Репродуктивное поведение молодежи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить репродуктивное поведение молодежи в современной России и выявить основные факторы, влияющие на их репродуктивные установки.
Задачи исследования:
– Изучить феномен репродуктивного поведения;
– выявить факторы, влияющие на репродуктивное поведение;
– изучить особенности репродуктивного поведения молодежи;
– проанализировать репродуктивные установки молодежи.

Вложенные файлы: 1 файл

Репродуктивное поведение молодёжи.docx

— 73.99 Кб (Скачать файл)

А.П. Багирова, кандидат социологических наук, А.М. Ильшев, доктор экономических наук, исследовав факторы репродуктивного поведения населения, выявили, что основной фактор, влияющий на репродуктивное поведение – социально экономический.

Условия жизни, способствующие либо препятствующие реализации потребности в детях, выступая структурным элементом репродуктивного поведения.

«Резкое различие социально-экономических условий в субъектах РФ предопределяет объективную необходимость дифференцированного подхода к реализации активной демографической политики» [3, с. 40]. Они рассматривают четыре уровня влияния этого фактора на репродуктивное поведение.

  1. «макроуровень (государственный) – социально-экономическая стабильность в государстве;
  2. мезоуровень (региональный) – социально-экономическая стабильность в регионе;
  3. микроуровень (семейный) – стабильность социально-экономических условий семьи;
  4. миниуровень (личностный) – стабильность социально-экономических условий жизнедеятельности личности.

Величина репродуктивной активности мотивирована показателями социально-экономической стабильности в государстве, регионе, семье, условий жизнедеятельности личности и уровнем их сбалансированности. Иными словами, чем выше (до определенных пределов) показатели и сбалансированность социально-экономических условий на разных уровнях, тем устойчивее ситуация, формирующая репродуктивную активность, которая может по достижению некой величины переходить в свою противоположность – репродуктивную пассивность. И, наоборот, чем ниже показатели и выше разбалансированность социально-экономических условий на разных иерархических уровнях, тем неустойчивее ситуация, формирующая репродуктивную активность и выше вероятность возникновения ситуации репродуктивной пассивности (хотя и до определенной критической величины)» [3, с. 40].

Итак, репродуктивное поведение это система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака, и от него зависит в целом демографическая ситуация в стране. И именно ряд факторов, влияющие на него, определяет репродуктивную активность или пассивность.

 

2 Репродуктивное поведение молодёжи 

 

2.1 Особенности репродуктивного  поведения молодёжи

 

 

«Особенностями репродуктивного поведения молодёжи в последние десятилетия являлись превалирование установок на малодетность, низкая потребность в детях и условия жизни, способствующие его деформации. В итоге страна получила такие результаты репродуктивного поведения, которые на долгие годы предопределили суженный тип воспроизводства населения. Демографическая программа России, ставшая реакцией на сложившуюся и, к сожалению, уже устойчивую неблагоприятную ситуацию в социальной сфере, по сути, определила, что решающая роль принадлежит росту репродуктивной активности» [3, с. 37].

Особенности репродуктивного поведения напрямую связаны с особенностями сексуального поведения молодёжи. Эту проблему с разных сторон рассматривает  социология,  сексология,  гинекология, демография и другие науки так или иначе связанные с репродуктивным поведением.

Е.С. Скворцова, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения, и Н.З. Зубкова, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, врач Московского областного клинического центра восстановительной медицины и реабилитации, изучили проблему особенности сексуального  и репродуктивного поведения молодёжи на примере профтехучилищ, и влияния сексуального поведения, а репродуктивное здоровье (один из главных компонентов репродуктивного поведения).

«Репродуктивное здоровье означает, прежде всего, способность к рождению детей и возможность решать, когда и как часто это делать. Оно включает в себя и «сексуальное здоровье – состояние, позволяющее человеку в полной мере испытывать половое влечение и реализовывать его, получая при этом удовлетворение». Следует отметить, что в настоящее время ситуация со здоровьем молодёжи в целом, и с репродуктивным здоровьем в частности, продолжает ухудшаться. За последнее десятилетие заболеваемость болезнями репродуктивной сферы увеличилась у подростков в 5–7 раз . Это обусловлено в большой степени обострившимися проблемами сексуального поведения среди молодёжи, а также отсутствием их полового воспитания в образовательных учреждениях» [11, с. 142].

