Работа социального педагога в школе, микрорайоне и современный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: определение специфики работы социального педагога в школе, микрорайоне.
Задачи:
Рассмотреть особенности профессиональной деятельности социального педагога.
Определить основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения.
Определить особенности работы социального педагога в микрорайоне.

Содержание

Введение.
Профессиональная деятельность социального педагога и ее особенности.
Основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения.
Основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Анохин.docx

— 32.48 Кб (Скачать файл)

Основные направления  деятельности социального педагога определяются его функциями.

 Как правило, деятельность  социального педагога начинается  с диагностики, которая включает  в себя сбор, анализ и систематизацию  информации о детях и подростках  с педагогическими, психологическими, социальными проблемами, определение  возрастных характеристик в соответствии  с психическим и физическим  развитием, поведенческих отклонений. Получаемая из разных источников  информация позволяет социальному  педагогу составить представление  об образе жизни своих подопечных, дать социально-психологическую  характеристику семей. Важно определить  те категории детей, семей,  которые требуют особого социально-педагогического  внимания. Для этого необходимо  проведение различных исследований  в области ближайшего окружения.  В практике часто встречаются  ситуации, когда требуется провести  комплексные психолого-педагогические  и медицинские обследования детей  и взрослых, изучить личностные  особенности и проблемы отдельных  воспитанников. При этом возникает  необходимость дать прогноз возможности  изменения той или иной ситуации  имеющимися у педагога средствами. С учетом сделанного прогноза  формируются задачи, определяются  пути и способы их достижения. Анализируя ситуацию своего подопечного,  социальный педагог вместе с  ним ищет подходы к решению  проблемы.

Но социальный педагог  работает не только с теми детьми, которые  уже имеют педагогические и психологические  проблемы и отклонения в поведении, но и осуществляет профилактическую деятельность. Он разъясняет и доказывает ребенку правильность и необходимость  определенного поведения, доводит  до его сознания нормы и правила  поведения, прогнозирует его поступки и предотвращает такие, которые  имеют негативный характер, помогает к адаптации  новым социальным условиям.

Социальный педагог проводит также просветительскую работу с  родителями по вопросам воспитания и  взаимоотношений в семье, формированию у детей адекватного поведения  в отношениях со сверстниками. Отмечает значение личного примера и авторитета взрослых. Обращает внимание на причины  и последствия девиантного поведения  у детей и возможности их раннего  выявления.

Таким образом, социальный педагог в рамках образовательного учреждения может осуществлять свою деятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием:

  1. социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов;
  2. социально-педагогическая защита прав ребенка;
  3. обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося;
  4. социально-педагогическое консультирование;
  5. социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация;
  6. содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка;
  7. поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности);
  8. организационно-методическая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности работы социального педагога образовательного учреждения

Жизнь учащихся в школе  является педагогически организованной. А внешкольная среда более  противоречива и специфична, в  определённой мере стихийна. Сознание и поведение детей формируется  под действием микросреды, того опыта, который ребёнок аккумулирует из повседневной жизни. Как наиболее стабильная из воспитательных сфер жизнедеятельности учащихся, как часть воспитательной среды, активно влияющей на формирование и развитие личности, рассматривается в передовом современном опыте – местожительство. Ещё задолго до прихода в школу, ребёнок входит в этот мир, включаясь в отношения с определённой общностью людей.

На различных возрастных этапах он реализует свои личностные потребности в общении, познании окружающей действительности, развитии творческих начал, в самоутверждении, активной деятельности. Здесь школьник сверяет получаемые знания с наблюдениями, практикой жизни, накапливает свой жизненный опыт, учится быть старшим, взрослым, самостоятельным, проявлять  заботу о младших, строить свои взаимоотношения  с товарищами, сверстниками. Одновременно место жительства – это сфера  организации свободного времени  детей, подростков, молодёжи, развития их интересов, трудовой, общественной, культурно-творческой деятельности, сфера  идейно-нравственного формирования личности.

Как никогда остро стоит  сегодня проблема усиления воспитательной значимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общения  учащихся по месту жительства.

В силу территориальной  близости к семье воспитательная работа в жилом массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными  резервами в совершенствовании  педагогического и общественного  воздействия на семью и её ближайшее  окружение, влияния на процесс семейного  воспитания.

На результативность воспитательной работы с детьми и подростками  по месту жительства непосредственно  влияет уровень воспитанности окружающих и особенно близких людей. Повышение  образовательного, идейно-нравственного, культурного уровня взрослых, включенность ребёнка в систему положительных  общественных отношений по месту  жительства, создание возможностей для  воспитания детей на конкретных примерах, боевых и трудовых традициях народа, целенаправленная система внешкольных  мероприятий, создание благоприятной  моральной атмосферы в семье, обеспечение единства воспитательных требований в школе, семье и по месту жительства – всё это  оздоровляет микросреду детей, благоприятно воздействует на идейно-нравственное развитие личности. 

Ведущим принципом организации  работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей  по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает  их активность в овладении культурными  ценностями общества и их приумножения.

Важную роль социально-педагогического  значения играют внешкольные учреждения как очаги организации свободного времени, досуга молодёжи школьного  возраста. Они придают позитивную целеустремлённость спонтанно возникающим  в молодёжной среде объединениям по интересам, отвлекая от бездумного времяпрепровождения школьников «на  улице».

