Психологическое направление в западной социологии: многообразие версий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель КР – определить значение психологического направления в развитии социологии.
Задачи КР:
выявить предпосылки возникновения психологического течения в социологии
проследить развитие психологического течения
рассмотреть основные ответвления в психологизме, наиболее подробно на примере теорий Г.Тарда
сделать вывод о значимости психологического направления в развитии социологии

Содержание

Введение
Предпосылки возникновения и развитие психологического направления в социологии.
Идеи Г. Тарда. Теория подражания.
Заключение.
Библиографический список.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

     В последней трети XIX в. особое внимание исследователей привлекли массовые движения. Это были революции, протестные выступления экономического, социального  и политического характера, охватившие ряд европейских стран. Наиболее рельефно они дали о себе знать во Франции, поэтому не случайно именно в этой стране возникли концепции, в центре которых находился анализ поведения больших групп людей — "массы", "толпы".Тогда же, в XIX веке, начинается истинно научное исследование психологии масс, толпы; появляются фундаментальные работы Гюстава Лебона и Габриэля Тарда. В своей «Психологии толп», впервые изданной во Франции в1895 году, Лебон пишет, что «главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» «В то время как наши старые убеждения, - пишет Лебон, - оказываются поколебленными и утрачиваются, прежние опоры общества рушатся одна за другой, единственной силой, которой ничто не угрожает и авторитет которой ширится постоянно, становятся выступления толп. Век, в который мы вступаем, будет поистине эрой толп».7 Г. Тард обратил особое внимание на межиндивидуальное взаимодействие людей в поиске научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики. Ядро его социологической теории составляли (законы подражания), т.е. он объяснял побуждения индивидов, а затем и весь процесс жизнедеятельности любого человеческого сообщества через стремление людей к подражанию.

     В конце XIX в. психологизм как общая  тенденция к психологическому обоснованию  научного знания и объяснению самых  разнородных явлений приобрела широкое распространение. Психологическое обоснование гносеологии (Я.Ф. Фрис, Ф.Э. Бенеке), логики (Ю. Липпс, К. Зигварт), эстетики (Г.Т. Фехнер, Г. Аллен, Л. Уитмер, Т. Липпс), лингвистики (Г. Штейнталь, Г. Пауль, К. Бургман), истории и литературоведения (И.А. Тэн) и других дисциплин стало научной модой. Не избежала этого поветрия и социология. 
 
 

  1. Идеи  Г. Тарда. Теория подражания.

     В конце XIX в. стало все ясно, что  ни психология индивида, ни абстрактный  «народный дух» не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Отсюда растущий интерес к изучению непосредственно явлений группового, массового поведения и тех  психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и  адаптацию индивидов друг к другу.

     Интерес социологов к психологии масс имел и свои идеологические истоки. Это была тревога, связанная с революционными выступлениями 1789, 1830, 1848 и 1871 гг. Уже романтики-традиционалисты начала XIX в. писали, что «омассовление» общества влечет за собой гибель творческой индивидуальности и культуры. Во второй половине XIX в. идея об иррациональности масс получила самое широкое распространение как в позитивистской (Тэн, особенно его трактовка Французской революции), так и в антипозитивистской (Ницше) философии.8 Ф. Ницше обращал пристальное внимание на то, что массы начинают приобретать в обществе главенствующее значение, резко критиковал этот процесс, считая, что европейская культура не желает задумываться над этим явлением и устремляется к катастрофе, ибо происходит обесчеловечивание человека.

     Тогда же, в XIX веке, начинается истинно научное  исследование психологии масс, толпы; появляются фундаментальные работы Гюстава Лебона и Габриеля Тарда

     Французскому  социологу и криминологу Габриелю Тарду (1843-1904) по праву принадлежит одно из первых мест в числе ведущих ученых, занимавшихся социально-психологической проблематикой в социологии. Полемизируя со своим именитым соотечественником Э. Дюркгеймом, исходившим из верховенства социального над индивидуальным (принцип социологизма), Тард представлял общество как агрегат индивидов, точнее, продукт индивидуального взаимодействия. У Дюркгейма вектор социальности направлен от общества как целостного организма к индивиду, у Тарда вектор социальности, наоборот, направлен от массы (группы) индивидов к целостной системе. Поэтому для Тарда социология - это «коллективная психология». В такой интерпретации социология изучает законы воспроизведения (общества), тогда как история изучает законы развития (общества).

     Перу Тарда принадлежит ряд известных не только в конце XIX  - начале XX в., но и сейчас работ. Среди них: "Законы подражания" (1892); "Общественное мнение и толпа" (1902); "Социальные этюды" (1902); "Личность и толпа" (1903); "Социальная логика" (1901,1996).

     Как всякий оригинальный мыслитель, Тард строил свою концепцию на основе критического анализа предшествующих достижений социальной мысли. Он отверг бывшие долгое время популярными натуралистические  теории, в которых проводились  аналогии общества с механическим агрегатом (социальный механицизм) и биологическим  организмом (социал-дарвинизм). Не принял он и эволюционистские теории (как  биологические, так и психологические). Вместо них французский социолог предложил аналитический подход. Среди идей и взглядов, отвергнутых  Тардом, находятся те, что постулируют  существование "души толпы", "коллективного (группового) сознания", т.е. неких  самостоятельных духовных сущностей.9

     Социология  рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая  самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием  другому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают  массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры  и процессы. Под последними Тард понимал, прежде всего, межличностные, интериндивидуальные процессы и отношения.