Изучая  информированность учащихся профтехучилищ  по вопросам половой оказалось, «что считают себя достаточно информированными 63% мальчиков и 56% девочек. Значительное число подростков (37% мальчиков и 44% девочек) считают, что у них отсутствуют необходимые сведения, и они нуждаются в пополнении своих знаний по вопросам половой жизни. Анализ ответов учащихся об источниках знаний о сексуальной жизни показал, что только 12% мальчиков и 19% девочек получили эти знания на специальных занятиях. 50% мальчиков и 44% девочек получили сведения, причем отрывочные, от друзей и взрослых, а также из средств массовой информации. Между тем, незнание основ сексуальных отношений может привести к серьезным последствиям, таким как нежелательная беременность и последующий аборт, гинекологические заболевания, заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП) и др» [11, с. 142].

Так же интересной особенностью репродуктивного  поведения молодежи является возраст  вступления в половую жизнь, особенность половой жизни, мотивы вступления в половую жизнь, возраст и количество сексуальных партнеров, информированность молодежи о безопасном сексе. 

«Среди опрошенных учащихся, имевших опыт половой жизни, наибольшая доля подростков (30% юношей и 24% девушек) начали ее в 15–16 лет. В 17–18 лет приобрели сексуальный опыт 7% юношей и 13% девушек. Начало интимных отношений в 12–14 лет имели 21% мальчиков и втрое меньше – 7% девочек. На момент опроса ответили, что живут половой жизнью 46,2% юношей и 32,2% девушек, при этом раз в неделю и чаще –12,7% юношей и 13,4% девушек; раз в месяц – 5%–6% подростков; от случая к случаю – втрое больше юношей (16,7%), чем девушек (5%). Очень редко (несколько раз в году) имели половые связи соответственно 10,2% и 8,2%.

Каковы  же мотивы вступления в сексуальные связи у респондентов? Девушки чаще, чем юноши, называли любовь (45,2% и 31% соответственно); на половое влечение сослались почти в 2 раза больше юношей по сравнению с девушками (31,1% и 17,1% соответственно). Примерно одинаковые доли их приобрели первый опыт интимной жизни из-за любопытства (17,5% и 16% соответственно). Остальные мотивы, такие как страх потерять любимого (ую), не отстать от товарищей, «неудобно отказать», опьянение, принуждение, имели место менее чем в 5–6% случаев. Особенно настораживает следующее: 16,5% юношей вступали в интимные отношения с незнакомыми девушками, что является высоким риском заражения ИППП. У девушек случайные партнеры были в 3 раза реже, чем у юношей .

Разница в возрасте между сексуальными партнерами, особенно первыми, является важным фактором формирования их будущего сексуального поведения. Партнеры меньшего возраста были почти в 5 раз чаще у юношей (10,2%), чем у девушек (2,3%); старше на 4 и более лет – у юношей вдвое меньше, чем у девушек – 5,4% и 11,3% соответственно. То есть девушки, как правило, предпочитали иметь партнеров старше их по возрасту, а юноши – сверстниц.

Существенной  характеристикой сексуального поведения  является количество сексуальных партнеров. Было выявлено, что наибольшее число и девушек, и юношей, живущих половой жизнью, имели по одному партнеру – 42,8% и 30,3% соответственно; по два – 20,7% девушек и 14,7% юношей. Три или четыре партнера имел примерно каждый седьмой подросток. Тревожит тот факт, что каждый третий юноша и каждая десятая девушка имели пять и более партнеров, что крайне опасно из-за риска заражения ИППП и бесплодия в будущем.

В ходе исследования выявилась низкая информированность  подростков по вопросам безопасного секса. Только чуть более половины их знают, что незащищенный секс может привести к заболеванию ИППП и ВИЧ. Из ответов учащихся (из числа имеющих опыт сексуальных связей) на вопрос об использовании какого-либо способа контрацепции следует: пользовались противозачаточными средствами только 47% юношей и 36,5% девушек, иногда предохранялись соответственно 37,8% и 41,7%; никогда не предохранялись – 15,2% и 21,8%. Выбор средств контрацепции у подростков весьма ограничен, в основном, презерватив, а также малоэффективные способы – "календарный метод" и прерванный половой акт. Лишь сравнительно небольшая доля подростков использовала современные контрацептивные средства (14,5% девушек и 8,5% юношей).

Из-за несоблюдения подростками мер "безопасного  секса" повышается опасность возникновения  у них заболеваний репродуктивной сферы, наступления не планируемой беременности и последующих абортов у девушек, а также заражения инфекциями, передающимися половым путем, ВИЧ-инфекцией. Анонимное анкетирование выявило большое количество абортов. Так, каждая пятая девушка и каждый десятый юноша указали, что их сокурсницы делали аборт, а 6% девушек ответили, что уже делали аборт. Кроме того, 1 % подростков (195 чел.) перенесли инфекции, передающиеся половым путем» [11, с. 143].

