Реализация государственной социальной политики в области защиты детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:34, реферат

Краткое описание

Актуальность реферативной работы состоит в чтобы изучить социальную защиту семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, узнать реализацию социальной политики на современном этапе, а также перспективы изучения социальной защиты детей в ближайшем будущем.
Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. 600 тысяч российских детей - сироты. Из них 90 % - социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении[8,11].

Содержание

Введение
Глава 1 Социальная политика в области охраны детей
1.1 Становление и развитие системы защиты детства в истории России…….6
2.1 Социальная защита детства в Советской России………………………….10
Глава 2 Реализация государственной социальной политики в области защиты детей
2.1 Государственная защита детей на современном этапе………………….14
2.2 Перспективы защиты детей в Российской Федерации………………….18
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по теории.docx

— 57.57 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1 Социальная политика в области охраны детей

    1. Становление и развитие системы защиты детства в истории России…….6

2.1 Социальная защита детства в Советской России………………………….10

Глава 2 Реализация государственной социальной политики в области защиты детей

2.1 Государственная защита  детей на современном этапе………………….14

2.2 Перспективы защиты  детей в Российской Федерации………………….18

Заключение……………………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность реферативной работы состоит в чтобы изучить социальную защиту семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, узнать реализацию социальной политики на современном этапе, а также перспективы изучения социальной защиты детей в ближайшем будущем.

Сегодня в России насчитывается около 30 миллионов детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. 600 тысяч российских детей - сироты. Из них 90 % - социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека. Дефицит заботы ведет к формированию особых форм жизнедеятельности ребенка, проявляющихся в дезадаптивном и деструктивном поведении[8,11].

Степень научной разработанности темы государственной социальной защиты в области охраны детей в России рассматривается в ряде кодексов Семейный, Гражданский кодекс РФ, в Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10, 2 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) 
и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) также, Декларация прав ребенка наряду с различными законами, постановлениями проблемой в области социальной защиты детей рассматривали такие авторы как «Фирсов,  Варывдин В.А,  Клемантович И.П,  Поддубная Т.Н. и др.».

Объектом исследования является дети находящиеся  в трудной жизненной ситуации, кто остался без попечения родителей, безнадзорных и бездомных детей; детей-инвалидов, детей с особыми нуждами (имеющих недостатки в психическом и физическом развитии), дети находящиеся в специальных воспитательных учреждениях. Предмет исследования выступает социальная защита детей.

Цель исследования, изучить социальную значимость защиты детей в России на разных этапах становления Российского государства, а также его перспективы развития в ближайшем будущем.

Задачи:

1 Проанализировать использованную литературу

  1. Проанализировать основные аспекты государственной социальной защиты детей.
  2.    Рассмотреть становление и развитие системы защиты детства в истории России.
  3. Проникнуть в глубь поставленной истории  реферата
  4. Изучить развитие государственной социальной политики, которая введется на данном этапе
  5. Выяснить перспективы развития государственной социальной защиты детей.

Практическая значимость работы заключается в обобщении полученной информации, и рассмотрении вопросов о различных направления применительно к сегодняшнему дню, в деле социальной защиты детей. Теоретическая часть может вызвать интерес у социальных работников так и у  сотрудников социальных служб, таких как психологический центр семьи и детям, центр помощи населению и других.

 

Структура работы обусловлена целями и задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение и список литературы. Список использованной литературы включает 15 источников.

  Первая глава посвящена процессам начала становления государственной социальной политики защиты детей в России. «Социальная политика в области охраны детей» которая выделяет два параграфа  «Становление и развитие системы защиты детства в истории России» и «Воспитание детей в годы советской власти». В котором изложены этапы становления и развития российского института социальной защиты детства. Основанием предложенной периодизации выступил хронолого-содержательный аспект, позволивший определить сущностные предпосылки эволюции теории и практики социальной защиты детства, связав их с социально-экономическими, политическими, научно-педагогическими трансформациями в обществе в контексте культурно-исторического развития России. Процесс формирования советской системы социальной зашиты детства был неоднозначным, сложным и порой противоречивым. Некоторые элементы дореволюционной социальной защиты детства советским обществом были приняты и усовершенствованы, другие не были востребованы, третьи - упразднены и отвергнуты.

