Ребенок и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 17:09, доклад

Краткое описание

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

Rebenok_i_obshestvo.docx

— 50.07 Кб (Скачать файл)

 

Ценности преобразования: на основе потребности в признании  возникает стремление действовать  «как все».

 

Ценности переживания: чувство физической и психологической  защищенности; полнота разнообразных  чувств, раскованность, ощущение собственного тела и владения им; наслаждение  игрой как проявлением духовных и физических сил.

 

Формируются начала самосознания личности.

Обучение дошкольников

 

 

В рамках личностно ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены  также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает определенный уровень «зрелости» тех психических  функций (внимание, восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без  которых невозможно освоение.

 

Такая по существу «школьная» модель обучения представлена в дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует  перейти к обучению самой возможности  приобретать их и использовать в  жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные  в культуре средства и способы  познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими  и ведет к развитию специфически человеческих способностей.

 

Формирование культуры познания. По мере расширения ориентировки ребенка в природных явлениях он овладевает представлениями о  живом и неживом, о причине  и следствии, о пространстве и  времени и др.

 

Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого и т.п.

 

Мир человеческих отношений  раскрывается ребенку в представлениях о добре и зле, о своем и  чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости и т.д.

 

Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для ребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что значит думать, предполагать, знать, и др.

 

Здесь — истоки рождения высших психических функций, зрелые формы которых появятся позже, в  школьные годы.

 

Рождаются новые формы  мировосприятия, элементы произвольности в решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом  и образует культуру познания.

 

Формирование деятельно-практического  отношения к миру (волевой культуры). Здесь ребенок приобщается к  тем социально выработанным формам активности, которые образуют способы  направленного преобразования мира — способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения очередности и последовательности их применения (планирование), прогнозирования возможных эффектов действий. Ребенок учится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

 

Конечно, все эти действия, характеризующие высокий уровень  произвольности поведения, свойственные зрелой личности, только начинают формироваться  в дошкольном возрасте. Они выступают  в своих начальных формах и, главное, еще не представляют собой целостной  системы, определяющей поведение ребенка.

 

Обучение основам  целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки результатов и их последствий осуществляется через сочетание игровых и неигровых моментов; распределение функций между взрослыми и детьми.

 

Одним из наиболее эффективных  средств формирования произвольности в дошкольном возрасте являются игры с правилами, которые организуют, регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность. Правила игры становятся той «точкой  опоры», с которой можно сопоставить  свои действия, осознать и оценить  их. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои собственные  действия.

 

В результате складываются предпосылки возникновения познавательной, волевой и эмоциональной саморегуляции.

 

Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном случае — согласование рождающихся у  ребенка эмоций с социально заданными  формами ^эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.

 

Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость  познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех.

 

Осваивается язык эмоций.

 

Обогащается регистр  человеческих переживаний, их осознание  и потребность в овладении  собственными эмоциями, т. е. рождается  культура чувств.

Единство воспитания и обучения

 

 

Условием такого единства является общий подход к отбору материала  и организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые  формируются и проявляются в  специфически «детских» видах деятельности.

 

Такая реализация предполагает обогащение содержания и форм детской  деятельности, что достигается при  помощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их апробация  в реальной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу современной  дошкольной педагогики и психологии.

 

В основе — идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения  его жизни яркими, необычными, интересными  событиями — делами, встречами, играми, приключениями.

 

Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто  не может сравниваться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством  формирования важнейших сторон психической  жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются  основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в  художественной деятельности. В связи  с этим необходимо насыщать жизнь  ребенка искусством, вводить его  в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его  в повседневную жизнь, создавать  условия для детского эстетического  творчества.

 

Обогащение духовного  мира ребенка базируется на следующих  положениях.

 

Открывающаяся перспектива. Дошкольники приобретают новые  знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает  детей строить догадки, выдвигать  гипотезы, активизировать потребность  движения ко все новым знаниям.

 

«Равноценность представленности основных сфер». Согласно этому принципу каждому ребенку должны быть предоставлены равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа» «рукотворный мир», «общество», «я сам»),

 

«Свободный выбор». Если воспитатель стремится что-то внушить  ребенку (те или иные взгляды, ориентации, вкусы), то это должно иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами  этой задачи ребенку ничего не вменяют  в обязанность, ничего не внушают. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с  кем он будет делать и т. п.).

 

Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью.