Так же нельзя отрицать факт раннего материнства. «К основным причинам ранней рождаемости отнесены: пропаганда в СМИ вседозволенности, сексуальная революция; воспитание подростка как свободного человека, который самостоятельно выбирает свою жизнь. Одни из экспертов считают, что раньше стиль воспитания был авторитарным: с подростками обращались как с неопытными личностями, которые должны во всем слушать старших, признавался авторитет родителей. В настоящее время к детям относятся более гуманно, признавая их право на свободу выбора, что иногда и приводит к несовершеннолетнему материнству. Еще одна причина – это отсутствие у несовершеннолетнего ответственности за собственные действия.

Все эксперты сходятся во мнении, что корни ранней рождаемости следует искать в эмоциональной отчужденности отцов и детей. С одной стороны – подростку не хватает душевной теплоты дома, он склонен доверяться другим людям. С другой – недостаток информации от родителей на тему сексуального воспитания, т.к. серьезно никто им это не объяснял»[12, с. 117].

Д.Б. Дерягин, доктор медицинских наук, исследовал проблему сексуального и  репродуктивного поведения молодежи на примере студентов медиков. В  итоге он сделал вывод, что:

  1. « Наличие значительно большего либерализма по отношению к различным проявлениям сексуальности у студентов выпускного курса университета, чем у студентов 1-го курса и старшеклассников;
  2. практически полное отсутствие внутрисемейного и социально приемлемого общественного научного полового образования с его подменой суррогатными видами «просвещения», что может способствовать формированию деструктивного сексуального поведения, отклонённых психосексуальных установок, уровни которых достаточно высоки;
  3. достоверно более поздняя информированность детей о негативных сторонах сексуальной жизни, чем о её формах и физиологических аспектах, прямо взаимосвязанная с ранними сексуальными опытами, риском приобретения заболеваний, передающихся половым путём, развитием сексуальной девиантности, что в свете распространения HIV, иных половых инфекций, а также сексуального насилия представляется негативным явлением, требующим консолидации заинтересованных социальных институтов;
  4. наличие зависимости возраста и обстоятельств сексуального дебюта от непосредственного социального окружения: с повышением образовательного уровня семей повышается возраст вступления в половые связи;
  5. наличие достоверных различий между представителями разных социоэкономических уровней: представители низкого социоэкономического уровня достоверно раньше начинали курить, употреблять алкоголь, токсические вещества и наркотики» [8].

Рассматривая особенности репродуктивного поведение молодёжи, следует рассмотреть ценностные ориентации молодежи и проанализировать на каком месте у молодежи современной России находятся такие ценности как семья и дети и являются ли они ценностями вообще.

«В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры» [15].

Особо интересны ценностные ориентации молодёжи состоящей в  браке.

В.В. Тихомирова, научный сотрудник лаборатории проблем регионального воспроизводства Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, исследовала ценностные ориентации именно молодой семьи. «В ходе исследования был выявлен набор ценностей, которым молодые супруги отдают предпочтение. Это, прежде всего, базовые ценности, которые присущи всем профессиональным, образовательным и возрастным группам независимо от места проживания.

Первое место в шкале жизненных  ценностей занимает воспитание детей (76% опрошенных), на втором – здоровье (66%) и третье место по степени значимости занимает материальное благополучие (61,6%). Эти три вида ценностей занимают ведущие места во всех профессиональных группах. На четвертое место в шкале ценностей респонденты поставили любовь (56,8%). Совместный семейный отдых находится на пятом месте (34,7%), иметь интересную работу желают 33,4% опрошенных. Далее молодые люди отдают предпочтение образованию. Уважение окружающих (соседей, коллег по работе, уважение в семье, уважение друзей) отметили 32,3% респондентов. Стремление к успеху выделяет для себя в качестве ценности каждая четвертая молодая семья. К независимости стремится практически каждая четвертая семья (22,1%). Собственную карьеру хотят сделать 22,1% респондентов. На 12 месте в ранжированном ряду стоит стремление к знаниям (15%), далее идут творчество (13,9%) и профессионализм (13,2%). Каждая шестая семья отметила предприимчивость как ценностную ориентацию. На семейный бизнес ориентируются 6,6% молодых. И последнее место в шкале ценностей – религия (2,4%)» [13, с. 123].

Таким образом, если в целом молодежь ставит на первое место такие ценности как материальное благополучие, карьера  и достижение высокого статуса и отодвигая семью и детей на второй план, то среди молодёжи состоящеё в браке (молодых семей) воспитание детей превалирует.

Итак, особенностями репродуктивного поведения молодёжи в последние десятилетия являлись превалирование установок на малодетность, низкая потребность в детях и условия жизни, способствующие его деформации. Так же, как показывают современные исследования, такие ценности как семья и дети современная молодёжь России ставит далеко не на первое место.

Информация о работе Репродуктивное поведение молодежи в современной России