Ребенок и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 17:09, доклад

Краткое описание

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

Rebenok_i_obshestvo.docx

— 50.07 Кб (Скачать файл)

 

Существенное место  в решении многогранных задач  физического воспитания принадлежит  гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового  образа жизни как среди детей, так и среди взрослых — педагогов  и родителей.

 

Целесообразно введение в штатное расписание дошкольного  учреждения преподавателя физкультуры (например, на хозрасчетной основе), который  помимо основных занятий будет проводить  дополнительные занятия, направленные на физиологическую коррекцию детей  с нарушениями осанки, с низкой двигательной активностью, ослабленных, часто болеющих и др. Дополнительные занятия можно проводить во время прогулок, в свободное и специально отведенное время.

 

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с  их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.

 

Нельзя лишать ребенка  естественной двигательной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных  физкультурных занятий. В режим  детского сада вводятся ежедневные занятия  физической культурой, игры и развлечения  на воздухе, проводимые с учетом экологической  обстановки региональных и климатических  условий в районе детского учреждения. Следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным  оборудованием на участке. Необходимо также широко использовать возможности  спортивно-оздоровительных комплексов, школьных стадионов, катков и бассейнов  в микрорайоне. Функционирование детского сада как «открытой системы» существенно  расширяет его собственные возможности.

Перестройка содержания педагогической работы с детьми

 

 Сочетание признания  самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.

 

В дошкольном детстве  ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий  общечеловеческим духовным ценностям.

 

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка  в природе, предметах, созданных  руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной  жизни и деятельности, в себе самом.

 

Базис личностной культуры — собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и  др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия  на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

 

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается  именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может  представляться ценным некоторому кругу  людей в некотором регионе  и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

 

Передача ценностей  и средств активного отношения  к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Возрастной подход в  воспитании и обучении детей 

 

 

В первые семь лет ребенок  проходит через три основных периода  своего развития, каждый из которых  характеризуется определенным шагом  навстречу общечеловеческим ценностям  и новым возможностям в познавать  мир.

 

Эти периоды жизни  отграничены друг с от друга; каждый предшествующий создает условия  для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно «переставлены» во времени.

 

Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется  возникновением следующих возрастных новообразований.

 

Познавательное развитие. К концу первого года жизни  ребенок ориентируется в элементарных свойствах окружающей среды; начинает улавливать значение отдельных обращенных к нему слов, выделяет наиболее близких  людей; появляются элементы различения между ощущениями, исходящими от собственного тела и извне, складываются начальные  формы предметного восприятия. К  концу младенчества появляются первые признаки зарождения наглядно-действенного мышления.

 

Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к  достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и  удерживанию предметов.

 

Эмоциональное развитие. В первой трети младенчества появляется «социальная» улыбка, призывающая взрослого  к ответной улыбке. Формируется чувство  доверия к миру, образующее опору  положительного отношения к людям, к деятельности, к самому себе в  последующей жизни.

 

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал  для возникновения следующих  возрастных новообразований.

 

Познавательное развитие. Ребенку открывается возможность  увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Ребенок проводит различия между  людьми, занимающими определенное место  в его жизни («свои» и «чужие»); осваивает собственное имя; формирует  представление о «территории» собственного «я» (все то, что ребенок относит  к себе, о чем сможет сказать  «мое»). Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. Происходит переход к наглядно-образной форме мышления.

 

Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает  их физические свойства, учится управлять  их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).

 

Развитие переживаний. Возникает чувство автономии  и личной ценности (самоуважения), зарождается  любовь к близким взрослым.

 

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для  дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка.

 

Познавательное развитие. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать  как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается  в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого  продуктивного воображения; формируются  основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода  ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие  от ребенка раннего возраста, который  способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как  природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу  дошкольного возраста формируются  представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.

 

Волевое развитие. Ребенок  избавляется от присущей более раннему  этапу «глобальной подражательности»  взрослому, может противостоять  в известных пределах воле другого  человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить  себя сделать неинтересное) и эмоциональный (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

 

Эмоциональное развитие. Эмоции ребенка все больше освобождаются  от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости, привязанности и  т. п.), формируется радость от инициативного  действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с другими, что порождает в  нем способность к обособлению  от других, обеспечивает развитие индивидуальности. Возникает обобщение собственных  переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов чужих и своих  поступков. Эмоции становятся «умными».

 

К 7 годам формируются  предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес  к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для  формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности  при решении учебных задач, овладению  элементами специальных языков, характерных  для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных  предметов в школе (музыка, математика и т. п.).

 

Эти возрастные новообразования  представлены лишь в виде возможностей, мора осуществимости которых определяется социальной ситуацией развития ребенка, тем, кто и как воспитывает  его, в какую деятельность вовлечен ребенок, с кем он ее осуществляет.

 

От особенностей стимулирования или организации деятельности детей  взрослыми зависит успех в  психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с  восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная «кривая» личностных изменений (выражающая регрессивные или  застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность  проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых  должны знать взрослые.

Воспитание дошкольников

 

 Если при учебно-дисциплинарном  подходе воспитание сводится  к исправлению поведения или  предупреждению .возможных отклонений  от правила посредством «внушений», то личностно ориентированная  модель взаимодействия взрослого  с ребенком исходит из кардинально  иной трактовки процессов воспитания: воспитывать — значит приобщать  ребенка к миру человеческих  ценностей.

 

К концу дошкольного  возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности.

 

Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный  опыт приобщения к широкому кругу  общечеловеческих ценностей. Среди  них познавательные ценности: ребенок  начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования  с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и  знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный  характер;

 

Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять  и умножать, по мере своих сил, богатство  природы.

 

Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается  ее красотою, близостью ко всему  живому, чувствует свою общность с  предметами и явлениями окружающего  мира и одушевляет их.

 

Условие формирования этих ценностей — любознательность ребенка, которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более  сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область  своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных  переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать  себя «ответственным лицом», причастным к происходящему.

 

В результате формируются  начала экологического сознания.

 

Отношение к «рукотворному  миру». Здесь формируются следующие  ценности.

 

Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность  в новых знаниях, его собственный  опыт расширяется за счет приобщения к тому, что известно другим;

 

перед ним приоткрывается значимость учения.

 

Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать  то, что доступно другому, и создать  нечто новое, оригинальное, творить.

 

Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком  вещей, творений искусства, возникает  чувство уважения к мастерству.

 

Ведущими факторами  возникновения этих ценностей являются игра, общение с искусством.

 

Формируются начала духовности как свойства сознания.

 

Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к  другим людям). Представлено следующими ценностями.

 

Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого  человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого  как поступку. Формируется интерес  к событиям общественной жизни в  стране, в родном городе. Складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное мышление.

 

Ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них  влияние, брать под свою защиту и  помогать им; передавать свои знания, опыт другому.

 

Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с  ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него; рождается чувство значимости другого; переживания приобретают личностную окрашенность; на основе сопереживания  рождается сочувствие и сорадость.

 

Формируются начала нравственного  сознания.

 

Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями.

 

Познавательные ценности: открытие своего «Я»; ребенок выделяет себя из мира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же время возникает интерес к  своей жизни (биография) и жизни  близких. Пробуждаются первые представления  о Родине, о будущем, возникает  отношение к жизни и смерти, к бессмертию.

Информация о работе Ребенок и общество