Специфика внешкольной  сферы воспитания, непосредственная причастность к ней всех без исключения социальных  институтов выдвигают  чрезвычайно важную (во многом определяющую эффективность воспитательного  процесса в целом) проблему взаимодействия этих институтов. Исходя из этого возникает  необходимость наиболее правильно  объединить и скоординировать силы, чтобы управлять влиянием средств  массовой коммуникации, семейных, трудовых, ученических, всех иных коллективов, общественных организаций, учреждений народного  образования, культуры, спорта.

Для современной системы  социально-воспитательной работы с  населением по месту жительства характерна тенденция качественной перестройки  организации и руководства этой системой. Отсюда, координация воспитательной деятельности с населением по месту  жительства должна осуществляться в  рамках территориальной единицы  – микрорайона. Границы его не обязательно совпадают с микрорайоном школы или жилищно-коммунального  учреждения.

Принцип определения границ микрорайона помогает обеспечивать единство в решении социально-воспитательных задач, способствует наиболее полному  использованию возможностей всех учреждений и организаций, причастных к работе в данном жилом массиве. Центр  воспитательной работы может осуществлять свою работу по двум вариантам: либо закрепляясь  за домами или улицами, организуя  разностороннюю воспитательную работу с конкретным контингентом их жителей; или выбирая определенные направления  работы со всем населением микрорайона  или его отдельными категориями.

Совместные воспитательные дела Центра воспитательной работы планируются  и осуществляются на основе воспитательных возможностей и потребностей каждого  микрорайона. Эти возможности выявляются при изучении и социально-педагогическом анализе культурно-производственного  окружения, материально-бытовых условий, духовного потенциала проживающего здесь населения.

Центры воспитательной работы микрорайонов составляют и постоянно  обновляют характеристики («паспорта») на семьи, группы неформального общения  школьников. На основе этих данных разрабатываются  обобщенные характеристики, в них  несколько разделов. В первом –  данные о составе семьи (число  ее членов, их возраст, простая, сложная, неполная семья, количество детей); о  социальном положении, роде занятий, образовании; о состоянии жилищных и материальных условий; о наличии в семье  библиотек, аудио- и видеотехники; о  бюджете свободного времени всех членов семьи.

Во втором разделе –  характеристика социальной направленности, морально-психологического климата  семьи; данные о характере проведения свободного времени; об отношении к  воспитанию детей; об интересах, склонностях, запросах, индивидуальных особенностях членов семьи; о согласованности  взаимоотношений в семьях (между  родителями и детьми, между различными поколениями взрослых); об обычаях, традициях, имеющихся в семье.

В общей характеристике отражаются самые существенные стороны  микросреды: материально-бытовые условия  жизни, свидетельствующие о культурном жизненном уровне, объеме свободного времени, количестве доступных материальных и культурных благ; содержание и  характер получаемой информации, образовательный  и культурный уровень, социальная направленность и психологический климат ближайшего окружения. По каждому микрорайону  характеристика дополняется сведениями о структуре микрорайона, производственном окружении; о социальных, культурно-просветительных, спортивных организациях, детских дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях; о материальной базе и кадровых возможностях.

Результаты социологических  обследований тщательно анализируются  и используются для определения  задач, отбора содержания, форм, методов  воспитательной работы в микрорайоне.

Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в  выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью  и детей. В этих учреждениях оказывается  помощь семье, детям-сиротам, трудным  подросткам, организовывается семейный отдых.

Эти службы обеспечивают детскую  безопасность, нормальные условия для  ребенка в семье. В практике социальной помощи семье создаются различные  центры: досуга, патроната семейного  типа, помощи семье во время кризиса. Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа различных  служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, занимающаяся людьми попавшими в трудную жизненную  ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

Особо социальные работники  выделяют работу с родителями. Контакты с ними помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Осуществить  ин-диви дуальные программы можно  только вместе с родителями.

При многих центрах созданы  службы «Телефон доверия», службы социальных педагогов, различные семейные клубы. Ценность таких центров состоит  в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время проблема познания личности учащегося приобрела  особую актуальность, ибо она непосредственно  связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного учебно-воспитательного процесса. Представляется бесспорный тот факт, что между  продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью познания социальным педагогом личности учащихся существует тесная связь.

Социальный педагог выполняет  огромную работу с учащимися. Благодаря  этому в школах проявляется доверительные  отношения между детьми и классными  руководителями, учителями, родителями, но главное с социальными педагогами. Следовательно, они раскрывают свои проблемы и вместе с педагогом  ищут решение. Учитель с помощью  разнообразных кружков, программ, соревнования, викторины и т.д. раскрывает способности  школьников. Он увеличивает потенциал  ребёнка, помогает сделать правильный выбор в социальной сфере, формирует  позитивное самоотношение и создаёт  условия для их гармоничного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная педагогика. Пособие для высших учебных заведений. « Аспект Пресс», 2001г;
  2. Аронсон Э. Введение в социальную психологию. «Аспект Пресс», 1995г;
  3. Василькова Т.А., Василькова Ю.В.Социальная педагогика: учебное пособие. «Академия», 1999г;
  4. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001.
  5. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
  6. Учитель, социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. - Тамбов: ТГУ, 1997 – 113 с.

Информация о работе Работа социального педагога в школе, микрорайоне и современный опыт