Разработка социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Методологический раздел программы:
Формулировка и обоснование исследуемой проблемы и ее актуальности;
Определение объекта и предмета исследования;
Определение цели и постановка задач исследования;
Уточнение и интерпретация основных понятий, используемых в исследовании;
Развертывание рабочих гипотез.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа ЗАОЧНАЯ по социологии.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Задание №2. Разработать программу и инструментарий социологического исследования (согласно предложенному плану). Памятка студенту о программе социологического исследования и проект программы прилагаются!!!

 

План программы социологического исследования:

 

  1. Методологический раздел программы:
  • Формулировка и обоснование  исследуемой проблемы и ее актуальности;
  • Определение объекта и предмета исследования;
  • Определение цели и постановка задач исследования;
  • Уточнение и интерпретация основных понятий, используемых в исследовании;
  • Развертывание рабочих гипотез.

 

2.Процедурный раздел программы:

  • Содержательный план исследования (содержание исследования);
  • Обоснование  и расчет выборки;
  • Описание основных  применяемых методов сбора и анализа информации.

 

  1. Проект социологической анкеты (обязательно!)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

ПАМЯТКА СТУДЕНТУ

ПО ПРОГРАММЕ  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСССЛЕДОВАНИЯ.

 

 Программа социологического исследования  - это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Основной раздел программ

1) методологический

Он начинается с

а) целеориентации исследования .В основе исследования лежит проблема, как область затруднений; предметный аспект проблемы - это определенная социальная задача; гносеологический аспект - осознание  к-л общ. потребности и способов ее решения.

Объект исследования - область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему.

Предмет исследования - значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило, предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии и включается в формулировку темы исследования.

Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или разведывательные исследования - интервью, анализ статистики и  документов, мнение экспертов.

Конкретные границы  исследования устанавливаются путем формулировки целей и  задач исследования.

б) определение и интерпретация теоретических понятий  включает:

  • соотнесение понятия с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление).
  • достижение однозначности в понимании (составление  тезауруса).
  • достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых )

в) эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым  процессам. В ходе  программы социологического исследования. происходит конкретизация теор.  понятия  в различных аспектах проявления описываемого процесса по схеме ПОНЯТИЕ - ПОКАЗАТЕЛЬ - ИНДИКАТОР - (ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ - ИНСТРУМЕНТ).

г) построение модели   - это системное описание существенных сторон  предмета иссл., охватывающее факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводы ранее проведенных исследований. Отдельные элементы  вводятся в модель в форме гипотез или предположений.

Гипотезы могут быть объяснительными (интерес к социологии определяется будущей спец. студента), описательными (не все студенты стремятся изучать социологию) и детерминирующими (активность на семинарах влияет на оценку на экзамене). Гипотезы должны быть преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить фактам науки и, проверяться средствами данного исследования.

На основе теор. модели разрабатывается рабочая модель, при этом из теор. модели исключают  факторы не характерные для конкретного  объекта; факторы которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями данного исследования; факторы которые не являются управляемыми с позиции субъекта, для которого проводится исследование.

 

3) процедурно-методический  раздел программы включает  выбор методов получения информации, проектирование  инструментов и выборки.

Метод  - это система правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования.

Инструмент- специально разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об  объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица).

Методика  - система операций, обеспечивающих получение валидной (соответствие измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и репрезентативной социологической информации. 

Методы получения  информации:

  • опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование)
  • наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)
  • анализ документов  (традиционный, формализованный, контент-анализ)
  • эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий  или формирующий)

Выборочный  метод - метод получения информации, основанный на изучении  небольшой части потенциальной  совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.

Проектирование выборки  включает:

  • Определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)
  • Определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая  или многоcступенчатая)
  • Определение объема выборки
  • Расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)
  • Определение технологии отбора объектов

Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.

Формулы для  определения объема выборки:

 

n =  2

или

n=1/A*A+1/N

 или

n =   ( (), 25 t2 N )/ (A2N+0,25t2),

где  n - объем выборочной совокупности

      N- объем генеральной совокупности

      t2-  число определяемое по спец. таблицам с учетом предельной  ошибки выборки и доверительной вероятности

      A  - предельная  ошибка выборки (как правило,  в социологии она равна 5%, т.е.  А=0,05), поэтому для расчета выборки при ошибке 5% можно пользоваться таблицей

Объем генеральной совокупности

500

1000

2000

3000

Объем выборки

222

286

333

350


 

 

4) организационный  раздел  программы.

Рабочий план исследования - схема действий с распределением времени и ресурсов.

