Работа социального педагога в школе, микрорайоне и современный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: определение специфики работы социального педагога в школе, микрорайоне.
Задачи:
Рассмотреть особенности профессиональной деятельности социального педагога.
Определить основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения.
Определить особенности работы социального педагога в микрорайоне.

Содержание

Введение.
Профессиональная деятельность социального педагога и ее особенности.
Основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения.
Основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Анохин.docx

— 32.48 Кб (Скачать файл)
    1. Введение.
    2. Профессиональная деятельность социального педагога и ее особенности.
    3. Основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения.
    4. Основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения.
    5. Заключение.
    6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление профессии «социальный  педагог» в нашей стране происходит в сложных, во многом противоречивых условиях модернизации всей системы  образования, включая решение задач  социальной адаптации детей. Адаптация  и подготовка детей к жизни  в постоянно меняющемся и нестабильном мире, вызывает большие трудности, одной  из причин которых является то, что  при постановке учебно-воспитательных задач практически не учитываются  психологические и личностные характеристики школьников, их социальный статус, готовность к вхождению в окружающую социальную среду. Именно поэтому необходим  специалист, который взял бы на себя решение этих проблем – профессиональный социальный педагог.

Таким образом, можно с  уверенностью утверждать, что профессия  «социальный педагог» в образовательных  учреждениях становится востребованной, и никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности осуществления социально-педагогической деятельности с детьми, оказании им помощи и поддержки в решении различных социальных проблем.

Цель работы: определение  специфики работы социального педагога в школе, микрорайоне.

Задачи:

    1. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности социального педагога.
    2. Определить основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения.
    3. Определить особенности работы социального педагога в микрорайоне.

 

 

 

 

Профессиональная  деятельность социального педагога и ее особенности

Структура деятельности социального  педагога, как и любая другая профессиональная деятельность, предполагает наличие  определенных компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функции (какие при этом функции выполняет), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту. Объект является главным, определяющим содержание деятельности. Объектом деятельности социального педагога являются дети, молодежь. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает тогда, когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.

Хотя объектом деятельности социального педагога является ребенок, в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов.

Функции, которые социальный педагог выполняет в своей  профессиональной деятельности, представляют собой относительно самостоятельные, различные по характеру, но в то же время тесно взаимосвязанные  виды деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение целей и  качественных результатов профессиональной деятельности.

Такие функции, как правило, формулируются в должностных  инструкциях социальных педагогов. Их выделяют исследователи в своих  научных работах, авторы учебников  и учебных пособий по социальной педагогике. При этом, функции социального  педагога, выделяемые разными авторами могут значительно различаться  и по количеству, и по названию, и по содержанию.

Как отмечает Г.Н. Штинова, к  числу наиболее общепризнанных, выделяемых большинством исследователей и руководителей  сферы социальной педагогики, можно  отнести следующие функции:

1) Диагностическая: 

  • постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
  • выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
  • установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия в семье;
  • содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками.

2) Воспитательная, или образовательно-воспитательная:

  • обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и молодежи, а также семьи с привлечением всех воспитательных средств и возможностей социума;
  • осуществление социально-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса ребенка, имеющего проблемы;
  • осуществление патронажа неблагополучных семей и семей группы риска, проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями; осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты;
  • педагогическое просвещение родителей и детей;
  • обучение их социальным знаниям и умениям, проведение профориентационной работы;
  • формирование педагогической культуры родителей.

3) Организационная: 

  • организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи и поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;
  • включение учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований;
  • влияние на разумную организацию досуга детей.

4) Прогностическая: 

  • программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;
  • проектирование личности ребенка, определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
  • разработка программ, проектов, планов развития учреждения, его структур;
  • экспертиза документов и материалов.

5) Профилактическая или  предупредительно-профилактическая:

  • организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков;
  • приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений;
  • осуществление правового просвещения несовершеннолетних и молодежи;
  • влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости
  • организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социальных групп риска.

6) Коррекционно-реабилитационная  или социально-терапевтическая: 

  • осуществление социотерапевтической помощи нуждающимся, коррекция асоциального поведения детей и подростков, стилей семейного воспитания, межличностных отношений:
  • усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды;
  • помощь ребенку в адаптации и социальной реабилитации.

7) Организационно-коммуникативная: 

  • способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности;
  • установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся;
  • накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
  • формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.

8) Правозащитная функция  или охранно-защитная:

  • использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки детям и молодежи, членам их семей, для защиты их имущественных и гражданских прав,
  • представление интересов несовершеннолетних в органах милиции и суде;
  • содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия на подопечных социального педагога;
  • взаимодействие с органами социальной защиты.

9) Исследовательская или  организационно-методическая:

  • проведение аналитической работы с нормативными и др. документами;
  • разработка программ, методик, технологий деятельности;
  • подготовка методических материалов;
  • осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах и др.;
  • организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности.

Основные принципы социально-педагогической деятельности:

  1. Принятие человека таким, каков он есть.
  2. Уважение права человека на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий.
  3. Конфиденциальность сотрудничества социального педагога. 
  4. Ответственность социального педагога за результаты своей деятельности.
  5. Порядочность социального педагога с клиентом.

Содержательно задачу деятельности социального педагога можно определить, как помощь в интеграции ребенка  в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами –  помощь в социализации ребенка.

Таким образом, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских  педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений  в семье, школе, ближайшем окружении  и других социумах.

 

Основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения

Школа – один из ведущих  институтов воспитания. Она должна обеспечить целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. У педагогических коллективов ещё немало трудностей, проблем, нерешённых вопросов в организации  свободного времени, общения по месту  жительства, внешкольного воспитания учащихся, и поэтому современная  школа не может работать изолированно, не влияя на среду, не согласуя свои действия с другими государственными и общественными институтами.

На школу, являющуюся сложной, многоуровневой и относительно законченной  системой, в процессе функционирования оказывают влияние множество  внешних и внутренних факторов. Это  диктует необходимость взаимодействия прогнозов при планировании как  между звеньями внутри школы, так  и с прогнозами и планами других социальных сфер, взаимодействующих  с ней.

Социальный педагог для  изучения работы классных руководителей  с классным коллективом осуществляет просмотр документации (планов, отчетов), непосредственно наблюдает за проведением  мероприятий, наличием отклоняющегося поведения у школьников, проводит беседы с учащимися, родителями. Регулярный контроль предупреждает стихийность, неритмичность в работе.

Процесс управления требует  надежной обратной связи между управляющей  и управляемой подсистемами. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую  обратную связь, являясь важнейшим  источником информации, необходимой  для успешного функционирования системы управления развития школы  в целом. В условиях большой самостоятельности, предоставления многих прав и полномочий самой школе контрольно-оценочная деятельность руководителей должна занять особое место в мотивации и стимулировании учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника становится традиционным для многих школ.

Информация о работе Работа социального педагога в школе, микрорайоне и современный опыт