Количество детских домов, открываемых
Советским государством, быстро вырастало,
как и количество их воспитанников. В 1917г.
в детских домах воспитывалось 30 тысяч
детей, в 1918 г. — 80 тысяч, в 1919г. - 125 тысяч,
в 1920 г. - 400 тысяч, в 1922 г. - 540 тысяч детей.
Эти цифры показывают стремление советской
власти, во-первых, охватить государственной
заботой максимальное количество детей,
попавших в трудную ситуацию, и, во-вторых,
воспитывать подрастающее поколение преимущественно
в коллективе и через коллектив.
В целях оказания помощи беспризорным
детям созданы Детский фонд им. В.И. Ленина,
Общество «Друг детей», активизировалась
деятельность государственных ведомств
и общественных организаций по социальной
защите детей. Они имели гарантированное
будущее, и им не нужно было объяснять,
с чего начинается родина: ее заботу они
постоянно ощущали на себе.
Особую заботу государство
проявляло о детях-сиротах. Постановлением
СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся
без родителей» (январь 1942 г.) проявление
конкретной заботы о детях-сиротах вменялось
в обязанность всем государственным ведомствам,
партийным, профсоюзным и комсомольским
организациям. Во исполнение этого постановления
производилось дальнейшее расширение
сети детских домов и увеличение их контингента,
принимались меры по сохранению и улучшению
материально-технической базы детских
домов, снабжению их необходимыми средствами,
материалами, одеждой, продуктами питания.
Сотни детских домов перебазировались
из фронтовых районов в глубокий тыл страны.
[122.124]
Таким образом, социальное воспитание
в годы советской власти набирает навый
оборот в истории государства. Именно
в советский период отдельные идеи, формы,
методы и структурные элементы социальной
защиты детства складываются в стройную
систему. В результате участия России
в Первой мировой войне, социалистической
революции, гражданской войны и послевоенной
разрухи в России в 1921 году насчитывалось
4,5 миллиона беспризорных детей. Большую
часть заботы о подрастающем поколении
взяло на себя социалистическое государство.
Количество детских домов, открываемых
Советским государством, быстро вырастало,
как и количество их воспитанников. В целях
оказания помощи беспризорным детям созданы
Детский фонд им. В.И. Ленина, Общество
«Друг детей», активизировалась деятельность
государственных ведомств и общественных
организаций по социальной защите детей.
Особую заботу государство проявляло
о детях-сиротах. Производилось дальнейшее
расширение сети детских домов и увеличение
их контингента, принимались меры по сохранению
и улучшению материально-технической
базы детских домов, снабжению их необходимыми
средствами, материалами, одеждой, продуктами
питания.
Глава 2 Реализация
государственной социальной политики
в области защиты детей
2.1. Государственная
защита детей в России
Конституция Российской Федерации
(1993) закрепила положение о том, что детство
находится под защитой государства, основные
гарантии жизнеобеспечения детей, включают
охрану здоровья, возможность получения
образования, право на жилище, социальное
обеспечение и прочее. В дальнейшем предстояло
сформировать целостную систему правовой
защиты интересов детей применительно
к новым социально-экономическим условиям,
обеспечить механизмы ее реализации.[25]
Сегодня можно отметить
определенный прогресс, достигнутый
в этом направлении. Так, в предыдущие
годы принято около 300 нормативных
правовых актов, затрагивающих проблематику
детства, включая федеральные законы,
указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства
Российской Федерации. Новый Семейный
кодекс Российской Федерации, содержит
специальную главу «Права несовершеннолетних
детей», устанавливающее особые нормы
защиты прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей, введен для них
новый институт семейного воспитания
- приемная семья. Большое значение для
улучшения положения детей имело принятие
нового Гражданского и Уголовного кодекса
Российской Федерации, которые расширили
средства и способы защиты несовершеннолетних;
федеральный закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»,
«О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей», «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»,
«Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации», «О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» и др. На протяжении 1999-2004 годов
на парламентских слушаниях обсуждались
наиболее актуальные вопросы по улучшению
положения детей. На заседаниях Правительства
Российской Федерации только за два последних
года рассматривались вопросы, связанные
с распространением детской безнадзорности,
положением детей-сирот, продлением действия
различных программ. приняло постановление
«О мерах по борьбы против детской беспризорности,
после которого активизировалась деятельность
всех ведомств, было создано общество
«Друг детей», проведена большая работа
по определению в детские дома беспризорных
ребят комсомольскими организациями.
