Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить репродуктивное поведение молодежи в современной России и выявить основные факторы, влияющие на их репродуктивные установки.
Задачи исследования:
– Изучить феномен репродуктивного поведения;
– выявить факторы, влияющие на репродуктивное поведение;
– изучить особенности репродуктивного поведения молодежи;
– проанализировать репродуктивные установки молодежи.
Введение
Актуальность выбранной работы заключается в том, что все чаще демографическую ситуацию в нашей стране определяют как кризисную. В России установился низкий уровень рождаемости, который не обеспечивает даже положительного прироста населения. Снижается возраст вступления в половую жизнь, увеличивается количество абортов среди молодого населения. Растет количество детских домов и количество «отказников» в роддомах, причем именно молодые мамы чаще всего отказываются от своих детей. Наркотики, алкоголь, курение, беспорядочные половые связи – все это отражается на репродуктивном здоровье населения, что, как правило, приводит к высокой смертности среди младенцев и развитию бесплодия среди молодых мам. А ведь именно на молодежь возлагают большие надежды по увеличению рождаемости в нашей стране. Но молодое поколение не стремится обзаводиться семьями и детьми, выдвигая на первый план карьеру и материальное благополучие.
В настоящее время государство проводит активную политику по увеличению рождаемости: это и материнский капитал, и предоставление ипотеки молодым семьям, и повышение статуса семьи.
Степень научной разработанности: В.В. Тихомирова «Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи» [13] в статье анализируются социально-экономические и жизненные стратегии молодых семей, А.П. Богирова, А.М. Ильшев «Факторы репродуктивного поведения населения» [3] здесь автор анализирует репродуктивную ситуацию в странах мира и регионах России и выделяет типы репродуктивной активности или пассивности населения, Е.С. Скворцова, Н.З. Зубкова «Сексуальное поведение учащихся в профтехучилищах как фактор репродуктивного здоровья» [12] в статье автор исследует сексуальное поведение городских подростков 15-18 лет, а так же их информирование по вопросам сексуальной жизни.
Объект исследования – репродуктивное поведение. Предмет – репродуктивное поведение молодежи.
Цель исследования – изучить репродуктивное поведение молодежи в современной России и выявить основные факторы, влияющие на их репродуктивные установки.
Задачи исследования:
– Изучить феномен репродуктивного поведения;
– выявить факторы, влияющие на репродуктивное поведение;
– изучить особенности репродуктивного поведения молодежи;
– проанализировать репродуктивные установки молодежи.
Гипотеза: Репродуктивные установки у молодежи на двухдетную семью значительно превышают реальное положение с рождаемостью, так как на это влияют материальные и жилищные условия.
Теоретическая основа исследования: В.В. Тихомирова, А.П. Богирова, А.М. Ильшев, Е.С. Скворцова, Н.З. Зубкова.
Методологическую основу составили принципы объективности и научности.
Решение поставленных задач потребовало применение как общенаучных методов таких как, анализ теоретического и практического материала по теме исследования, так и специфических, собственно-социологических, таких как вторичный анализ социологических данных.
Эмпирическая база исследования: исследование проведено Городским молодежным информационно-аналитическим центром Нижневартовского государственного гуманитарного университета в городе Нижневартовск в 2007 году. В опросе учувствовали 100 человек, молодежь 14-30 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что был использован вторичный анализ социологических данных.
Практическая значимость заключается в том, что данные могут быть использованы для дальнейшего изучения данной проблемы.
1 Феномен репродуктивного поведения
1.1 Сущность репродуктивного поведения
«Репродуктивное поведение, система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Данное определение предложено В.А. Борисовым (1970). Термин репродуктивное поведение заимствован из биологии. Иногда содержание репродуктивное поведение обозначается терминами «генеративное поведение» и «прокреативное поведение». Некоторые авторы помимо деторождения включают в «генеративное поведение» уход за детьми, их воспитание и обучение, а также приобретение взрослыми индивидами новых социальных и психологических свойств» [4].