Во второй главе представлены различные законы и кодексы РФ, постановления правительства РФ, которые неоднократно изменяются и дополняются. Были представлены различные субсидия и пособия выплачиваемые малоимущим гражданам. Также были рассмотрены перспективы социальной защиты детства на ближайшее будущее. Стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей на ближайшее десятилетие являются создание правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психического и духовного развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Социальная политика в области охраны детей

1.1. Становление и развитие системы защиты детства в истории России

Отечественный опыт социальной защиты детства позволяет нам обозначить шесть периодов становления и развития российского института социальной защиты детства: архаический (простейшие формы помощи детям у древнейших славян (с эпохи древности до X в.)); социальная помощь детям в X - XV вв.; социальная защита детства в XVI - XVIII вв.; социальная защита детства в XIX - начале XX вв.; социальная защита детства в советский период и социальная защита детства в современных условиях (постсоветский период) [30,32].

Заметную роль в создании начал социальной защиты детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал «Устав», в котором возложил общественное призрение сырых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий. Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении. Великий князь Владимир Мономах также считал призрение бедных и страждущих одной из важнейших своих обязанностей. «Избавьте обидимого, защитите сироту, оправдайте вдовицу», - завещал он своим детям. Наиболее полным дошедшим до нас документом древнерусского права является составленный князем Ярославом свод законов под названием «Русская правда» Отец в этом документе провозглашается главным защитником детей. Определяются некоторые условия опекунства: вступление в опекунство в присутствии общины, обязательность заботы об опекаемых, обязанность опекуна сохранить в целостности положенное опекаемому наследство и др. Излагаются права детей при разделе семейного имущества и указывается их социальное положение после смерти родителей. Из 37 статей «Русской правды» 8 посвящены социальной защите детства. Для своего времени это был очень гуманный документ в области защиты прав и интересов детей. Дальнейшее развитие идея и практика общественного призрения детей получают при Екатерине II. При ней широкое распространение получило создание воспитательных домов для детей, оставшихся без родителей, в государственном масштабе предпринята попытка воспитать «новую породу людей» и внедрить систему сословного воспитания детей. Воспитательные дома предназначались для приносимых внебрачных («незаконных») младенцев и детей, оставляемых родителями из-за бедности, то есть «законных» детей. В этих домах отдельно содержались малыши до 2 лет, их кормили и за ними ухаживали няни. Отдельно жили дети в возрасте от 2 до 7 лет и семи- одиннадцатилетние воспитанники-учащиеся. Программа их обучения включала основы веры, грамоты, арифметики, географии, ремесла Заметный вклад в создание российской системы защиты детства вносили жены монархов и приближенные к царям особы. По инициативе жены ПавлаI Марии Федоровны и частично за счет ее собственных средств в течение короткого времени создались одно за другим различные учреждения просветительного и благотворительного характера. В институте благородных девиц открылось «мещанское» отделение, созданы заведения для детей дворян, обер-офицеров и мещан, учреждены особые училища для детей солдат гвардейских полков, создано первое в России училище для глухонемых детей, открылись опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей, при одном из воспитательных домов появилось военно-сиротское отделение, созданы два училища для солдатских дочерей и два - для детей нижних чинов морского ведомства. Государственная забота о детях приобрела все более сословный характер, для детей «неблагородного» происхождения организованной системы призрения практически не существовало. В то же время нищета русской деревни, неурожайные годы, эпидемии холеры и другие невзгоды приводили к значительному росту числа бездомных детей, детей-сирот среди городского и сельского населения. Единичные воспитательные дома до предела переполнились. В начале XIX века встал вопрос об открытии в губернских и других городах детских приютов. К концу XIX века в России был открыт 161 детский приют. В них на полном содержании находилось более шести тысяч детей и числилось приходящих более тринадцати тысяч. Позднее стали создаваться детские приюты с целью приютить и организовать первичное обучение детей, остававшихся без присмотра на время работы их родителей, и при приютах стали создаваться сиротские отделения. В XIX веке социальная защита детства в России начала приобретать все более организованный и массовый характер. В Санкт-Петербурге, Москве, других городах были организованы различные региональные общества попечения о беспризорных детях. В 1833 г. создано Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Целью общества было призрение сирот и детей бедных родителей, воспитание и обучение их рукоделиям, забота о детях, ставших жертвами преступлений. Общество устраивало ясли, приюты, начальные школы, ремесленные и другие профессиональные училища. На воспитание принимались дети разных возрастов, начиная с грудного [52,78].