В 20-30-е гг. кроме приютов и детских домов для беспризорных детей открывались трудовые колонии, детские коммуны, детские городки, пионерс-кие дома. В
пионерские дома, определяли детей-сирот,
которым было уже по 12 лет. Каждый такой
дом насчитывал около 60-80 ребят, содержание
работы носило больше политический характер.
Практиковалось усыновление, патронат,
назначение опеки. В 1926 было принято постановление
правительства о передаче воспитанников
детских домов в крестьянские семьи.
За короткий период (практически за 5
лет) в стране создана принципиально новая
система индивидуализированной социальной
помощи детям, находящимся в особо трудных
условиях, - сеть специализированных учреждений
социального обслуживания семьи и детей,
подведомственных Министерства труда
и социальной защиты России..
В течение 1998-2001 годов на федеральном
уровне было осуществлено реформирование
системы государственных пособий гражданам,
имеющим детей. Первым этапом этой работы
явилась передача функций назначения
и выплаты ежемесячного пособия на ребенка
органам социальной защиты населения,
которая к концу 1998 г. была в основном завершена
во всех субъектах Российской Федерации.
По данным государственной статистической
отчетности, на 1 января 2002 г. ежемесячное
пособие на ребенка было назначено и выплачивалось
в органах социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации на 18,8
млн. детей .
Для обеспечения адрестности
ежемесячного пособия на ребенка впервые
разработан и утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от
29 сентября 1999г. № 1096 Порядок учета и исчисления
величины среднедушевого дохода, дающего
право на получение пособия. Постоянно
повышаются размеры пособий по беременности
и родам; уволенным в связи с ликвидацией
предприятий и организаций; единовременного
пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременного пособия при рождении
ребенка; ежемесячного пособия на период
отпуска по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет. Таким образом,
политика поддержки семей с детьми осуществляется
в соответствии с принципами преемственности
и наращивания усилий по мере появления
соответствующих базовых предпосылок.
Это способствовало более точному
учету численности детей, имеющих право
на пособие. Постоянно повышаются размеры
пособий по беременности и родам; уволенным
в связи с ликвидацией предприятий и организаций;
единовременного пособия женщинам, вставшим
на учет в медицинских учреждениях в ранние
сроки беременности; единовременного
пособия при рождении ребенка; ежемесячного
пособия на период отпуска по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора
лет. [308.402]
Итак, во второй главе я рассмотрела
«государственную социальную политику
защиты детей. Были представлены различные
подзаконные акты, кодексы Российской
Федерации, названии законов. Также была
рассмотрена государственная программа
«Дети России».
В период борьбы с беспризорностью
были открыты детские дома, детские приюты,
лагеря, колонии. Осуществляется различные
пособия на детей, Благодаря мерам, принимаемым
на федеральном и региональном уровнях,
наметилась тенденция увеличения количества
летних оздоровительных лагерей и численности
детей, охваченных всеми видами организованного
отдыха . Политика поддержки семей с детьми
осуществляется в соответствии с принципами
преемственности и наращивания усилий
по мере появления соответствующих базовых
предпосылок.
2.2. Перспективы защиты
детей в Российской Федерации
«Дети – во всех смыслах
– наше будущее. Если мы не хотим иметь
жестокое будущее, мы обязаны противостоять
жестокости и насилию в настоящем» Татьяна
Голикова, министр здравоохранения и социального
развития РФ если по закону, применимому
к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия
ранее. [5].
Стратегической целью государственной
политики в интересах детей на ближайшее
десятилетие является создание необходимых
правовых, социально-экономических, социокультурных
условий для физического, психического
и духовного развития детей и реальное
обеспечение основных гарантий прав ребенка
в России на основе параметров повышения
уровня жизни народа и модернизации экономики,
заложенных Правительством в документе:
«Основные направления государственной
социальной политики по улучшению положения
детей в Российской Федерации до 2010 года
(национальный план действий в интересах
детей)».
