Риторика античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:19, реферат

Краткое описание

Слово риторика первоначально означало ораторское искусство. Многие греческие города-государства, как Афины, управлялись демократически. Политические и судебные решения принимались голосованием на сходке, результаты которого определялись убедительностью публичных речей и впечатлением, которое оратор производил на собравшихся граждан. Убедительность речи зависела от ее логоса - силы доводов, приводившихся оратором, этоса - уместности речи, ее соответствия общепринятым обычаям и взглядам и филокалии (букв. благолепия - красоты) оратора и его речи, пафоса - эмоций (гнева, сострадания, мужества, милосердия и др.), возбуждаемых в публике словесным искусством оратора. В этих условиях в V-IV веках до Р.Х. сложилась профессия софистов - «знатоков, мастеров», платных учителей философии и ораторского искусства, которые обучали молодых людей технике аргументации и приемам воздействия словом.

Вложенные файлы: 1 файл

Риторика античности.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Слово риторика первоначально означало ораторское искусство. Многие греческие города-государства, как Афины, управлялись демократически. Политические и судебные решения принимались голосованием на сходке, результаты которого определялись убедительностью публичных речей и впечатлением, которое оратор производил на собравшихся граждан.

Убедительность речи зависела от ее логоса - силы доводов, приводившихся оратором, этоса - уместности речи, ее соответствия общепринятым обычаям и взглядам и филокалии (букв. благолепия - красоты) оратора и его речи, пафоса - эмоций (гнева, сострадания, мужества, милосердия и др.), возбуждаемых в публике словесным искусством оратора. В этих условиях в V-IV веках до Р.Х. сложилась профессия софистов - «знатоков, мастеров», платных учителей философии и ораторского искусства, которые обучали молодых людей технике аргументации и приемам воздействия словом.

Этимология слова указывает на живое, подвижное начало речевой деятельности, но собственно риторика возникает на фоне расцвета письменности, грамоты. Грамотная речь (от греч.Gramma- все начерченное, в частности, письменный знак, буква, изображение, образ, рисунок, надпись, все написанное - письмо, книга, сочинение и т.д.) - предварительно написанная, а потом уже произнесенная. В этом ее сила, отличие от литературы и фольклора.

1. Основные этапы  развития античной риторики

История античной риторики насчитывает 800 лет.

Основные этапы становления фундаментальных идей античной риторики.

Возникновение той или иной идеи (науки) всегда исторически подготовлено и обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Культ устной речи, словесного искусства характерен уже для времени истоков греческой цивилизации. В античной мифологии имеются два божества устного слова - Аполлон, бог поэтов, и Гермес Логий («Словесный»), бог ораторов. Именно Гермес изобрел лиру, которую он подарил Аполлону, что свидетельствует о более раннем происхождении ораторского искусства по сравнению с искусством поэтическим. Гермес (в римской мифологии ему соответствует Меркурий) - покровитель торговли и красноречия. «…римлянин Гораций назовет два дара, с помощью которых Гермес, этот «красноречивый внук Атланта» и «отец округленной лиры», цивилизовал дикие нравы первобытных людей: дар культивируемого голоса и дар «чинной палестры». Дары эллинских богов - вокально-ораторская культура и физическая культура, хорошая постановка голоса и хорошая тренировка мышц - это главные символы классической «калокагатии». Стоит подчеркнуть, что Гермес в мифах выполняет функцию посредника между богами и людьми, между миром жизни и миром смерти, и в этом проявляется представление об основополагающей для человеческой цивилизации роли слова. Кроме того, известна одна из харит богиня Пейто («убеждение»), в образе которой воплотилось представление о магическом характере словесного искусства.

Культ устного слова отразился и в речах гомеровских героев. Это было связано с публичным характером жизни древних греков. И все же как расцвет ораторского искусства, так и рождение риторики было обусловлено прежде всего мощной общественной потребностью.

Как справедливо подчеркивает В.И. Исаева, «риторика неотделима от типа организации древнегреческого общества, особенностей его управления. Не случайно феномен политического красноречия практически отсутствовал в древневосточных деспотиях, где государственный строй исключал свободное состязание мнений».

Бурное развитие судебного красноречия стимулировалось своеобразным характером древнегреческого судопроизводства, в котором отсутствовали процедуры судебного следствия, разбирательства, а также такие привычные для нас фигуры судебного процесса, как обвинитель, защитник. Исход тяжбы между истцом и ответчиком определялся решением нескольких сот судей, чье мнение полностью зависело от убедительности и красноречия соперников. В этой ситуации многократно возрастала цена человеческого слова, приемы же ораторского искусства, обеспечивающие превосходство одной из сторон, становились предметом пристального внимания и изучения.

