Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 14:50, реферат
В социально-философской мысли конца XIX – начала ХХ века достаточно активно обсуждались хозяйственно-экономические проблемы. Большое внимание данным проблемам уделили виднейший немецкий социолог М.Вебер (1884-1920) и русский философ, священник С.Н.Булгаков (1871-1944).
Введение ……………………………………………………………….3
1. Религиозно-этический аспект экономических отношений в
работе М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» …….4
2. Философия хозяйства С.Н.Булгакова ……………………………..7
Заключение ……………………………………………………………11
Список литературы …………………………………………………...12
Понимаемый как освобождение от власти природы, рост народного богатства представляется прогрессом всего общества, а христианское требование свободы от богатства в личной жизни становится способом направить индивидуальные усилия на развитие материальной культуры общества в целом. Таким образом, С.Н.Булгаков устраняет противоречие между личной заинтересованностью в росте материального благосостояния и благом общества [4].
Далее С.Н.Булгаков касается противоречия между экономической эффективностью и справедливостью. Он преодолевает это противоречие весьма радикальным способом, определяя рост общественного богатства как такое положение, при котором увеличение массы материальных благ происходит при неувеличении неравенства в их распределении.
Второе базисное положение политэкономии С.Н.Булгакова свидетельствует о труде и его следствии для экономической теории. С.Н.Булгаков видел в труде одновременно акт творчества и проявление жесткой природной необходимости, при этом индивидуальный акт хозяйственной деятельности он рассматривал как органически связанный с трансцедентальном субъектом хозяйства – человечеством.
Для С.Н.Булгакова в труде соединились христианская заповедь трудиться и изначальная связь материального и духовного. В этом проявляется глубокий гносеологический смысл труда и хозяйственной деятельности, указывающий на возможность преодоления противоречия между идеализмом и материализмом [4].
В системе философско-экономических взглядов С.Н.Булгакова надо особо отметить его учение о трудовой этике. Главная мысль заключается в том, что религиозно-этические заповеди оказывают благотворное влияние на характер экономико-хозяйственной жизни. Речь идет о таких христианских ценностях, как личная ответственность, идеалы подвижничества и аскетизма, честности и справедливости. Смысл и значение булгаковской трудовой этики во многом совпадают с концепцией М. Вебера, выводившего современный капитализм из аскетической этики протестантизма. С.Н.Булгаков впервые в рамках русской религиозной философии предпринял попытку адаптировать веберовские постулаты к российским реалиям [7].
Как авторитетный философ и экономист, С.Н.Булгаков принял участие в обсуждении злободневной темы частной собственности. Опираясь на идеи всеединства, С.Н.Булгаков рассматривал собственность как явление не только правовое и экономическое, но и нравственное, религиозное. В своей позднейшей работе «Православие» (1928) он определял собственность в качестве социального института, «который все время меняется в своих очертаниях, и ни один из образов ее существования не имеет самодовлеющего, преобладающего значения» [1, С. 268]. Согласно христианскому учению, собственность толкуется как вопрос чистой целесообразности; ее форма зависит от того, какое влияние она оказывает на реализацию творческих устремлении личности и, как следствие, на рост народного благосостояния.
Интересны суждения С.Н.Булгакова о формах организации хозяйства и роли государства в экономико-социальной сфере. Как и большинство русских экономистов того времени, он позитивно оценивал возможности государственного управления хозяйством — в том случае, если вмешательство государства имеет четкие цели и смыслы. Активное государственное вмешательство в экономику должно способствовать ограничению социального и экономического гнета, зависимости человека от частнособственнических структур и их хозяев. Однако, по мнению философа, индивидуалистические формы организации хозяйства должны сохраняться, необходимо их сочетание с государственными. Все пропорции и соотношения такого смешанного типа ведения хозяйства являются предметом практической экономической политики, их следует решать в рамках конкретной исторической ситуации [7].
В сочинениях С.Н.Булгакова не обойдена вниманием тема специфики сельского хозяйства. Во-первых, потому что объектом здесь выступает природа, естественные ресурсы, - то, что дано от Бога. Во-вторых, возделывание земли на протяжении многих веков было основой существования человека. Философ отмечает, что в этой области богочеловеческая сущность хозяйствующего субъекта особенно дает о себе знать. Согласно С.Н.Булгакову, именно в сельском хозяйстве, как правило, вырабатываются такие качества души человека, как аскетизм, самоограничения, солидарность, жертвенность во имя Господа.
С.Н.Булгаков резко критиковал «механически-утилитарное» отношение к реальному миру. В его представлении, это означает ориентацию на материальное потребление и получение сугубо прагматических экономических результатов (выгода, прибыль, расчет). Кроме того, это ставка на научно-рационалистическое господство, механическое преобразование природы в соответствии с утилитарно-эгоистическими интересами. Русский религиозный мыслитель решительно не принимал такую потребительски-хищническую модель бытия. Правда, в его время все эти признаки еще не получили такого широкого распространения, как ныне. И тем не менее С.Н.Булгаков не только глубоко осознавал серьезную опасность потребительских тенденций, но и пытался объяснить причины этой кризисной ситуации. По его мнению, одной из главных причин является отказ современного человека от живой веры в Бога [7].
Суждения С.Н.Булгакова об оптимальном способе ведения хозяйства — по сути своей ориентация на взвешенное отношение к природе, подразумевающее заботу о решении экологических проблем. Эта острая проблематика ныне находится в центре внимания многих социальных философов и экономистов. Современная техногенная цивилизация по-прежнему ставит своей целью эксплуатацию природных ресурсов, рассматривает природу как средство для повышения материального благополучия общества. Такой способ ведения хозяйства чреват разрушительными последствиями. Нависшая над миром угроза глобальной катастрофы требует заново осмыслить цели развития, делает абсолютно необходимым переход к новым отношениям с природой на основе идеи совместного, согласованного развития природы и общества. Возникает проблема разработки новых общественных идеалов и нравственных принципов, ставящих барьеры на пути эгоистического, корыстного, безответственного поведения людей и социальных институтов. В этом контексте большие надежды возлагаются на науку. Причем речь идет не только о конкретно-прикладных ее результатах, главное - наука должна все больше осознавать свою связь с высшими ценностными ориентирами. В этом плане идеи С.Н.Булгакова о значении религиозно-нравственных, этических императивов в социально-экономическом развитии общества заслуживают серьезного осмысления.
Список литературы