Психологическое направление в социологической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция казалась более выигрышной: создавалась видимость, что в отличие от биологического редукционизма, здесь действительно учитывается специфика общественной жизни. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления.

Содержание

Введение 3
1. Номиналистический психологизм Г. Тарда 6
2. Социологическая (социально-психологическая) теория Г.Лейба 11
3. Психоаналитическая теория З.Фрейда 20

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..docx

— 51.73 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет» 
(ВолгГТУ)

Кафедра «История, культура и социология»

Контрольная работа  
по курсу социологии 
ТЕМА: № 24

«Психологическое направление  в социологической теории»

 

Выполнила

Студентка группы АУЗ-364с

Горохова А.И.

(№ зачетки 20101726)

Проверил 

Доц. Овчар Н.А.

 

Волгоград

2012

Оглавление

Введение 3

1. Номиналистический психологизм Г. Тарда 6

2. Социологическая (социально-психологическая) теория Г.Лейба 11

3. Психоаналитическая теория З.Фрейда 20

 

 

 

Введение

Социология – молодая  наука, оформившаяся в отдельную  область знания лишь в середине XIX века, как и все молодые науки, долгое время страдала редукционизмом, то есть в качестве методов исследования пыталась использовать методы заимствованные у других наук, чаще всего естественных.

Основоположники позитивной социологии О. Конт и Г. Спенсер, формировали социологию, как целостную универсальную науку, открыли для научного общества новые перспективы социального познания, что повлекло за собой «расщепление» единой науки на множество различных направлений, каждое из которых имело собственный взгляд на закономерности общественной жизни. Особое место среди социологических теорий занимал натурализм, сторонники которого стремились использовать для изучения общества методологию естественных наук. В рамках натурализма оформилось несколько самостоятельных направлений – биологическое, географическое и др.

Одним из ярких представителей натурализма считается Г. Спенсер, основатель социалорганицизма и эволюционизма. Органицисты рассматривали общество, как живой организм, и пытались исследовать его, используя методы биологии и других естественных наук. Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции. Социальная эволюция по Спенсеру – это часть всеобщей. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор). Он выделял две стороны процесса эволюции – интеграция и дифференциация: от неустойчивости к устойчивости, и три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая. Социальная эволюция – это часть надорганической, которая отличается уровнем сложности, темпами изменения и важностью следствий.

На базе спенсеровской социологии развилась мощная ветвь органистической школы. Ее отдельные представители, несмотря на общность исходной позиции «общество – биологический организм», придерживались самых различных социально-политических взглядов. Говоря о натурализме в социологии, нельзя не отметить, что аналогии «организм – общество» некоторые последователи Спенсера подчас доводили до абсурда и пытались найти в биологическом организме прообразы практически всех социальных явлений, предметов домашнего обихода, орудий труда и т.д.1

Представители натурализма  в целом и органицизма в частности пользовались аналогиями между обществом и организмом и эти аналогии нередко подменяли конкретный анализ общества и значимость их исследований была незначительна, как в теоритическом, так и в практическом отношениях, в этом и была основная слабость натуралистических теорий, что в дальнейшем и привело к признанию их несостоятельными.

Просчеты биологической  редукции заставили обратиться к  законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни  социальных явлений начали отыскивать в психологии, и внешне эта позиция  казалась более выигрышной: создавалась  видимость, что в отличие от биологического редукционизма, здесь действительно учитывается специфика общественной жизни. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления.

Кризис биолого-натуралистических  теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Идея сведения социального к психологическому не была, конечно, новой. На «универсальные законы психологии» и «свойства человеческой природы» ссылались и Локк, и Юм, и французские просветители, и английские утилитаристы. Милль в полемике с Контом утверждал, что все социальные законы сводятся к «законам индивидуальной человеческой природы». «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами. В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию.1

Психологическое направление  в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков  формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал  многих ученых. Но всех их объединяло одно – стремление, не всегда осознанное, сводить социальное к психологическому. На фоне редукционизма социологии к психологическому можно выявить крупные теории, такие как психологический эволюционизм – который во многом походил на идеи биолого-эволюционной школы Спенсера, инстинктивизм – который основывался на бессознательной части человеческого мышления, «Психология народов» – тесно связанная с этнографией и другие. У всех психосоциальных теории были и достоинства и недостатки и все они оставили определенный след в истории социологической мысли. Однако в конце XIX века становится ясно, что психология индивида или абстрактный «народный дух» не могут однозначно объяснить сущность социальных явлений. Поэтому всё больше растет интерес к изучению непосредственно явлений группового массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу. На рубеже XX ве

 

 

  1. Номиналистический психологизм Г. Тарда.