Позднее возникло торжественное красноречие, которое также получило широкое развитие именно благодаря публичному характеру жизни древних греков: пышные чествования наиболее отважных воинов, знаменитых спортсменов, прославленных актеров были непременным атрибутом античной культуры.

Разносторонняя общественная потребность в результативном словесном высказывании подкреплялась и культурологическим фактором - принципом состязательности, присущим греческой культуре. Для древних греков было характерно стремление привнести дух борьбы, соревнования, игры во все сферы жизни и быта; нацеленность на победу, на совершенство и совершенствование - важнейшее слагаемое личности. По словам Аристотеля, «соревнование «как ревностное желание сравняться» есть нечто хорошее и бывает у людей хороших. … Такими бывают люди молодые и люди, обладающие величием души, а также люди, владеющие такими благами, которые достойны мужей, пользующихся уважением; к числу этих благ принадлежит богатство, обилие друзей, власть и другие тому подобные блага… Если чувство соревнования проявляется по отношению к благам, пользующимся уважением, то сюда необходимо нужно относить добродетели и все то, с помощью чего можно приносить пользу и оказывать благодеяния другим людям…». Состязания, в которых мог проявить себя человек агонистичный, присущи греческому спорту, театру, они породили форму публичных философских прений. «Все, что только можно было, пронизывает дух агонистики: все полно состязания, от самого низменного и шутливого состязания в скорости выпивания кружки до самого серьезного и возвышенного состязания в красоте созданных поэм и рожденных детей».

Таким образом, развитая общественная потребность, а также фундаментальные особенности греческой культуры и греческого менталитета предопределили появление риторики - науки о правилах ораторского искусства. В ситуации, когда зачастую только сила и убедительность красноречия предопределяли исход дела и соответственно судьбу человека, а иногда и целого народа, возникает стремление выявить секреты, обеспечивающие действенность человеческого слова.

Именно в этой ситуации культурного «взрыва», порожденного совокупностью общественно-исторических, философских и культурных причин, в V веке до н.э. в Греции возникают первые риторики.

2. Риторика софистов

 

«Естественный разрыв между малым числом тех, кто от природы одарен даром слова, и потребностью общества в лицах, умеющих говорить перед толпой, восполнялся в классической Греции двумя путями: обучением ораторскому мастерству и сочинением речей для клиентов, которые заучивали купленную речь и произносили ее перед судом от своего имени. В том и другом случае ораторское выступление из импровизации превращалось в работу, подчиненную определенным нормам и правилам».

Согласно Аристотелю, первым изобрел риторику Эмпедокл из Акраганта в Сицилии, крупный философ VI-V вв. до н.э., который был учителем Горгия. Первыми риторами считаются полумифические Корак(с) и Тисий, имена которых известны благодаря Платону и Аристотелю. Жители Сиракуз, учитель и ученик, они открыли первые риторические школы и составили первые руководства по написанию судебных речей. Учебник Корака стал известным во всей Греции. Впоследствии Тисий переселился в Афины, где стал преподавать красноречие. Сюда же последовал и Горгий из Леонтин.

То обстоятельство, что риторика возникла именно в Сицилии, по мнению С.Меликовой-Толстой, объясняется соседством философской школы элеатов: «Элеаты, поставившие на место знания о мире мнение (докса) и разорвавшие казавшуюся до тех пор естественной, самой природой установленной связь между словом и вещью, сделав вместо этого слово лишь условным обозначением вещи, произвели тот идеологический переворот, в котором и надо искать мировоззренческий корень риторики».

В это время в Греции складывается новая система образования и воспитания гражданина полиса. Ее стали осуществлять софисты, странствующие учителя философии и красноречия. Слово «софист» первоначально означало «способный стать мастером», «мастер», затем «учитель мудрости», потому что софисты брались каждого научить секретам ораторского мастерства. Так, в V-IV вв. до н.э. складывается софистика - духовно-воспитательное и философское учение, основанное на принципах субъективизма («Человек есть мера всех вещей, существующих - в том, что они существуют, несуществующих - в том, что они не существуют»), отрицания закономерности во всем («Что каждому кажется, то для него и есть действительность») и релятивизма («О всяком деле может быть высказано два совершенно противоположных мнения»). Софисты в принципе отрицали возможность истинного знания, утверждая, что существуют только мнения - различные, взаимоисключающие, множественные. Основополагающие принципы софистики были сформулированы выдающимся философом Протагором (481-411 до н.э.).

Гуманистический смысл этой философии бесспорен: софисты в центр мира поставили человека познающего и сомневающегося, выступив против авторитетного мифологического сознания, основывавшегося на признании незыблемости традиционных постулатов. В противовес ему софисты выдвинули требование доказывать все.