 Рабочий план включает  следующие основные этапы:

  • формирование рабочей группы
  • разработку программы исследования
  • разработку  инструментария
  • расчет выборки
  • проведение пилотажных  исследований
  • размножение инструментов
  • инструктаж участников полевого исследования
  • организацию полевого  исследования
  • контроль качества заполненных документов
  • подготовку инструментов  к обработке
  • обработку
  • анализ результатов
  • подготовку отчета
  • оформление архива исследования

 

 

 

 

 

 

 

образец!

ПРОГРАММА

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ  ПАСПОРТ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА»

 

(Прошу не переписывать дословно и выдавать за свою!!!. Это все-таки интеллектуальная собственность!)

 

Обоснование исследуемой проблемы и ее актуальности.

 

Социально-культурное  развитие регионов – проблема государственной важности. Она исходит из общих и специфических целей государственной политики Российской Федерации и обеспечения социального прогресса. Общей целью социально-культурного развития является реализация конституционного  положения, согласно которому «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». (Конституция РФ, ст. 7., п.1.).

Управление социально-культурным развитием чрезвычайно важно на изломах экономических, политических, социокультурных преобразований. Специфика такого управления состоит в том, что человеческий фактор (а точнее – социокультурный) является главным и основным, а также те отношения, которые возникают в разнообразных видах совместной деятельности  и в общении. Роль управления должна сводится к обеспечению функционирования этой социокультурной системы, т.е. ее сохранению, с одной стороны, и развитию и модернизации в соответствии с тенденциями обновления общества, с другой.

Вместе с тем, современная социокультурная  ситуация ставит общество перед необходимостью преодоления объективного противоречия между желанием заказчика (государственных  структур, общественных организаций) иметь  определенный  тип социально-культурного  заведения и социокультурными возможностями региона (территории, местности) иметь такое учреждение. Разрешения данного противоречия возможно через разработку специальной технологии проектирования, анализа и управления социально-культурным развитием региона на основе создания        социокультурного паспорта.

 Актуальность и важность  социокультурного паспорта  в  деле совершенствования планирования, прогнозирования и управления  социокультурными процессами определяется  тем, что благодаря ему компенсируется  недостаток в необходимой информации, которая отсутствует в существующих формах статистической отчетности. Информация, содержащаяся в социокультурном паспорте, может быть использована при разработке целевых социальных программ, новых технологий социально-культурной деятельности.

Отсюда вытекает значимость предлагаемого  исследования, призванного обеспечить достоверной информацией о состоянии  и перспективах социально- культурного  развития региона.

Объектом исследования является социокультурное пространство Яковлевского района Белгородской области. С практической точки зрения  объектом исследования являются  работники социально-культурных учреждений района;  государственные служащие отдела культуры  администрации Яковлевского района.

Предмет исследования – совокупные показатели социально-культурного развития Яковлевского района.

 

Определение цели и  задач исследования.

 

Цель исследования – разработка социокультурного паспорта Яковлевского района.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

проанализировать состояние социально-культурного  развития Яковлевского района;

определить проблемное поле социально-культурного  развития района;

определить основные группы доминирующих  социокультурных факторов, влияющих на формирование и функционирование социокультурного пространства района и разработать типологию социально-культурных учреждений района;

разработать  и адаптировать технологию   проектирования моделей социально-культурных заведений, пригодную для практического  использования  в управленческой деятельности;

разработать  технологию кадрового  обеспечения социально-культурного  развития района.

 

Гипотезы исследования:

 

Разработка социокультурного паспорта позволяет оперативно управлять  процессом социально-культурного  развития района.

Выделение и определение совокупных показателей социокультурного паспорта поможет создать  инновационные технологии проектирования организационных форм и видов социально-культурной деятельности.

Содержание социокультурного паспорта позволяет создать адекватную систему подготовки и переподготовки кадров в  сфере социально-культурной деятельности района.

3. Содержание исследования

 

Решение первой задачи предполагает  дать оценку состояния  социально-культурного  развития района. Результатом  этого  этапа исследования является   разработка карты социальной стратификации и социокультурной мобильности Яковлевского района.

Вторая задача исследования связана  с выявлением типичных проблем социально-культурного  развития района, их структуризации. Результатом  этого этапа исследования является построение  проблемного поля  как теоретической модели совокупных  условий  социально-культурного развития района.

Третья задача  предполагает определение  процедуры отбора и формализации основных внешних и внутренних факторов, влияющих на  функционирование и развитие социокультурного пространства района. Результат этого этапа исследования – формирование семантической матрицы доминирующих социокультурных факторов  и критериев разработки моделей основных видов территориальных единиц и соответствующих  им типов социально-культурных учреждений.

Информация о работе Разработка социологического исследования