Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Цель работы : рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: Рассмотреть:
-понятие, типы и функции социальных институтов;
-понятие религии и его роль в современном обществе

Содержание

Введение - 3 -
Глава I. Религия как социальный институт - 4 -
I.1. Понятие , типы и функции социальных институтов - 4 -
I.2. Понятие, структура и функции религии - 7 -
Глава II. Религия в России - 11 -
II.1. Основные формы религий на территории России - 11 -
II.2. Религия в России на современном этапе - 12 -
Заключение - 16 -
Список использованной литературы - 18 -

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение - 3 -

Глава I. Религия как социальный институт - 4 -

I.1.  Понятие , типы и функции   социальных институтов - 4 -

I.2. Понятие, структура  и функции религии - 7 -

Глава II.  Религия в России - 11 -

II.1.  Основные формы религий на территории России - 11 -

II.2.  Религия в России на современном этапе - 12 -

Заключение - 16 -

Список использованной литературы - 18 -

 

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в последнее время  значительно возросло влияние религий как в нашей стране так и в мире. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквях, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых негосударственных школах появился новый предмет – «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.

Объектом исследования является религия как социальный институт.

Цель работы : рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи: Рассмотреть:

-понятие, типы и функции социальных институтов;

-понятие религии и его роль в современном обществе

-функции религии

-основные формы религий на территории России

-место религии  в российском обществе

При разработке данной темы были использованы учебные  пособия по социологии таких авторов  как. П.Д. Павленюк, Е.В. Куканова, Ковалевская Е.В., Исаев Б.А., а также интернет ресурсы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

Глава I. Религия как социальный институт

I.1.  Понятие , типы и функции социальных институтов

Фундаментом общества, на котором возвышается само его  здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.

Социальный институт произошел от лат. institutum - установление, учреждение - система созданных людьми ограничений, выполнение которых поддерживается механизмами принуждения; совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер.

Также социальный институт можно определить как:

-совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определённую общественную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов;

-устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов.

Вся совокупность социальных институтов образует некую  целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной  структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок  в обществе, его стабильность и  интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

- институты семьи и брака, являющиеся институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения;

- политические институты, государство, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;

- экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества;

- институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;

- институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.

Все эти институты  возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30—40 тыс. лет назад

Каждый  социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Среди них можно выделить следующие:

-функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

-интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

-регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

-транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

Таким образом социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Социальные институты не создаются заново в каждом обществе, а, однажды возникнув, воспроизводятся во всех последующих обществах. Это свидетельствует о высокой степени устойчивости социальных институтов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов, которые служат для удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов: институты семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования и культуры, институты религии. Каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Среди них можно выделить следующие: функцию закрепления, интегративную функцию, регулятивную функцию, транслирующую функцию.

 

I.2. Понятие, структура и функции религии

Религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, структуру и функции

Религия от лат. religio - воссоединение - одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного, в сверхъестественную силу или личность. Вера - основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующий.

Другие определения  религии: образ жизни; поклонение человека высшим силам, в реальность которых он верит так же, как в возможность взаимодействовать с ними путём молитв, жертвоприношений и других различных форм культа; символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что религия является социальным институтом.

Основные черты  религии, как социального явления:

Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину).

Основы религиозных  представлений большинства мировых  религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению  сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно  богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии  высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т.д. и т.п. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система  представления мира (религиозное  мировоззрение), в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным  экспериментальным путём.

В социологии в  структуре религии выделяют следующие  компоненты:

-религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т.п.);

-религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую;

-религиозные отношения (культовые, внекультовые);

-религиозные организации.

Для каждой из религий  её возникновение является следствием либо прямого божественного вмешательства  или участия, или же какого-либо момента  откровения знаний, и в большинстве  религий соответствует по их представлениям началу существования всего.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его  истории и религиозные убеждения  характерны до настоящего времени для  подавляющей части населения  земного шара.

В религии можно  рассматривать две стороны: внешнюю - как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая  открывается верующему, живущему в  соответствии с духовными и нравственными  принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в  себя ряд положений (истин), без которых она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.

С внутренней стороны, религия - это непосредственное переживание  религиозного опыта.

Основные функциями  религии являются:

-мировоззренческая - способность религии отвечать верующим на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом;

-компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью;

коммуникативная - общение верующих между собой, "общение" с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности;

регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

-интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования;

-политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях;

-культурная - религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т.п.);

-дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Таким образом религия –это социальный институт, имеющий свою структуру и выполняющий определенные функции. Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы, верований, воплощающих представление о священном, сверхъестественном, определяющем судьбу человека. Элементами религии являются: наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном; особая система верований, особые ритуалы представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры. В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения –культовые и внекультовые, религиозные организации. Основными функциями религии являются: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегративная, политическая, культурная, дезинтегрирующая.

Информация о работе Религия как социальный институт