Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 22:25, реферат
Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения. Таким образом, объясняют возникновение политеистических религиозных систем, в которых множество богов олицетворяют разные природные стихии, например, Бог Грома и Молнии принимался за Верховное божество и древними грекам (Зевс), и римлянами (Юпитер), и древними славянами (Перун). Цель данной работы – определить причину этого, попытаться определить место религии в системе культуры, её роль.
Введение
Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “бого откровения”.
Религия
возникает в истории
Долгое время считалось, что религия — плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым. Следовательно, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о мире. На этом строилась материалистическая критика религии, идущая от французских материалистов, и широко развернутая в марксистской философии. Но она не исчезла с появлением и возрастанием научного знания. Что продолжает и в наши дни порождать религиозную веру? Какое место религия занимает в системе культуры? И как она соотносится с так и не вытеснившим ее научным познанием: они противоречат или дополняют друг друга? Вот, пожалуй, самый интересный вопрос для современного человека, который воспитывался на резком противопоставлении одного и другого. Именно поэтому, выясняя место религии в системе культуры, она постоянно будет сравниваться с наукой. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание. Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, душа, бессмертие личности, природа добра и зла, истина и др.
Цель данной работы – определить причину этого, попытаться определить место религии в системе культуры, её роль.
1. Определение , происхождение, сущность религии
Все религии
основываются на вере в существование
сверхприродного мира и души человека.
Человек всегда, во все времена
его существования был
В Древнем Риме существовали четыре версии относительно происхождения слова religio:
1) Марк Туллий Цицерон (106-43 г.до Р.Х.) предположил, что слово religio происходит от слова relegeo — «перечитывать, тщательно обдумывать, откладывать в сторону». Таким образом, по мнению Цицерона, «те, которые над всем, что относится к почитанию богов, усердно размышляли и как бы перечитывали (relegerent), были названы религиозными (religiosi). Но все-таки в понимании сущности религии Цицерон разделяет распространенное в Риме понимание, согласно которому религия «состоит в благочестивом поклонении богам. Для римлянина была важна, прежде всего, культовая сторона религии.
2) Согласно
христианскому апологету
3) Блаж. Августин (ок.354-430) предложил считать слово religio происходящим от слова reeligere — «воссоединять», т. е. воссоединять утраченную связь человека и Бога. «Его-то (т. е. Бога. – Т.Ц.) ища, и, лучше, вновь отыскивая, отчего, кажется, получила название и религия, мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться», - писал мыслитель.
4) Римский
писатель Сервий Сульпиций (ок.
В XIX в. некоторые филологи предположили: если значение слова religio не было известно самим римлянам, значит, к тому времени это слово исчезло из употребления, и его корни нужно искать в древнем латинском языке. Так было открыто слово ligere — «благочестиво относиться к чему-то, испытывать чувство почтения и уважения», и тогда religere будет означать возврат к благочестию, т. е. постоянное (частица re-) выражение этого чувства.
Определение религии
Религия (в широком смысле) – совокупность основанных на непосредственном опыте представлений о иной реальности (отличной от обыденной, чувственно воспринимаемой – о Боге, Небе, богах, духах, энергиях, истинном бытии, истинном Я и проч.), а также совокупность способов установления с этой реальностью правильных, с точки зрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека как при жизни, так и (за редким исключением) после смерти.
Религия (в узком смысле) – есть совокупность способов воссоединения человека с Высшим благом – источником вечной жизни.
Религия – система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение (определение П. Флоренского).
Компоненты религии:
–
Вера в личного Бога или богов.
Любые религиозные чувства
–
Вера в существование
– В любой религии существует понятие нравственности как подчинения божественной воле. Подчинение богам нравственно, неподчинение - безнравственно. Нравственность понимается именно так, и поэтому нравственность возникает из религии.
– Вера в загробное воздаяние за праведную жизнь или, наоборот, за жизнь греховную - также элемент любой религии.
– Поэтому в любой религии всегда присутствует и вера в бессмертие души.
– В любой религии отношение к Богу или богам отличается от отношения к миру и людям: Бога следует почитать. Богопочитание – это не просто набор некоторых действий, но глубокое внутреннее религиозное чувство – благочестие. Человек осознает необходимость богослужения, религиозного культа, который является внешним выражением внутреннего богопочитания – благочестия.
–
Необходимость религиозной
Таким образом, религия – это довольно сложное явление, основанное на вере в существование божественного сверхъестественного мира, включающего в себя и некоторое знание об этом мире (догматы, вероучение), и эмоциональное отношение к нему (любовь, страх и т.п.), и нравственные заповеди, и культ, и церковную организацию.
Происхождение религии
Практически
все религии, имеющие развитую догматику
или мифологию, утверждают, что человек
первоначально был либо сотворен
Богом, либо находился в каких-либо
более тесных отношениях, чем сейчас,
и поэтому религиозное
Просветительская теория
Большинство
современных атеистов придерживаются
просветительской теории происхождения
религии, считающей, что причиной возникновения
религии являются невежество, страх
и обман. Наиболее отчетливо эту
концепцию высказали
Одной из первых (Секст Эмпирик во II веке) возникает теория, полагающая, что религия возникает вследствие обмана одних людей другими, воспользовавшимися безграмотностью народа в своих корыстных интересах.