Обществом издавался журнал «Детская помощь», редактором журнала был известный философ, благотворитель, публицист протоиерей Г.П. Смирнов-Платонов. По его инициативе в России стали создаваться детские ясли. В 1892 году создано Елизаветинское общество при участии великой княжны Елизаветы Федоровны, ставшей пожизненной попечительницей общества. Цели и формы деятельности общества были примерно аналогичны тем, которые были присущи другим обществам: забота о вскармливании грудных детей, начальное образование детей бедных родителей и последующее их профессиональное обучение. Общество имело детские ясли, называемые детскими очагами, для дневного пребывания детей, родители которых, уходя на работу, не имели возможности оставить детей под надлежащим присмотром. Имелись также приюты для детей грудного возраста, для малолетних и школьников. Каждое сословие российских граждан в рамках самоуправления стремилось создавать собственные сословные приюты с училищами. Ряд крупных приютов находился в подчинении московского городского управления [92,108].

Таким образом, во второй половине XIX века приюты в России стали наиболее массовой формой общественного призрения детей-сирот, детей бедных родителей, брошенных детей. И государственные, и частные приюты ставили своей целью воспитание граждан, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойный образ жизни. С учетом сословной принадлежности и способностей приюты готовили своих воспитанников к самым различным профессиям: крестьянина-хлебопашца, рабочего, ремесленника, прислуги, гувернантки, учительницы, офицера и другим. К концу XIX века детские приюты стали наиболее массовой формой социальной защиты детей-сирот и детей бедных родителей. Их деятельность регламентировалась Положением о детских приютах от 18 мая 1891 года и включала призрение детей, принимаемых на полное иждивение; открытие ремесленных училищ и классов; попечение своих выпускников; предоставление мальчикам льгот по воинской повинности. Число приютов в стране возрастало. К началу ХХ века в стране насчитывалось 538 детских приютов, в них воспитывались 29650 детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Воспитание  детей в годы советской власти

В первые же годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем социальной защиты детства и с острейшей из них - детской беспризорностью. В результате участия России в Первой мировой войне, социалистической революции, гражданской войны и послевоенной разрухи в России в 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей. Остро стояли проблемы детского недоедания, безграмотности, здоровья и общего развития подрастающего поколения.

Преодоление этих проблем шло по двум направлениям. Первое направление - ликвидация детского голода, беспризорности и безнадзорности детей. Второе, рассчитанное на перспективу, — осуществление по отношению к детству гуманистической политики и обеспечение равных возможностей для разностороннего развития всех детей независимо от их сословной принадлежности. В обоих случаях большую часть заботы о подрастающем поколении взяло на себя социалистическое государство. Только в период с 26 октября по 20 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров России было издано шесть декретов по социальному обеспечению и социальной защите детей. Постановлениями Совнаркома создаются комиссии по делам о несовершеннолетних отменялось содержание детей в тюрьмах, введены особые детские продовольственные карточки, при школах организованы столовые для обеспечения школьников горячей пищей[82.100].

Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс, в котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей. В Декабре 1918 г. Правительством издается декрет о правовом положении детей.

В феврале 1919 года под председательством А.В. Луначарского Учрежден Государственный совет защиты детей. В числе других мероприятий госсовет провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы России, члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей и снабжением детских домов продовольствием. Во главе с Ф.Э. Дзержинским создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК). В сфере ее деятельности находились детские столовые, бараки, ночлежки, медпункты и другие объекты, связанные с судьбами беспризорных детей. Комиссия объединяла и координировала работу всех ведомств государства по ликвидации беспризорности. Все детские приюты, сиротские дома и другие подобные учреждения преобразованы в государственные и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, была поставлена задача определить в детские дома всех беспризорных детей и там готовить их к самостоятельной жизни. В 1919 году проведен Всероссийский съезд по охране детства. На нем обсуждены вопросы воспитательной работы в детских домах и задачи воспитания нового, коммунистического поколения. Впоследствии состоялись еще два таких съезда. На них обсуждались вопросы трудовой подготовки воспитанников детских домов и содержание воспитательной работы по подготовке выпускников к самостоятельной жизни. В соответствии с решениями II съезда (1924 г.) принято постановление о трудоустройстве воспитанников детских домов, по итогам II! съезда — постановление о закреплении детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что способствовало укреплению материальной базы детских домов, упрощало проблемы трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем.

Информация о работе Реализация государственной социальной политики в области защиты детей