«Как и всякое человеческое поведение, репродуктивное поведение ограничено определенными рамками, задающими нижний и верхний пределы его действия, пределы вмешательства человека в естественный цикл деторождения. Эти рамки заданы, с одной стороны, физиологически, характеризуя исторически конкретный потенциал рождаемости, максимально возможное число детей, которое может родить женщина в течение своей жизни в заданных условиях. С другой стороны, эти рамки заданы системой социального контроля, определяющего, в какой конкретно степени будет реализован этот социально-биологический потенциал рождаемости, какое конкретно число детей будет рождено женщиной.
Понятие репродуктивного поведения имеет отношение к этой последней, к системе социального контроля. Именно оно определяет, сколько детей, и через какой период времени будет иметь семья. Однако, поскольку репродуктивное поведение может развертываться только в пределах биологического потенциала рождаемости, необходимо предварительно ввести несколько понятий, характеризующих эту физиологическую основу репродуктивного поведения» [2, c. 201-202].
«Различают три основных типа репродуктивного поведения – многодетное (потребность в 5 и более детях), среднедетное (потребность в 3-4 детях) и малодетное (потребность в 1-2 детях). Для многодетного репродуктивного поведения частичные циклы обусловлены в основном особенностями плодовитости, тогда как для малодетного репродуктивное поведение – предупреждением и прерыванием беременности. С социально-психологической точки зрения все типы репродуктивного поведения имеют общую структуру регуляции поведения. Анализ структуры репродуктивного поведения личности и семьи позволяет понять, как складывается главный результат репродуктивного поведения – итоговое число рождений в конце репродуктивного периода жизни. Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране. Схема регуляции репродуктивного поведения личности раскрывает взаимосвязь основных элементов его структуры, ведущую роль потребности в детях в детерминации числа детей» [4].
«Оценка ситуаций удовлетворения потребности в детях зависит от своеобразия всей системы социальных установок и ценностных ориентаций личности, от роли, которая отводится в ней семье и детям. Установки и ориентации личности отражают жизненный опыт человека. Однако при вступлении в брак и в течение семейной жизни различные оценки супругов могут изменяться и сближаться, причём на основе установок лидера семьи. Поэтому результаты репродуктивного поведения семьи в целом могут отличаться от индивидуальных ориентации на число детей, что особенно заметно в межнациональных браках.
Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействия текущих условий жизни и условий прошлых лет. Текущие условия определяют события репродуктивного цикла, а через детскую смертность – степень соответствия числа рождений числу имеющихся в семье детей» [4].
«Репродуктивный цикл – повторяющаяся последовательность основных репродуктивных событий (coitus, зачатие, роды)» [2, c. 203].
«Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации репродуктивного поведения личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определенного числа детей и принятые в различных социальных и социально-психологических группах. Нормы многодетности, среднедетности и малодетности способны превращаться в обычаи и традиции в связи с устойчивостью их в ряде поколений, с длительным сохранением даже после изменения вызвавших их обстоятельств и условий жизни.
Условия, вызывающие отмирание норм многодетности (снижение обшей и детской смертности, радикальное изменение функция семьи и другие), ослабляют систему запретов и ведут постепенно к применению контрацепции и абортов Усиление внесемейных ориентации личности (в особенности женщин) на личные достижения и успех уменьшает уровень потребности в детях и ценность детей. При этом переход к частичному репродуктивному циклу означает нарушение слитности сексуального и репродуктивного поведения. Практика контрацепции способствует усилению значимости сексуального поведения и сокращению периодов сексуального воздержания. Для малодетного репродуктивного поведения регулярность сексуальных отношений в браке оказывается одной из важных особенностей. С учетом несовершенства противозачаточных средств и при потребности в 1-2 детях, легко реализуемой в первые 5 лет брака, большая часть репродуктивного периода жизни оказывается связанной с необходимостью ограничения плодовитости. Необходимость постоянно применять контрацепцию и производить аборт обусловлена нежеланием иметь ребенка сверх потребности в детях. Такое «сознательное ограничение» рождаемости и малодетность до недавнего времени ассоциировались с «высоким» уровнем культуры, а многодетность – с «низким» уровнем и «стихийностью размножения». Как показывают данные социолого-демографических исследований, для малодетного репродуктивного поведения характерно раннее вступление в брак, удлинение репродуктивного периода и удовлетворение потребности в детях в течение первых лет брака, интенсивное применение контрацепции и искусственных абортов. Потребность в бездетности практически не встречается, 5-6% семей, остающихся бездетными к концу репродуктивного периода, образуются из-за первичного, либо вторичного бесплодия, или смерти единственного ребенка. Среди городского населения высока доля однодетных семей и лишь треть семей полностью удовлетворяет свою потребность в 2 детях.