В.
Лега приводит критику этой концепции,
справедливо называя ее наивной,
поскольку непонятно, каким образом
можно внушить людям
Одним из первых появляется мнение, что причиной религии является страх перед явлениями природы (Петроний, Эпикур, Тит Лукреций Кар). Но что означает страх перед природой? Как правило, те условия существования, в которых люди живут с самого рождения, они воспринимают как вполне естественные и поэтому совсем нестрашные. Напротив, если человека привезти в непривычные условия, то тогда ему будет страшно. Если бы современный человек оказался в тех условиях, в которых жил древний человек, то ему действительно было бы страшно – без современного оружия, транспорта, средств связи и т.п. Но ведь дикарь ничего не знает об этих достижениях цивилизации и поэтому чувствует себя вполне «комфортно» в своем лесу. Страх есть всегда. Современный человек боится ничуть не меньше, чем человек древний. Но жить в мире и бояться постоянно невозможно. Поэтому человек к этому миру привыкает, приспосабливается, а не придумывает себе Бога. Конечно, страх всегда был одной из причин, приводившей людей к вере. «Начало премудрости – бояться Бога» (Прем. 1, 15). Редко какой человек в минуты опасности, угрожающей его жизни, не вспомнит о Боге и не призовет Его на помощь. Но здесь речь идет о возвращении к вере в Бога, а не об изобретении Его. Тем более что нецерковный человек, когда опасность минует, забудет о своем обращении к Богу. Поэтому суть религии не только и не столько в страхе, сколько в любви к Богу, в почитании Его, в испытании чувства священного, чего не может породить банальный страх. И даже в самых примитивных религиях боги внушают людям не только страх, но и благоговение, и благодарность, и другие возвышенные чувства. Все самое лучшее, что есть у человека, - науки, ремесла, нравственные нормы, произведения искусства, - всегда приписывается богам как источнику их происхождения. Страх не может сам по себе породить веру в существо, которое является невидимым. Человек всегда боится конкретной ситуации, боится того, что он может себе представить: боится землетрясения, боится хищников, боится кого-то конкретного. С исчезновением причины для страха исчезает и страх.
Почему люди боятся многих явлений природы? Потому, пишут просветители, что они не знают законов природы и не умеют противостоять им. Поэтому к страху и обману просветители добавляют невежество как третью причину возникновения религии. Человек не знает, какова причина засухи, почему шторм на море образуется. И придумывает богов, якобы стоящих за этими явлениями и являющихся их причиной. Поэтому, полагали другие просветители, если людям дать знание, истинное знание о мире, то тогда религия исчезнет.
Во-первых,
этот аргумент может высказать только
человек современный, знающий физику,
генетику, кибернетику, который относится
к предкам свысока: они ничего
не знали. Но если смотреть исторически,
то очевидно, что человек обычно
относится к своей эпохе как
к вершине всего исторического
развития, а к людям предыдущих
эпох как к отсталым существам. Люди
всегда самодовольны. А вторая ошибка
этой теории состоит в том, что
она представляет всех людей как
ученых, которые всю жизнь ищут
истину. Но большинство людей не
думают о причинах наводнений и почему
светит солнце – они просто живут,
работают, как обычно, пытаясь выжить
в этом сложном мире. Люди, которые
пытаются познать мир, мучаются над
«проклятыми вопросами» всегда оказываются
в меньшинстве, их не понимают, презирают,
их гонят, к ним не прислушиваются.
Важную роль в этой концепции играет
понятие «обожествление»: люди обожествляют
явления природы. Но само слово «обожествлять»
предполагает знание о Боге. Обожествляя
кого-либо (что-либо), мы наделяем чертами
Бога некоторое явление или
Теория Фейербаха
В начале XIX века появляется немецкого философа Л. Фейербаха (1804-1872), который утверждал, что человек придумывает Бога, обожествляя не внешние предметы и явления, а факт внутренней духовной жизни человека – прежде всего его разума. Причины возникновения религии следует искать в самой природе, сущности человека. Человек наблюдает в себе некоторые свойства – он обладает разумом, свободой воли, чувствами и т.п. Он не понимает природу своих свойств и поэтому объективирует их, наделяет статусом самостоятельного существования. Из свойств человеческой природы немецкий философ далее выводит все свойства природы божественной. Еще современники Фейербаха Маркс и Энгельс называли теорию коллеги не историчной: как возникает человеческое сознание, откуда оно берется? Как будто человек свалился откуда-то с неба со всем готовым многообразием его внутреннего мира и порождает религию. Далее, если мы можем себе представить, что поскольку существует Бог или у нас существует знание о Боге, мы можем сделать вывод о способностях нашей души, но по наличию способностей нашей души сделать вывод о Боге, - это уже не укладывается ни в какие рамки. Если даже предположить, что человеческий разум бесконечен и имеет ту же самую природу, что и Бог, то все же будет безумием наделить его теми же чертами и молиться ему, - в психиатрии это называется шизофренией, раздвоением личности.