Как всякий оригинальный мыслитель, Тард строил свою концепцию на основе критического анализа предшествующих достижений социальноймысли. Он отверг бывшие долгое время популярными натуралистические теории, в которых проводились аналогии общества с механическим агрегатом (социальный механицизм) и биологическим организмом (социал-дарвинизм). Не принял он и эволюционистские теории (как биологические, так и психологические). Вместо них французский социолог предложил аналитический подход. Среди идей и взглядов, отвергнутых Тардом, находятся те, что постулируют существование "души толпы", "коллективного (группового) сознания", т.е. неких самостоятельных духовных сущностей. 

Социология рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием другому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры и процессы. Под последними Тард понимал, прежде всего, межличностные, интериндивидуальные процессы и отношения. 

Он считал, что предмет  и возможности социологии как науки следует изучать в тесной связи с психологическими явлениями, например такими, как верования и желания. Например, в "Социальной логике" он писал, что нет ни одной отрасли социологии, "которая не представлялась бы нам двойственно, в зависимости от того, рассматривается ли ее предмет со стороны, предполагающей желание, или со стороны, предполагающей верование" [Тард. СПб., 1996. С. 29]. Надо сразу отметить, что при таком подходе к пониманию социологии как интерментальной, интериндивидуальной психологии из поля зрения мыслителя исчезала макросоциальная структура общества, в рамках которой и формировались реальные межличностные отношения. 

Тремя основными типами социальных процессов Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим. 

Подражание рассматривалось  ученым в качестве основного объяснительного  принципа всейжизни - как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как "постоянное, всемирное социальное явление" [Тард. 1996. С. 334]. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира [Там же. С. 288]. Социальное познание - это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния. 

Французский социолог настаивал  на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются  как следствие примера (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий имеет в своей  основе отношение "учитель - ученик". Под влиянием психологии подражания Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеалу. 

Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теорияподражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д. 

Тард, как и Г. Лебон, уделял большое внимание проблемам группового поведения. Он также обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. В отличие от толпы, психическое единство которой создается в первую очередь физическим контактом, публика - это "чисто духовная, общность", в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика - это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Тард прослеживал этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предпосылки возникновения публики конца XIX в. он видел в салонах и клубах XVIII в. Однако реальную ее историю он связывал с появлением массовых газет. 

Толпу Тард считал зародышем общества в городе, тогда как зародышем общества в деревне называл семью. Он рассматривал толпу как форму организации жизни общества на стадии развитой городской культуры. Занимаясь проблемами толпы, Тард характеризовал общие черты ее участников, такие, как вера, страсть, наличие цели, эгоизм, "коллективное самолюбие", односторонняя иррациональная подражательность. Тард предложил свою классификацию толп, в основу которой положен критерий се отношения к возможности собственной деятельности. Он писал о выжидающих, внимающих, заявляющих о себе, действующих толпах. 

Тард внес свой вклад в учение о методах эмпирического социологического исследования. В качестве основных методов социологии французский теоретик выделял археологический и статистический. Первый базируется на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему осуществить социально-статистические исследования по проблемам преступности (о них подробнее будет сказано в специальной главе, посвященной историческим истокам эмпирической социологии), которые получили высокую оценку его современников. На основании данных этих исследований он утверждал, что человек не рождается преступником, а становится им, причем в полном соответствии с законами подражания и приспособления. Сам же законподражания использовали в криминалистике и криминологии, а Тарда считали одним из основоположников криминалистического направления в западной социологии. В этом смысле значение его идей простирается не только на социологию, но и на криминалистику. 

Один из основных источников социального прогресса Тард видел в изобретении (нововведении), начиная от технических новшеств и кончая оригинальными общественно-политическими идеями. Изобретение, также как и подражание, являлось у него предметом социологического изучения и при этом "психологизировалось". Более того, изобретение и подражание оказывались тесно связанными между собой, потому что адаптация и внедрение новшества могли осуществляться только в результате повторения и подражания. 

Тард писал, что изобретение является матерью как верования, так и желания. Он характеризовал изобретения как первичную причину богатства, рассматривая их как результат индивидуального творчества и подчеркивая, что только благодаря им и подражанию осуществляется общественный прогресс в виде развития экономики, политической жизни, искусства, языка, религии и др. [Там же. С. 382-383]. 

Французский социолог одним  из первых обратил внимание на возрастание  роли коммуникативных средств: печати (газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их, особенно газеты, как важный фактор интеграции и социального контроля. Другая значимая функция газет заключалась  в осуществлении просветительства. Тард хорошо понимал, что появление и быстрое распространение газет способствовало формированию публики и росту уровня самосознания людей. Кроме того, как верно отмечал ученый, они играли значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мнения. 

Информация о работе Психологическое направление в социологической теории