Развитие творчества детей-инвалидов во взаимодействии сотрудников Центра детского творчества и социальных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время, когда нестабильность в экономике и социальной сфере стала постоянным явлением, появляется все больше людей, требующих к себе особого внимания и заботы. Среди них многодетные семьи и одинокие матери, престарелые и больные люди, инвалиды войны и труда, представители незащищенных слоев населения. Особое место в этой группе занимают дети-инвалиды, число которых в России увеличивается ежегодно. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет в России 545 тысяч человек. А численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67121 человек. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова на заседании президиума Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике [8].

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность основных понятий социальной работы с детьми-инвалидами…………5

Глава 2. Особенности детей-инвалидов и их развитие в Центре детского творчества …….13

Глава 3. Содержание взаимодействия сотрудников Центра детского творчества
и социальных служб по развитию творчества детей-инвалидов……………………………..24

Заключение ………………………………………………………………………………………28

Список литературы ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Вера.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Углубленным исследованием были охвачены 14 детей-инвалидов в возрасте от 4 до 13 лет. Центр детского творчества оказывает социально-психолого-педагогическую, культурологическую, образовательную помощь детям  дошкольного возраста, подросткам-инвалидам, имеющим проблемы различного характера:

      • последствия натальной черепно-мозговой травмы с двигательными нарушениями;
      • детский церебральный паралич гемипаретической формы;
      • невроз и неврозоподобное состояние, нервно-психические заболевания (заикание);
      • заболевание мочевыводящей системы (хронический пиелонефрит);
      • заболевание дыхательной системы (бронхиальная астма);
      • заболевание сердечно - сосудистой системы (ВПС);
      • поражение и заболевание органов слуха.

По данным обследования районного Совета здоровья матери и ребенка, в муниципальном образовании Дубенский район  на 1730 человека детского населения выявлено 46 ребенка-инвалида, которые  испытывают наибольшую потребность в защите  и поддержке, и 70  человек детей группы риска, имеющие хронические заболевания (данные на 1 июня 2011 года).

Все выше  перечисленные заболевания по медицинским показателям можно выделить в следующие группы:

1.Нервно-психические  заболевания занимают второе  место (32,8 %).Иначе это называют  умственной неполноценностью. Термин "умственная неполноценность" включает в себя два значимых  компонента, которые должны рассматриваться  в соответствии с биологическим возрастом и соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость, находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с раннего возраста; значительное ослабление способности приспособиться к социальным требованиям общества" [12, с. 32-38]. У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Однако после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области   социальной защиты и реабилитации ребенка-инвалида, педагогов-психологов и социальных работников в тесном контакте с образовательным учреждением. В детстве чаще возникают сдвиги в области эмоций или поведения. Симптомам болезней могут предшествовать воспитательные, социальные или личные трудности.

2. Заболевания  внутренних органов. В настоящее  время они занимают лидирующее  положение в структуре детской  инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации. В эту группу заболеваний входят различные заболевания, патологические состояния и пороки развития органов дыхания, почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей,  сердечно - сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения. Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация рассматривается как «психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. В социальной психологии используют понятие относительной депривации и фрустрации течение которых может, углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях,  в семье, где ограничен социальный опыт, и общение осуществляется между такими же детьми [12, с.23-28].Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных  навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка [12, с. 48-53].

3.Поражение  и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. Дети составляют 20% от общего числа детей-инвалидов. Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы, а эти дефекты (дефекты психического развития)  могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов. М. Р. Романов характеризует такого ребенка как боязливого, малоконтактного. Поэтому он предлагает обогащать чувственный и практический опыт этих детей, постепенно включая его в круг здоровых сверстников. В работе с данной категорией детей рекомендуется так же использовать их особую чувствительность к музыке [24, с. 18-23].

Теоретическая значимость этой работы заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей-инвалидов пребывающих в условиях образовательного учреждения; в обосновании, необходимости и возможности использования, воспитывающих и развивающих функций музыкально-ритмической деятельности, способствующих развитию эстетической отзывчивости, способности личности ребёнка сопереживать эстетическим свойствам музыкального искусства и действительности, чувствам других людей; развитию элементарного художественно-эстетического творчества; в разработке уровневых показателей и диагностических материалов, определяющих индивидуально-психофизические особенности и компенсаторные возможности личности детей; в выявлении уровневых показателей развития эстетических качеств личности воспитанников [11, с. 32-38].