Изучение репродуктивного поведения позволяет определить влияние человеческой воли на репродуктивный процесс, воздействие социального контроля на рождение детей, объяснить возникновение и сохранение многодетности на большом протяжении истории, а также объяснить ее историю, отмирание и распространение малодетности. Изучение репродуктивного поведения производится с помощью социологических и социально психологических методов при проведении выборочных опросов населения. Информация о различных аспектах репродуктивного поведения собирается путем регистрации репродуктивных мнений – оценочных отношений опрашиваемых, суждений о структурных элементах Репродуктивное поведение и событиях репродуктивного цикла, высказывании о демографической ситуации и демографической политике» [4].
«Главные компоненты репродуктивного поведения – сексуальное поведение, репродуктивная установка и регулирование (планирование) рождаемости.
К основным показателям репродуктивных установок (индикаторам) относится: идеальное, ожидаемое (планируемое, сколько всего детей собираются иметь) и желаемое (при всех необходимых условиях) число детей» [5, c. 83].
1.2 Факторы, влияющие на репродуктивное поведение
В настоящее время кризисная демографическая ситуация в нашей стране постепенно переходит в депопуляцию. «Депопуляция – уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории либо суженное его воспроизводство, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих. Реально депопуляция наступает, если величина общего коэффициента смертности превышает величину общего коэффициента рождаемости, то есть наблюдается убыль населения. Однако при использовании в демографическом анализе метода гипотетические поколения термином «Депопуляция» обычно обозначают режим воспроизводства населения, характеризующийся величиной нетто-коэффициента воспроизводства населения меньше единицы. В социально-экономической литературе под депопуляцией подразумевают одну из форм демографического кризиса. Депопуляция может быть вызвана также войнами, эпидемиями, стихийными бедствиями, интенсивными миграционными процессами» [4]. Попытки повысить уровень рождаемости в нашей стране, к сожалению, зачастую базируются на устаревших подходах. Наблюдается явный разрыв между развитием научных подходов к решению проблемы и реальными действиями. На практике, приоритетным остается «социально-экономическое стимулирование рождаемости» [14], хотя «демографической науке уже давно известно, что материальными стимулами можно лишь приблизить планируемое (ожидаемое) число детей к желаемому. Однако показатели желаемого числа детей сегодня в России едва достигают уровня, необходимого для простого воспроизводства населения» [ 1, c. 81].
Так какие же основные факторы, влияющие на рождаемость в нашей стране и собственно репродуктивное поведение?
Большинство научных исследований
репродуктивного поведения
«Основными факторами развития репродуктивной активности населения в целом является деятельность всех субъектов, причастных к данному процессу: во-первых, государства, общества и бизнес-сообщества при формировании соответствующего "социального заказа", определении целей и норм репродуктивного поведения, адекватной оценке результатов репродукционного процесса; во-вторых, активность самого населения, семьи – при непосредственном осуществлении репродуктивной функции» [3, с. 37].
«Исследование РидМиЖ, проведенное в 2006 году, впервые дает судить о характере влияния на репродуктивное поведение не фрагментарно, а комплексно, т.е. на основе совокупности факторов различной природы:
В ходе исследования были выявлены различая по отношению к рождению ребенка и в репродуктивном поведении по следующим типам:
Информация о работе Репродуктивное поведение молодежи в современной России