Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Цель работы : рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи: Рассмотреть:
-понятие, типы и функции социальных институтов;
-понятие религии и его роль в современном обществе

Содержание

Введение - 3 -
Глава I. Религия как социальный институт - 4 -
I.1. Понятие , типы и функции социальных институтов - 4 -
I.2. Понятие, структура и функции религии - 7 -
Глава II. Религия в России - 11 -
II.1. Основные формы религий на территории России - 11 -
II.2. Религия в России на современном этапе - 12 -
Заключение - 16 -
Список использованной литературы - 18 -

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 47.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава II. Религия в России

II.1. Основные формы религий на территории России

Среди граждан России имеются  верующие трех мировых религий. Христианство представлено всеми основными направлениями. Самым многочисленным по числу последователей является православие. Крупнейшей православной церковью является Русская Православная Церковь, верующие которой проживают не только в России, но и Республике Беларусь, на Украине, в Западной Европе, а также в ряде стран ближнего зарубежья, включая республики Средней Азии и Казахстан.  Среди других известныхправославных церквей- Элладская православная церковь в Греции, Сербская православная церковь, Православная церковь Кипра и Новой Юстинианы. На территории стран СНГ действует Грузинская православная церковь, а также близкая к православию Армяно-григорианская церковь.

В России православие представлено различными направлениями старообрядчества, а также молоканами, духоборами, хлыстами, скопцами и т.д.

Католицизм России имеет  определенное число последователей. Протестантизм среди граждан  России представлен как официальными церквами, такими как лютеранство, так  и течениями, которые считались  сектами- это евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, братские менониты, свидетели Иеговы и др.

Ислам, в основном, распространен  среди жителей таких республик  Поволжья, как Татарстан и Башкортостан, а также среди татар и башкир, проживающих в других регионах России, жителей республик Северного  Кавказа, за исключением населения  Северной Осетии- Аслании, жители которой исповедуют православие.

Буддизм исповедует значительная часть населения Калмыкии, а также  часть жителей Бурятии.

Среди граждан России имеются  и верующие одной из древнейших монотеистических религий – иудаизма. Среди отдельных  народов Севера представлен шаманизм.

Таким образом, среди граждан  России имеются верующие трех основных мировых религий, а также представители  более мелких верований, в том  числе и шаманисты.

 
II.2.  Религия в России на современном этапе

В минувшие десятилетия 20 века, практически в течение всего послереволюционного периода религия в России находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена прежде всего, объективными социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, ходом процесса секуляризации, приводившим к постепенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния и связей с обществом, к отходу от религии значительных масс числа людей, к существенному сокращению ее воспроизводства в новых поколениях.

Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно короткий срок в последнее десятилетие. Существенно  вырос общественный престиж религии  и церкви. Изменились в их пользу настрой общественного мнения. Поддержку  и одобрение как государственных органов, так и общественности встречает деятельность религиозных организаций на ниве благотворительности и милосердия. В средствах массовой информации широко распространены публикации о деятельности разных конфессий и их религиозная пропаганда. Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представительные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и церемоний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается обращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеистами. Наряду с традиционными для России конфессиями (христианство, мусульманство и буддизм) широкое распространение получили нетрадиционные религии и формы верований, мистика, оккультизм, всякого рода суеверия.

Исходя из этих фактов, можно сделать вывод о  том, что современная религиозная  ситуация характеризуется:

-во-первых, тем, что высвободившие из-под влияния административно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и свободы совести;

-во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения,

-в-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов,

-в-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.

