Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:53, курсовая работа
Цель КР – определить значение психологического направления в развитии социологии.
Задачи КР:
выявить предпосылки возникновения психологического течения в социологии
проследить развитие психологического течения
рассмотреть основные ответвления в психологизме, наиболее подробно на примере теорий Г.Тарда
сделать вывод о значимости психологического направления в развитии социологии
Введение
Предпосылки возникновения и развитие психологического направления в социологии.
Идеи Г. Тарда. Теория подражания.
Заключение.
Библиографический список.
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра
социологии и политологии
Курсовая работа по дисциплине
«История
социологии»
Психологическое направление в западной социологии:
многообразие
версий
Студент гр. 820401
______________________________
(подпись)
Науч. рук.: канд.
ист. наук, доц..________________________
(подпись)
Тула 2011
План
Введение
Заключение.
Библиографический
список.
Натуралистический подход не мог постоянно удовлетворять потребности быстро развивающейся социологии, которая пополнялась новыми научными открытиями и живо реагировала на них появлением новых направлений, школ и даже парадигм. Натурализм упрощал объяснение и анализ многих социальных процессов и явлений и не позволял увидеть по-настоящему роль человека в единстве его психической деятельности и поведения. Поэтому уже внутри этого течения зрело недовольство им и стремление социологов выйти на уровень психосознательных факторов человеческого поведения. Именно здесь учёные обратились к изучению и анализу социальных процессов с психологической точки зрения. Психологический (социально-психологический) подход к исследованию общества оказался более удачным, чем прежний натуралистический, показал, что эволюция общества происходит не иначе, как под влиянием интеллектуальных, эмоциональных и волевых действий одних людей на других, а не путем спонтанного, фаталистического развития - представления столь популярного среди биологического направления. Переход от биологического детерминизма понимания общественной жизни к психологическому был значительным шагом вперед в становлении социологии.
Как и многие идейные течения, психологизм не был единым целым, в нём образовывались различные идеи и направления. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий в ней выделяют несколько более или менее самостоятельных ответвлений: психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддингс); инстинктивизм (У. Мак-Дугалл); «психологию народов (В. Вундт); групповую психологию (Г. Лебон, Г. Тард) и, наконец, интеракционизм (Ч. Кули), делающий первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие.
Цель КР – определить значение психологического направления в развитии социологии.
Социология - молодая наука, оформившаяся в отдельную область знания лишь в середине XIX века, как и все молодые науки, долгое время страдала редукционизмом, то есть в качестве методов исследования пыталась использовать методы заимствованные у других наук, чаще всего естественных.
Основоположники позитивной социологии О. Конт и Г. Спенсер, формировали социологию, как целостную универсальную науку, открыли для научного общества новые перспективы социального познания, что повлекло за собой «расщепление» единой науки на множество различных направлений, каждое из которых имело собственный взгляд на закономерности общественной жизни. Особое место среди социологических теорий занимал натурализм, сторонники которого стремились использовать для изучения общества методологию естественных наук. В рамках натурализма оформилось несколько самостоятельных направлений - биологическое, географическое и др.
Одним из ярких представителей
натурализма считается Г.
На
базе спенсеровской социологии развилась
мощная ветвь органистической школы.
Ее отдельные представители, несмотря
на общность исходной позиции «общество
- биологический организм», придерживались
самых различных социально-
Представители
натурализма в целом и
В процессе формирования общих представлений о существе социологии, ее предмете, методе, целях, задачах, возможностях, статусе и т.д. в структуре социологического знания под влиянием уже имевшихся версий, а также социальной философии, психологии и антропологии, постепенно сложилась обновленная альтернатива существующим версиям социологии, ориентировавшаяся на социологическое исследование различного рода психических моментов и являвшая собой психологическую версию организации социологического знания. Позже эта версия сформировалась как социологическое направление, обычно обозначаемое как психологическая школа в социологии, психологизм в социологии, психологические идеи в социологии, психологическая социология, школа психологизма в социологии, психологическое направление в социологии и т.д. Правомерно утверждать, что направление социологии, существенным специфическим признаком которого является наличие атрибутивного комплекса психологических моментов, может быть обозначено как социологический психологизм.
Идея
сведения социального к психологическому
не была, конечно, новой. На «универсальные
законы психологии» и «свойства
человеческой природы» ссылались и
Локк, и Юм, и французские просветители,
и английские утилитаристы. Милль
в полемике с Контом утверждал, что
все социальные законы сводятся к
«законам индивидуальной человеческой
природы». «Соединяясь в общество,
люди не превращаются в нечто другое,
обладающее другими свойствами. В
общественной жизни люди обладают лишь
такими свойствами, которые вытекают
из законов природы отдельного человека
и могут быть к ним сведены».
Поэтому социология как наука
«о действиях масс людей и о
различных явлениях, составляющих общественную
жизнь», имеет своей основой
В XIX столетии в Германии получает развитие особая область научного знания, известная как психология народов. Немецкие ученые Морис Лацарус и Гейман Штейнталь, известные своими трудами в этой области, объявили "психологию народов" наукой, которая должна лечь в основу социологии. По их представлениям общественные науки нуждаются в обосновании природы социальной жизни как психического процесса, несводимого к сумме отдельных человеческих психик.
Под влиянием Лацаруса и Штейнталя свои исследования в области психологии народов проводил также Вильгельм Вундт, создатель десятитомного труда «Психология народов», который рассматривал содержание языка, мифов, обычаев, традиций, нравов с точки зрения выражения в них сверхиндивидуального явления - (души народа).3
При всех различиях психологических направлений в западной социологии классического периода им, тем не менее, присущи и некоторые общие черты. И главное сходство состояло в том, что все они основывались на позициях психологического редукционизма, т.е. считали возможным сведение социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.
В развитии тенденции психологизма в социологии много сделала ранняя американская социология. Лестер Уорд, одним из первых использовавший идею Спенсера о всеобщей эволюции и развитии общества как ее высшего этапа, считал, что надо дополнить её ценностной идеей прогресса. Социальные институты — результат развития скорее психических, чем витальных сил. «Социальные силы — это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека»4 Отсюда следует, что основанием социологии должна быть не биология, как у Спенсера, а психология.
Другой
американский социолог, современник
Уорда, Франклин Гиддингс создавал задуманную
им всеохватывающую
Во второй половине XIX в. по мере изменения философской ориентации наблюдается ослабление рационалистических тенденций и в трактовке человеческого бытия. Формируется новая методологическая установка, согласно которой общественные явления осмысливаются в терминах неосознанных стремлений, инстинктов, импульсов. В социологии это получило развитие в теории инстинктивизма. Проблема «социальных инстинктов» возникла в XIX в. не случайно. Конструируя общество по образу и подобию индивида, психология XIX в. стремилась найти внутриличностную психологическую детерминанту или ряд детерминант, которые могли бы одновременно объяснять и индивидуальное, и групповое поведение. Крупнейший представитель этого направления Уильям Мак-Дугалл, который считал социологию базисом всех социальных наук, основное место в своем учении отводил социально-психологической теории личности, в связи с чем он обратился к классификации социальных инстинктов, импульсов, эмоций. Поскольку инстинкты, как он считал, являются главной движущей силой поведения человека, то теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать психология инстинкта6.
Информация о работе Психологическое направление в западной социологии: многообразие версий