогда появляются попытки иного подхода, ориентированного на изучение роли психосознательных факторов жизнедеятельности человека. Корни социальных явлений начали искать в психологии, и внешне эта позиция казалась более выигрышной: создавалась видимость, что в отличие от биологического редукционизма, здесь действительно учитывается специфика общественной жизни. Зарождающаяся в социологии тенденция психологизма возникала в силу необходимости исследовать заложенные в природе человека особого рода свойства в виде потребностей, интересов, желаний, различных эмоций и идей, которые проявляются в общении людей друг с другом. При этом было замечено, что в ходе психического взаимодействия возникают новые социальные феномены, которые вне процесса общения и взаимодействия у человека отсутствуют.

     В процессе формирования общих представлений  о существе социологии, ее предмете, методе, целях, задачах, возможностях, статусе и т.д. в структуре социологического знания под влиянием уже имевшихся  версий, а также социальной философии, психологии и антропологии, постепенно сложилась обновленная альтернатива существующим версиям социологии, ориентировавшаяся на социологическое исследование различного рода психических моментов и являвшая собой психологическую версию организации социологического знания. Позже эта версия сформировалась как социологическое направление, обычно обозначаемое как психологическая школа в социологии, психологизм в социологии, психологические идеи в социологии, психологическая социология, школа психологизма в социологии, психологическое направление в социологии и т.д. Правомерно утверждать, что направление социологии, существенным специфическим признаком которого является наличие атрибутивного комплекса психологических моментов, может быть обозначено как социологический психологизм.

     Идея  сведения социального к психологическому не была, конечно, новой. На «универсальные законы психологии» и «свойства  человеческой природы» ссылались и  Локк, и Юм, и французские просветители, и английские утилитаристы. Милль  в полемике с Контом утверждал, что  все социальные законы сводятся к  «законам индивидуальной человеческой природы». «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами. В  общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука  «о действиях масс людей и о  различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию.2 В концеXIXв. в социологии усиливается психологическая тенденция. Потребность в обращении к психологической стороне социальных явлений возникает и в других социальных науках: истории, философии, политической экономии, этики, эстетики, правоведении и других дисциплинах. Основатель социологии Огюст Конт признавал важность влияния психологического фактора на общественную жизнь, однако в то время (в первой половине XIX в), когда О. Конт писал свои труды, психологическая наука была слабо развита. Этим объясняется тот факт, что Конт пропустил психологию в своей классификации наук.

     В XIX столетии в Германии получает развитие особая область научного знания, известная как психология народов. Немецкие ученые Морис Лацарус и Гейман Штейнталь, известные своими трудами в этой области, объявили "психологию народов" наукой, которая должна лечь в основу социологии. По их представлениям общественные науки нуждаются в обосновании природы социальной жизни как психического процесса, несводимого к сумме отдельных человеческих психик.

     Под влиянием Лацаруса и Штейнталя свои исследования в области психологии народов проводил также Вильгельм Вундт, создатель десятитомного труда «Психология народов», который рассматривал содержание языка, мифов, обычаев, традиций, нравов с точки зрения выражения в них сверхиндивидуального явления - (души народа).3

     При всех различиях психологических  направлений в западной социологии классического периода им, тем  не менее, присущи и некоторые  общие черты. И главное сходство состояло в том, что все они  основывались на позициях психологического редукционизма, т.е. считали возможным сведение социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.

     В развитии тенденции психологизма в  социологии много сделала ранняя американская социология. Лестер Уорд, одним из первых использовавший идею Спенсера о всеобщей эволюции и развитии общества как ее высшего этапа, считал, что надо дополнить её ценностной идеей прогресса. Социальные институты — результат развития скорее психических, чем витальных сил. «Социальные силы — это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека»4 Отсюда следует, что основанием социологии должна быть не биология, как у Спенсера, а психология.

     Другой  американский социолог, современник  Уорда, Франклин Гиддингс создавал задуманную им всеохватывающую социологическую  систему на психологических основаниях. Именно психическое начало он рассматривал в качестве исходного момента  в развитии социального организма. "Общество в первоначальном смысле слова, - отмечал Гиддингс, - означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию, а все... социальные факты по природе своей - психические", в силу чего общество есть "психическое явление, обусловленное физическим процессом".5 Придерживаясь идеи психического эволюционизма, он считал, что в общественном развитии действуют две силы: сознательная и бессознательная. Поэтому главными факторами эволюции в его теории выступают, с одной стороны, объективно-природный, а с другой - субъективно-психологический.

     Во  второй половине XIX в. по мере изменения философской ориентации наблюдается ослабление рационалистических тенденций и в трактовке человеческого бытия. Формируется новая методологическая установка, согласно которой общественные явления осмысливаются в терминах неосознанных стремлений, инстинктов, импульсов. В социологии это получило развитие в теории инстинктивизма.  Проблема «социальных инстинктов» возникла в XIX в. не случайно. Конструируя общество по образу и подобию индивида, психология XIX в. стремилась найти внутриличностную психологическую детерминанту или ряд детерминант, которые могли бы одновременно объяснять и индивидуальное, и групповое поведение. Крупнейший представитель этого направления Уильям Мак-Дугалл, который считал социологию базисом всех социальных наук, основное место в своем учении отводил социально-психологической теории личности, в связи с чем он обратился к классификации социальных инстинктов, импульсов, эмоций. Поскольку инстинкты, как он считал, являются главной движущей силой поведения человека, то теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать психология инстинкта6.

Информация о работе Психологическое направление в западной социологии: многообразие версий