Россия  конституционно гарантировала всем гражданам свободу совести и  вероисповеданий. Это создало широкую  правовую основу для реализации мировоззренческих  позиций и установок отдельных  индивидов и их различных социальных общностей — семейных, территориальных, национальных и т.д. В этих условиях резко усилилась активность религиозных  организаций и традиционных для  России (православных, католических, иудаистских, мусульманских, буддийских) и нетрадиционных. Среди прочих причин роста религиозности  — причины, связанные с особенностями  переходного состояния общества: снижение жизненного уровня большинства  населения, нарастание в различных  группах настроений неуверенности, незащищенности и тревожности. В такой социально-психологической среде быстро возрастает уровень доверия к церкви, к религиозным организациям, происходит переориентация значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего этот процесс связан не с глубоким осознанием сущности религиозных учений, а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение креста, приобретение книг и икон, посещение богослужений и т.д.). Религиозная вера воспринимается многими как реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности. Разумеется, на рост числа верующих повлияла и легитимизация религии и церкви, что позволило открыто проявлять свою религиозность, ранее скрываемую. Но религиозная идентификация ново верующих чаще всего оказывается результатом не религиозной, а светской культуры, следствием спонтанных духовных поисков и устремлений индивидов, ищущих надежной опоры в изменяющемся, находящемся в глубоком кризисе современном обществе.

Церковь, как  общественно-историческое образование  — один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную  централизованную и иерархическую  систему. Кроме того, это — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей  и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору.

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений  государства и церкви. Эти отношения  обусловлены и неотрывно связаны  с процессами становления правового  государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые  служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения  взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости  от их отношений к религии и  церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.

Таким образом религия в России – это устоявшийся, определенный, закрепленный вековыми традициями, укорененный в тысячелетней истории и культуре социальный институт, который не всегда поддерживался властями, но имел огромное влияние и моральный авторитет у народа, придавая своеобразие русскому менталитету. Из всех имевшихся в Средние века религий русский народ предпочел православие. Православие составляет важнейшую духовную субстанцию  и определяет нравственные черты, которые не раз помогали русскому народу выстоять в тысячелетних испытаниях. Русская православная церковь всегда была с народом, духовно поддерживая его в испытаниях и благословляя на защиту отечества.

Ныне Россия вступил  на путь демократического развития, в  Конституции закреплено, что каждый человек имеет право на свободу  совести. Россия сделала вопрос веры- правом каждого. В стране восстанавливаются храмы, выходят из подполья религиозные организации, издается религиозная литература.

 

Заключение

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.  по использованию общественных ресурсов, которые служат для удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов: институты семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования и культуры, институты религии. Каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Среди них можно выделить следующие: функцию закрепления, интегративную функцию, регулятивную функцию, транслирующую функцию.

Религия –это социальный институт, имеющий свою структуру и выполняющий определенные функции. Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы, верований, воплощающих представление о священном, сверхъестественном, определяющем судьбу человека. Элементами религии являются: наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном; особая система верований, особые ритуалы представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры. В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения –культовые и внекультовые, религиозные организации. Основными функциями религии являются: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегративная, политическая, культурная, дезинтегрирующая.

Среди граждан России имеются верующие трех основных мировых религий, а также представители более мелких верований, в том числе и шаманисты.

Религия в России – это устоявшийся, определенный, закрепленный вековыми традициями, укорененный в тысячелетней истории  и культуре социальный институт, который не всегда поддерживался властями, но имел огромное влияние и моральный авторитет у народа, придавая своеобразие русскому менталитету. Из всех имевшихся в Средние века религий русский народ предпочел православие. Православие составляет важнейшую духовную субстанцию  и определяет нравственные черты, которые не раз помогали русскому народу выстоять в тысячелетних испытаниях. Русская православная церковь всегда была с народом, духовно поддерживая его в испытаниях и благословляя на защиту отечества.

Ныне Россия вступил  на путь демократического развития, в  Конституции закреплено, что каждый человек имеет право на свободу  совести. Россия сделала вопрос веры- правом каждого. В стране восстанавливаются храмы, выходят из подполья религиозные организации, издается религиозная литература.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. П.Д. Павленюк, Е.В. Куканова Основы социологии и политологии, 2007, 272с.

2. Исаев Б.А. Социология (2010, 224с.)

3. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПБ.: Питер, 2008.-2008с.: ил.- (серия «Учебное пособие»)

4. Ковалевская Е.В.  Социология: Учебное  пособие, практикум по дисциплине/ Московский государственный университет  экономики, статистике и информатики.- М.: МЭСИ, 2004.-164с.

Интернет  ресурсы:

5. www.unn.ru

6. www.sociale.ru

 


Информация о работе Религия как социальный институт