Приоритетными направлениями
государственной политики в соответствии
с этим документом являются:
• улучшение условий жизнедеятельности
детей;
• охрана здоровья и повышение
качества медицинского обслуживания детей;
• развитие системы образования
и воспитания детей, усиление ее социальной
направленности;
• создание системы государственной
поддержки детей, находящихся в особо
сложных обстоятельствах;
• совершенствование законодательной
базы защиты прав детей [5.25].
Дальнейшее развитие социальной
политики в интересах детей будет осуществляться
в соответствии с Основными направлениями
государственной социальной политики
по улучшению положения детей в Российской
Федерации.
Планирование действий в
интересах детей осуществляется на основе
реализации принципа преемственности
и с учетом макроэкономического контекста
социально-экономического развития страны,
которое создает базовые предпосылки
для решения проблем детства .
Взаимодействие заинтересованных
органов государственной и исполнительной
власти, выработку единого подхода к решению
проблем детства обеспечивают специально
созданные структуры. При Правительстве
работает Комиссия по координации работ,
связанных с выполнением в Российской
Федерации Конвенции о правах ребенка
и Всемирной декларации об обеспечении
выживания, защиты и развития детей.
В структуре Министерство труда
и социальной защиты России работает Департамент
по делам детей, женщин и семьи, на который
возложены обязанности по организации
социальной поддержки семьи, материнства
и детства, координации совместных действий
министерств и ведомств, участвующих в
реализации государственной политики
в отношении детей. Специальные подразделения,
занимающиеся вопросами детства, имеются
в министерствах образования, здравоохранения,
внутренних дел, Государственном комитете
по делам молодежи, Федеральной миграционной
службе, других ведомствах. Аналогичные
структуры созданы и в субъектах Российской
Федерации[80.94].
Научные исследования по актуальным
проблемам детства проводят институты
РАН, РАМН, РАО, специализированные НИИ
по проблемам семьи и детства, научно-исследовательские
учреждения министерств и ведомств, вузы,
научные центры регионов, неправительственные
организации[100].
Важнейшая роль в осуществлении
государственной политики в отношении
детей и в частности Национального плана
действий в интересах детей как среднесрочной
стратегии, отводится реализации программно-целевого
подхода. Разработка и выполнение федеральных,
отраслевых и территориальных программ
явились действенным механизмом решения
проблем детства. Крупнейшей из них стала
президентская программа «Дети России»,
осуществляемая с 1993 г. и получившая в
1994 г. статус президентской, благодаря
чему приобрела поистине первостепенное
значение. Программа включала 11 федеральных
целевых программ: «Дети Севера», «Дети-сироты»,
«Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети
семей беженцев и вынужденных переселенцев»,
«Одаренные дети», «Безопасное материнство»,
«Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», «Развитие индустрии
детского питания», «Развитие социального
обслуживания семьи и детей», «Развитие
всероссийских детских центров «Орленок»
и «Океан»[60.65] .
Возросла роль органов государственной
власти в субъектах Российской Федерации,
а также органов местного самоуправления
в обеспечении прав ребенка, что позволяет
реализовывать в повседневной практике
оказания помощи детям, семьям с детьми
принципы адресности и многообразия форм
профилактики социального неблагополучия.
Одним из приоритетных направлений
реализации президентской программы «Дети
России» было определено нормативное
правовое обеспечение деятельности учреждений,
оказывающих детям различные виды услуг.
К данному направлению отнесено совершенствование
как законодательной базы Российской
Федерации по вопросам улучшения положения
детей, так и ведомственных нормативных
правовых актов, касающихся регулирования
и обеспечения деятельности учреждений.
Государственная система обслуживания
детского населения не может эффективно
развиваться без высокопрофессиональных
специалистов по социальной работе, практических
психологов, педагогов, медиков и др. В
связи с этим в рамках всех федеральных
целевых программ обеспечивалась организация
профессиональной подготовки и повышения
квалификации кадров, работающих по вопросам
улучшения положения детей.
Комплексный анализ обеспечения
жизнедеятельности и развития подрастающих
поколений россиян, эффективности государственной
социальной политики в интересах детей
на данном этапе, имеющихся проблем, учет
требований, содержащихся в Конвенции
о правах ребенка, а также Всемирной декларации
и Плане действий, принятых на Всемирной
встрече на высшем уровне в интересах
детей, определяют необходимость принятия
целого ряда мер, которые далее рассмотрены
соответственно проанализированным выше
приоритетным направлениям[45,60].