4. Поражения  и заболевания органа слуха. По  степени снижения слуха различают  глухих и слабослышащих. Среди  глухих можно выделить так  же две группы в зависимости  от наличия или отсутствия у них речи. Число детей с этим заболеванием относительно невелико, они составляют около 2% всех детей-инвалидов. Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. Например, у детей с ранним ограниченным повреждением мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются замкнутые "странные", как бы  "пребывающие в своем мире" дети. У оглохших, наоборот, наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность [1, с. 49-54]. В работе с данной категорий детей можно использовать силу рисования. Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у ребенка-инвалида мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинное эстетическое переживание. Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышлению, воображения, делает наблюдение более целенаправленными и глубокими. Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться, не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой (Приложение 5).

 Как  показывает анализ образовательных услуг для детей-инвалидов на территории муниципального образования, им предоставляется достаточный объем услуг. Мы обслуживаем детей с тяжелыми нарушениями речи,  с нарушениями зрения, умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития не только в условиях общеобразовательной школы, детского сада, но и в учреждении дополнительного образования детей. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основными формами организации театрализованной деятельности есть: театрализованное занятие, музей кукол, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, театрализованные игры-спектакли, посещение театров детьми совместно с родителями, совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованные игры в повседневной жизни, мини-игры на музыкальных занятиях, мини-игры на других занятиях и самостоятельная театрально-художественная деятельность. Типами театральных занятий являются: типовое, доминантное, тематическое, интегративное, репетиционное и фрагментарное. На основании теоретических аспектов развития речи посредствами театрализованной деятельности, педагогом, социальным работником учреждения разрабатываются теоретические основы осуществления театрализованной деятельности, при этом обязательно следует брать во внимание особенности эмоционально-личностного развития каждого ребенка. При этом все  действия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивающих выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности [15].

5. Эндокринные заболевания. Класс заболеваний, вызываемых расстройством одной или нескольких эндокринных желез. В их основе лежат гиперфункция, гипофункция или дисфункция желез внутренней секреции. Из эндокринных заболеваний чаще встречаются патологии, связанные с расстройством щитовидной железы, (например гипертиреоз или "гипогликемия" при сахарном диабете), с расстройствами поджелудочной железы, такие как сахарный диабет. Диабет - пока еще неизлечимое заболевание, которое часто приводит к тяжелым осложнениям и инвалидности ребенка. Оно требует особой системы инсулинотерапии (до пяти уколов в день), режима питания и отдыха и значительно ограничивает его жизнедеятельность. Это значит, что такие дети нуждаются не только в дополнительной заботе при учебном процессе, но и при реабилитации и интеграции в окружающую среду. Понятно, что многие проблемы могли бы быть сняты с плеч педагога, будь у нас в учреждениях образования хорошо налаженная система помощи ребенку с диабетом или любому другому ребенку с иным хроническим заболеванием со стороны медицинского работника, специалиста социальной службы, психолога. Безусловно - за этим будущее. Но пока этого в комплексе нет, а проблема диабета уже существует, эти дети посещают общеобразовательные учреждения и главным действующим лицом для них  остается педагог. Кстати, в развитых зарубежных странах, где проблема диабета давно и эффективно решается на всех уровнях, ребенок с диабетом, большую часть своего времени проводящий в образовательном учреждении, чувствует, в первую очередь, заботу педагога, а педагог отвечает за жизнь своего ученика. При состоянии гипогликемии ребенок-инвалид проявляет следующие признаки: чувство слабости, повышенные нервозность, волнение, агрессивность; сильная потливость; тошнота; обидчивость, смущение, плаксивость, смятение; ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений; дрожание рук и озноб; возможная потеря сознания. Много проблем возникает у педагога и с семьей, воспитывающей ребенка с диабетом. Чаще всего родители считают главным следить только за физическим состоянием ребенка, упуская многие важные моменты его психики. Их не следует винить за это. Контроль за течением болезни, поддерживание стабильного состояния требуют очень многих усилий и времени. Следует подсказать им, чем живет ребенок в данном возрасте, что для него является главным в жизненной ситуации в тот или иной момент его развития. В этом случае педагоги и социальные работники объединяют усилия в вопросе социальной реабилитации ребенка-инвалида с заболеванием сахарный диабет.