     Он  считал, что предмет и возможности  социологии как науки следует  изучать в тесной связи с психологическими явлениями, например такими, как верования  и желания. Например, в "Социальной логике" он писал, что нет ни одной отрасли социологии, "которая не представлялась бы нам двойственно, в зависимости от того, рассматривается ли ее предмет со стороны, предполагающей желание, или со стороны, предполагающей верование"10

       Надо сразу отметить, что при  таком подходе к пониманию  социологии как интерментальной,  интериндивидуальной психологии  из поля зрения мыслителя исчезала  макросоциальная структура общества, в рамках которой и формировались  реальные межличностные отношения.

     Тремя основными типами социальных процессов  Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными  законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального  процесса (и соответствующих ему  законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм.«Общество — это подражание, а подражание — своего рода гипнотизм». Источником любого нововведения является творческая индивидуальность (одаренная личность, лидер). «Социальное» начинается тогда, когда «новшество» начинает повторяться и усваиваться другими (нетворческими) индивидами, массой людей. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим.

     Подражание  рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни — как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как "постоянное, всемирное  социальное явление"11. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира. Социальное познание — это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Логические законы объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие — нет, насколько назрела потребность в данном новшестве, совместимо ли оно с уже существующими знаниями и представлениями (логический союз) или же вступает с ними в конфликт (логическую дуэль). Внелогические законы показывают, как протекает процесс подражания: например, что он идет от центра к периферии, от высших к низшим, от целей к средствам и т. д. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния.

     Французский социолог настаивал на том, что все  главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие  примера (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение "учитель — ученик". Под влиянием психологии подражания Тарда его  последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три  основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеалу. Определяя общество через феномен «подражания», французский социолог различает подражание в форме «обычая» и в форме «моды». В первом случае имеет место подражание «своему и древнему», во втором случае - подражание «новому и чужому». 

     Тард  рассматривал подражание в тесной связи  с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки  отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и  т.д.

     Тард, как и Г. Лебон, уделял большое  внимание проблемам группового поведения. Он также обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. В отличие от толпы, психическое единство которой создается  в первую очередь физическим контактом, публика — это "чисто духовная, общность", в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика — это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения Тард прослеживал этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предпосылки возникновения публики конца XIX в. он видел в салонах и клубах XVIII в. Однако реальную ее историю он связывал с появлением массовых газет.

     Толпу Тард считал зародышем общества в  городе, тогда как зародышем общества в деревне называл семью. Он рассматривал толпу как форму организации  жизни общества на стадии развитой городской культуры. Занимаясь проблемами толпы, Тард характеризовал общие черты  ее участников, такие, как вера, страсть, наличие цели, эгоизм, "коллективное самолюбие", односторонняя иррациональная подражательность. Толпа - малоорганизованное собрание людей, главными особенностями которого являются инертность, неспособность к творческой созидательной деятельности. В своем поведении толпа следует за лидером.12 Тард предложил свою классификацию толп, в основу которой положен критерий её отношения к возможности собственной деятельности. Он писал о выжидающих, внимающих, заявляющих о себе, действующих толпах.

     Тард  внес свой вклад в учение о методах  эмпирического социологического исследования. В качестве основных методов социологии французский теоретик выделял археологический  и статистический. Первый базируется на анализе исторических документов, второй используется для получения  информации о процессах подражания. Для этого Тард составлял кривые распространения подражательных актов  и потоков. Использование второго  метода позволило ему осуществить  социально-статистические исследования по проблемам преступности, которые  получили высокую оценку его современников. На основании данных этих исследований он утверждал, что человек не рождается преступником, а становится им, причем в полном соответствии с законами подражания и приспособления. Сам же закон подражания использовали в криминалистике и криминологии, а Тарда считали одним из основоположников криминалистического направления в западной социологии. В этом смысле значение его идей простирается не только на социологию, но и на криминалистику.

     Один  из основных источников социального  прогресса Тард видел в изобретении (нововведении), начиная от технических  новшеств и заканчивая оригинальными общественно-политическими идеями. Изобретение, также как и подражание, являлось у него предметом социологического изучения и при этом "психологизировалось". Более того, изобретение и подражание оказывались тесно связанными между собой, потому что адаптация и внедрение новшества могли осуществляться только в результате повторения и подражания.

     Тард  писал, что изобретение является матерью как верования, так и  желания. Он характеризовал изобретения  как первичную причину богатства, рассматривая их как результат индивидуального  творчества и подчеркивая, что только благодаря им и подражанию осуществляется общественный прогресс в виде развития экономики, политической жизни, искусства, языка, религии и др.13

     Французский социолог одним из первых обратил  внимание на возрастание роли коммуникативных  средств: печати (газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их, особенно газеты, как  важный фактор интеграции и социального  контроля. Другая значимая функция  газет заключалась в осуществлении  просветительства. Тард хорошо понимал, что появление и быстрое распространение  газет способствовало формированию публики и росту уровня самосознания людей. Кроме того, как верно отмечал  ученый, они играли значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мнения.

Информация о работе Психологическое направление в западной социологии: многообразие версий