 

Овладение родным языком как средством и способом общения  и познания является одним из самых  важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство  особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5—6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

 

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка  в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и  коллективных), в которых воспитатель  ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в  свободном общении. В этих ситуациях  расширяется словарь, накапливаются  способы выражения замысла, создаются  условия для совершенствования  понимания речи. При организации  совместных специальных игр ребенку  обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого  вклада» в решение общей задачи — в таких играх у детей  развивается способность выражать собственные мысли, намерения и  эмоции в постоянно меняющихся ситуациях  общения.

 

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного  языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно -связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

 

Важно обучать дошкольников в национальных и многонациональных  детских садах русскому языку  как языку межнационального общения, а также детей некоренной национальности национальному языку данной республики. Проблема языкового развития становится комплексной. Важно разработать  единый цикл языкового развития детей  в рамках более общего цикла гуманитарного  воспитания и обучения.

 

Описанные условия создают  благоприятную ситуацию для воспитания начал интернационализма, которое  предполагает как общение детей  разных национальностей в пределах детского сада, так и специальное  ознакомление с жизнью других народов.

 

В детстве положительное  отношение к народам мира, интернациональные  чувства закладываются через  выделение в национальном общечеловеческого  начала: основной путь воспитания здесь  — это продвижение ребенка  к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре — танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. При этом нельзя ставить акцент на национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей  на планете. Детям полезно дать элементы этнографических и этнопсихологических  представлений (используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас  и национальностей). Следует формировать  у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с  положительным отношением к ним.

 

При формировании базиса личностной культуры рождаются и  развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным  поступкам, потребность ребенка  активно действовать в мире.

 

Воображение — основа активного участия ребенка в  разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической и т. д. Оно включается в состав уже исходных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного), самосознания (образ  «Я», самооценка и др.), отношений  к другому человеку (сопереживание, сочувствие, понимание). Достаточно развитое воображение позволяет ребенку  преодолевать сложившиеся стереотипы собственных игровых действий, ролевые  позиции, строить новые сюжеты игры. На основе воображения ,у детей складываются первые проявления творческого отношения  к действительности.

 

Творчество детей  дошкольного возраста хотя и выступает  еще в неразвитой форме, однако содержит в себе важные качества, которые  создают возможность самостоятельно выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать  новый продукт — оригинальный рисунок, новую сказку и т.п.

 

Творческий процесс  — это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. У детей дошкольного возраста это поиск другого сочетания  красок и форм в изобразительной  деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при  сочинении рассказа и сказки, мелодий  в музыкальной деятельности. Высокая  динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствуют получению ими  оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности. В  процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать  «не так, как надо», что имеет  существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления.

 

Произвольность расширяет  возможности ребенка сообразовывать свое поведение с собственными побуждениями и побуждениями других людей. Особое значение при этом приобретает не только подчинение готовым правилам, но и конструирование новых правил, готовность принимать задачи взрослого  и выдвигать собственные. Все  это обусловливает развитие потребности  быть активным, познавать и преобразовывать  мир, оказывать влияние на других людей и самого себя.

 

Потребность чувствовать  себя активной личностью выражается у ребенка стремлением быть непохожим  на других, обнаруживать самостоятельность  поведения, делать по-своему и быть значимым для других людей.

 

Являясь стержнем личности, творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать  образуют совершенно особую систему: они  самоценны и в то же время не могут существовать друг без друга; они несводимы к прямым результатам  педагогических воздействий и в  то же время обусловлены ими; они  выражают своеобразие, неповторимость растущего человека и в то же время  основаны на его общности с другими  людьми.

 

Зарождается индивидуальность ребенка. Складывается собственно межличностное  отношение в контакте между детьми и взрослыми, не сводимое к реализации каких-либо специальных воспитательных задач или дидактических целей, формируется отношение полноценного общения и сотрудничества. Развитие индивидуальности каждого ребенка и духовно-эмоциональных контактов между ним и взрослым, а также другими детьми требует существенного обновления характера организации жизни ребенка в детском саду, построение условий для свободного, не стесненного инструкциями общения, для раскрепощения личности ребенка.

Организация жизни ребенка. Условия развития

 

 

Воспитание, обучение и  развитие ребенка определяются условиями  его жизни в детском саду и  семье. Главными формами организации  этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с него формы  активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

 

Игра. Основным видом  самостоятельной деятельности дошкольника  является сюжетная игра, специфика  которой заключена в условном характере действий. Игра позволяет  ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его  действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события. Игра —  самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать  себя «здесь и теперь», достичь состояния  эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Информация о работе Ребенок и общество