6.Детский  церебральный паралич (ДЦП) одно  из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Частота детских церебральных параличей составляет от 2,5 до 5,9 детей на 1000 родившихся, но количество детей угрожаемых по развитию ДЦП значительно больше. Именно своевременное и комплексное лечение детей перенесших родовую травму и имеющих отклонения в психомоторном развитии позволяет во многих случаях избежать диагноза детский церебральный паралич [2, с. 32-39]. В зависимости от  локализации поражения при этой форме могут наблюдаться различные нарушения. Допустима легкая задержка  психического развития до грубого интеллектуального дефекта. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев  благоприятный при своевременно начатом адекватном лечении. Дети ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от состояния поражения конечности (руки). Обучаемость и уровень социальной адаптации зависит не от тяжести поражения конечности, а от  интеллектуальных возможностей ребенка и уровня обученности [35, с. 42-46]. Начало социальной адаптации ребенка-инвалида связано с ликвидацией дефицита его общения со здоровыми сверстниками. Физические, психические и социальные ограничения не позволяют больному ребенку легко войти в среду здоровых людей, общаться с ними. Преодолеть барьеры, воздвигнутые недугом, помогает совместное творчество. Жизненные позиции иждивенчества, самоизоляции, порой имеющиеся в сознании ребенка-инвалида, так же как и установки превосходства и эгоизма здорового ровесника, трансформируются в процессе этой деятельности. Теоретические основы общения с детьми больными ДЦП, разрабатываемые и внедряемые обществом, осуществляются на интегративной основе, когда методическое обеспечение социально - педагогической работы с детьми позволяет включить в игровую деятельность не только здоровых детей, но и детей с различными видами инвалидности, в частности с нарушениями опорно-двигательного, а также педагогов, воспитателей, социальных работников и непосредственно родителей или лиц, их заменяющих. Здоровый ребенок, активно развиваясь, исследует собственное тело: ручки, ножки, пальчики; обследует окружающее пространство, двигается во всех направлениях. Независимо ни от кого ребенок проходит все ступени психического и физического развития, начиная от удерживания головы в горизонтальном положении и заканчивая самостоятельным передвижением в вертикальном положении. Каждый полученный новый навык подготавливает ребенка к преодолению следующего, который будет сложнее по задаче, но востребован в жизни.

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата также растет и развивается, взаимодействуя с окружающим миром и, прежде всего с близкими людьми. Но физическое состояние  не всегда позволяет получить полный для развития объем информации, поэтому необходимо правильно организовывать развивающее пространство, как важнейший путь познания окружающего мира. Основным видом деятельности ребенка больного ДЦП является игра, именно поэтому созданное игровое пространство будет способствовать его развитию. Играть для малыша – значит жить, и наша задача помочь ему в этом! Если ребенок со спастическим тетрапарезом не способен самостоятельно сидеть и даже дотянуться до игрушки, это совсем не значит, что он не хочет играть. Необходимо предлагать  малышу игры, в которые он сможет играть или приспосабливайте обычные игрушки под его двигательные особенности, ведь уровень развития ребенка, в том числе интеллектуальный, вовсе не определяется имеющимися у него двигательными нарушениями. Заинтересуйте малыша, чтобы он сам захотел дотянуться до игрушки, и помните, что движения все люди выполняют не ради самого движения, а ради достижения определенной цели. То есть все движения ребенка должны быть целенаправленными, это важно при организации помощи ребенку с ДЦП [2]. Для любого ребенка игра является одним из важнейших средств социализации и познания окружающего мира. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными видами инвалидности роль игровой деятельности значительно возрастает, выступая при этом эффективным методом обучения и установления контактов со своими сверстниками. Игры интегративного характера позволяют не только разрушить барьер между детьми, но и создают возможность здоровым почувствовать, пережить (не случайно данное направление среди германских специалистов обозначается как педагогика переживаний), в каком мире и с какими проблемами сталкиваются их сверстники с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения или слуха. В деятельности социальных работников, социальных и специальных педагогов активно используются различные теории игровой терапии. Существует довольно значительный объем публикаций о роли игр в процессе социализации ребенка и их использовании в педагогической деятельности. Напомним, что еще Г.П. Щедровицкий определил характеристики, раскрывающие общие подходы к проблеме. Игра есть:

      • особое отношение ребенка к окружающему миру;
      • особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
      • социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру);
      • особое содержание усвоения (или усвоенное содержание);
      • деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка;
      • социально-педагогическая форма организации всей детской жизни, «детского общества» [36, с. 82-87].

Информация о работе Развитие творчества детей-инвалидов во взаимодействии сотрудников Центра детского творчества и социальных служб