Бесспорна и демократичность софистики: «Демократическим было, прежде всего, само предложение научить любого желающего всем доступным знаниям и этим сделать его совершенным человеком… Демократический образ мыслей лежал и в основе тех представлений о знании, с которыми выступали софисты: в основе учения об относительности истины. Как в свободном государстве всякий человек имеет право судить о государственных делах и требовать, чтобы с ним считались, так и о любом предмете всякий человек вправе иметь свое мнение, и оно имеет столько же прав на существование, как и любое другое».

Распространившееся позднее мнение о софисте как о ловком обманщике и о софистике как о системе приемов ложного убеждения и ложного красноречия справедливо лишь отчасти. Действительно, софисты в своей ораторской практике довели до предела основные постулаты философии Протагора, однако даже в их крайностях содержались идеи, которые стимулировали впоследствии развитие философии и риторики.

В самом деле, если справедливо то, что может быть доказана любая мысль, независимо от ее объективного смысла, возникает вопрос о приемах такого доказательства и соответственно интерес к проблемам риторики. Софисты признавали огромное значение слову, которое в их интерпретации сродни колдовству, магии, чарованию. «Чарование духа и обман мысли» видел в слове Горгий. Фрасимах же сравнивал искусство слова с волшебным заговором.

Такая оценка возможностей человеческого слова основывалась на наблюдениях софистов над психологией толпы (аудитории), которая поддается манипулированию и легко меняет свои мнения. Для софистов характерен интерес к адресату ораторского искусства и к акту восприятия.

Основным теоретиком риторики среди софистов был Горгий, который создал иллюзионистскую теорию искусства, в том числе и искусства красноречия. Риторика в таком понимании сродни словесной игре и потому это удобный инструмент гражданского управления, точнее - манипулирования: «искусство убеждать [людей] много выше всех искусств, т.к. оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Именно софисты выделили в природе человека два начала: с одной стороны, природное - постоянное, неизменное, с другой стороны - привнесенное обычаями, привычками, являющее собой изменчивую условность и подверженное воздействию извне. Горгий утверждал, что человеческое знание по своей сути является ложным, неполным и условным «мнением», а не истиной.

В своем упоении возможностями человеческого слова как инструмента управления софисты часто не замечали морально-этических проблем, неизбежно возникающих в коммуникативной ситуации.

Тем не менее, именно деятельность софистов впервые заострила проблему этических основ риторики как проблему морального облика оратора, единства его убеждений и высказываний, а также нравственности целевых установок. Уже Платон устами Сократа обвинит оратора-софиста в угодничестве перед демосом, толпой: Горгий из своих прагматических побуждений остается в пределах практической морали, которую исповедует аудитория с ее зачастую низменными представлениями о мире.

Этической проблематикой чревата и разработанная софистами теория спора - эристика. Софистика - крайнее выражение эристики - предлагает обманные методы ведения спора. Система логических уловок-софизмов обогатила теорию аргументации методами неправильного ведения спора, основанными на логических уловках, на дискредитации общепринятых норм морали.

Софисты сформулировали такое основополагающее требование к речи, как требование цельности и законченности высказывания: речь должна иметь четко очерченные начало и конец (вступление и заключение), главную часть, которая включает в себя два раздела - повествование о событиях и спор.

Софисты выдвинули и принцип построения ораторского произведения - «препон» («должное», «подобающее»), согласно которому оратор должен заботиться об уместности своего высказывания, о соответствии стиля и содержания речи ситуации и ожиданиям аудитории.

Именно софисты попытались сформулировать основные приемы словесной выразительности. Большое внимание они уделяли звуковой стороне речи, выразительным возможностям языка. Горгий впервые ввел в ораторскую прозу поэтические средства, использовав в своих выступлениях аллитерации, ассонансы, звуковые повторы, такие поэтические фигуры, как антитеза, оксюморон и аналогия. Излюбленными приемами Горгия-оратора были антитеза, исоколон (параллелизм, симметрия слогов) и гомойотелевтон (созвучие окончаний), которые придавали предельную четкость и ясность его публичным выступлениям и вошли в историю как «горгиевы» («горгианские») фигуры. Фрасимах, первый теоретик речевого ритма, впервые осознал художественные функции периодической речи, которая придавала фразе особый колорит выстроенности, искусственности, благодаря чему ораторская проза приобретала литературный характер, занимая промежуточное положение между поэзией и обиходной речью. Можно сказать, что, увлеченные колдовской магией звучащего слова, софисты открыли неиссякаемый источник ораторского воздействия внутри самого языка, в самих словесных приемах. Новаторские открытия Горгия использовались не только в ораторской и художественной прозе, но и в поэзии; ораторская проза благодаря ему приобрела статус произведения искусства.

Информация о работе Риторика античности