Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:03, контрольная работа
Методологический раздел программы:
Формулировка и обоснование исследуемой проблемы и ее актуальности;
Определение объекта и предмета исследования;
Определение цели и постановка задач исследования;
Уточнение и интерпретация основных понятий, используемых в исследовании;
Развертывание рабочих гипотез.
Задание №2. Разработать программу и инструментарий социологического исследования (согласно предложенному плану). Памятка студенту о программе социологического исследования и проект программы прилагаются!!!
План программы
2.Процедурный раздел программы:
ПО ПРОГРАММЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ.
Программа социологического исследования - это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Основной раздел программ
1) методологический
а) целеориентации исследования .В основе исследования лежит проблема, как область затруднений; предметный аспект проблемы - это определенная социальная задача; гносеологический аспект - осознание к-л общ. потребности и способов ее решения.
Объект исследования - область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему.
Предмет исследования - значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило, предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии и включается в формулировку темы исследования.
Описать проблемную ситуацию
помогают предварительные или
Конкретные границы исследования устанавливаются путем формулировки целей и задач исследования.
б) определение и интерпретация теоретических понятий включает:
в) эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым процессам. В ходе программы социологического исследования. происходит конкретизация теор. понятия в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ - ИНДИКАТОР - (ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ - ИНСТРУМЕНТ).
г) построение модели - это системное описание существенных сторон предмета иссл., охватывающее факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводы ранее проведенных исследований. Отдельные элементы вводятся в модель в форме гипотез или предположений.
Гипотезы могут быть объяснительными (интерес к социологии определяется будущей спец. студента), описательными (не все студенты стремятся изучать социологию) и детерминирующими (активность на семинарах влияет на оценку на экзамене). Гипотезы должны быть преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить фактам науки и, проверяться средствами данного исследования.
На основе теор. модели
разрабатывается рабочая
3) процедурно-методический раздел программы включает выбор методов получения информации, проектирование инструментов и выборки.
Метод - это система правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования.
Инструмент- специально разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица).
Методика - система операций, обеспечивающих получение валидной (соответствие измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и репрезентативной социологической информации.
Методы получения информации:
Выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.
Проектирование выборки включает:
Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.
Формулы для определения объема выборки:
n = 2
или
n=1/A*A+1/N
или
n = ( (), 25 t2 N )/ (A2N+0,25t2),
где n - объем выборочной совокупности
N- объем генеральной совокупности
t2- число определяемое по спец. таблицам с учетом предельной ошибки выборки и доверительной вероятности
A - предельная ошибка выборки (как правило, в социологии она равна 5%, т.е. А=0,05), поэтому для расчета выборки при ошибке 5% можно пользоваться таблицей
Объем генеральной совокупности |
500 |
1000 |
2000 |
3000 |
Объем выборки |
222 |
286 |
333 |
350 |
4) организационный раздел программы.
Рабочий план исследования - схема действий с распределением времени и ресурсов.
Рабочий план включает следующие основные этапы:
образец!
ПРОГРАММА
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПАСПОРТ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА»
(Прошу не переписывать дословно и выдавать за свою!!!. Это все-таки интеллектуальная собственность!)
Обоснование исследуемой проблемы и ее актуальности.
Социально-культурное развитие регионов – проблема государственной важности. Она исходит из общих и специфических целей государственной политики Российской Федерации и обеспечения социального прогресса. Общей целью социально-культурного развития является реализация конституционного положения, согласно которому «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». (Конституция РФ, ст. 7., п.1.).
Управление социально-
Вместе с тем, современная социокультурная ситуация ставит общество перед необходимостью преодоления объективного противоречия между желанием заказчика (государственных структур, общественных организаций) иметь определенный тип социально-культурного заведения и социокультурными возможностями региона (территории, местности) иметь такое учреждение. Разрешения данного противоречия возможно через разработку специальной технологии проектирования, анализа и управления социально-культурным развитием региона на основе создания социокультурного паспорта.
Актуальность и важность
социокультурного паспорта в
деле совершенствования
Отсюда вытекает значимость предлагаемого
исследования, призванного обеспечить
достоверной информацией о
Объектом исследования является социокультурное пространство Яковлевского района Белгородской области. С практической точки зрения объектом исследования являются работники социально-культурных учреждений района; государственные служащие отдела культуры администрации Яковлевского района.
Предмет исследования – совокупные показатели социально-культурного развития Яковлевского района.
Определение цели и задач исследования.
Цель исследования – разработка социокультурного паспорта Яковлевского района.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
проанализировать состояние
определить проблемное поле социально-культурного развития района;
определить основные группы доминирующих социокультурных факторов, влияющих на формирование и функционирование социокультурного пространства района и разработать типологию социально-культурных учреждений района;
разработать и адаптировать технологию проектирования моделей социально-культурных заведений, пригодную для практического использования в управленческой деятельности;
разработать технологию кадрового
обеспечения социально-
Гипотезы исследования:
Разработка социокультурного паспорта
позволяет оперативно управлять
процессом социально-
Выделение и определение совокупных показателей социокультурного паспорта поможет создать инновационные технологии проектирования организационных форм и видов социально-культурной деятельности.
Содержание социокультурного паспорта позволяет создать адекватную систему подготовки и переподготовки кадров в сфере социально-культурной деятельности района.
3. Содержание исследования
Решение первой задачи предполагает дать оценку состояния социально-культурного развития района. Результатом этого этапа исследования является разработка карты социальной стратификации и социокультурной мобильности Яковлевского района.
Вторая задача исследования связана с выявлением типичных проблем социально-культурного развития района, их структуризации. Результатом этого этапа исследования является построение проблемного поля как теоретической модели совокупных условий социально-культурного развития района.
Третья задача предполагает определение процедуры отбора и формализации основных внешних и внутренних факторов, влияющих на функционирование и развитие социокультурного пространства района. Результат этого этапа исследования – формирование семантической матрицы доминирующих социокультурных факторов и критериев разработки моделей основных видов территориальных единиц и соответствующих им типов социально-культурных учреждений.
Информация о работе Разработка социологического исследования