Риторика античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:19, реферат

Краткое описание

Слово риторика первоначально означало ораторское искусство. Многие греческие города-государства, как Афины, управлялись демократически. Политические и судебные решения принимались голосованием на сходке, результаты которого определялись убедительностью публичных речей и впечатлением, которое оратор производил на собравшихся граждан. Убедительность речи зависела от ее логоса - силы доводов, приводившихся оратором, этоса - уместности речи, ее соответствия общепринятым обычаям и взглядам и филокалии (букв. благолепия - красоты) оратора и его речи, пафоса - эмоций (гнева, сострадания, мужества, милосердия и др.), возбуждаемых в публике словесным искусством оратора. В этих условиях в V-IV веках до Р.Х. сложилась профессия софистов - «знатоков, мастеров», платных учителей философии и ораторского искусства, которые обучали молодых людей технике аргументации и приемам воздействия словом.

Вложенные файлы: 1 файл

Риторика античности.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Функционально обусловлена и предлагаемая Аристотелем структура ораторской речи, в которой теоретик, помимо предисловия и заключения, выделяет обвинение, рассказ и доказательство, и определяет функции каждой части высказывания.

Подводя итог, можно сказать, что риторика Аристотеля - искусство убеждения. Риторическое учение Аристотеля - явление классической эстетики, подчиняющееся принципам меры, ясности, целесообразности. Вместе с тем Аристотель вошел в историю как парадигматическая фигура всей европейской цивилизации, поскольку в его философии, во-первых, концептуализирована взаимосвязь знания, политики, языка и общества, во-вторых, продемонстрирован тот тип рационалистической ментальности, которая и сегодня характеризует западный мир.

 

. Римская риторика

 

Центром развития теории и практики ораторского искусства становится Рим. Особенности ментальности римлян: практицизм, рассудочность, культ индивидуализма - обусловили их более прагматичное отношение к красноречию, которое было призвано обслуживать прежде всего политическую деятельность, и поэтому характерный для греческой цивилизации культ слова не свойствен цивилизации римской.

Взлет красноречия связан с историей республиканского Рима, когда бурная политическая жизнь, включавшая в себя всенародное обсуждение государственных законов, прения в сенате, выдвинула таких известных ораторов, как Гай Гракх, Луций Лициний Красс, Марк Антоний, Марк Порций Катон. Именно политическое красноречие наиболее интенсивно развивается в Риме, причем установка на политическую действенность определила характерные особенности раннего римского ораторского искусства - лаконичность (ср. афоризм Катона Старшего «Придерживайся сути дела - слова найдутся»), пристрастие к инвективам, афористичность и остроумие.

Однако достаточно быстро в римском красноречии возникает тенденция к пышному азианскому стилю. Как результат - появляются первые риторические школы, которые поначалу осваивают уроки греческого красноречия и пытаются создать собственные учебники риторики на латинском языке. Так, между 86 и 82 гг. до н.э. в Риме появилась анонимная «Риторика к Гереннию» - системное изложение эллинистических руководств, но с примерами из речей ранних римских ораторов. Попытки властей противостоять распространению риторического знания (в 92 г. до н.э. был издан указ о закрытии риторических школ) были безуспешны: в обстановке начинающихся гражданских войн, когда повышается ценность ораторского искусства, когда «стало ясно, насколько средний оратор, владеющий риторической техникой, выше среднего оратора, не владеющего таковой, … когда стало возможным учиться тайнам красноречия, а не только перенимать их у отцов, ораторы из «новых людей», стремящихся к власти, оказались в равном и даже превосходящем положении по сравнению со своими противниками - родовитыми ораторами-сенаторами». Риторика в Риме утверждает свои права, равно как и красноречие, влияние которого распространяется и на зарождающуюся римскую прозу, и на историографию, и на публицистику (публицистические трактаты пишутся в форме речей). Как и в Греции, в Риме обозначилось противостояние между азианством и аттицизмом. В борьбе этих тенденций развивается история собственно римского красноречия и риторики.

Специфика римской ментальности и особенности римской истории объясняют характер искусства и науки красноречия у римлян - стремление к пышности, подражательность и отсутствие новых идей. «Их можно считать скорее эрудитами, нежели творцами. Они стремились больше к передаче взглядов греческих теоретиков, чем к их развитию».

 

. Итоги развития  античной риторики

 

Краткий очерк почти тысячелетней истории развития античной риторики и ораторского искусства позволяет сделать следующие выводы:

. Риторика возникает в  ответ на общественную потребность; основные тенденции развития  риторического знания соответствуют  глубинным политическим и мировоззренческим  процессам.

. Самые яркие эпизоды  развития и риторики, и ораторского  искусства демонстрируют единство  мысли и выражения, убеждающей  интенции и нравственной позиции  оратора как необходимое условие  такого взлета.

. Исторический экскурс  показывает, что в развитии риторического  знания действовали две разнонаправленные  тенденции: с одной стороны - стремление  создать в рамках триады оратор - речь - аудитория систему функционального  взаимодействия, основанного на  прочных философских и нравственных  основаниях; с другой стороны - превратить  риторику в служанку политики. Способность риторики соответствовать  противоположным ожиданиям пользователя  обеспечена, как представляется, и  диалогической сущностью языка, и сложностью, многосторонностью  механизмов человеческой коммуникации. Трагедия неразрешимости и в  то же время великолепие прозрений  античных теоретиков риторики  заключается в том, что они  попытались определить все возможные  регуляторы, обеспечивающие эффективность  речевого взаимодействия. Не их  вина, что эти механизмы не  всегда были востребованы и  не всегда срабатывали в реальной  ораторской практике.

 
 

Заключение

 

«Античную риторику в ее концептуальной завершенности следует рассматривать как неотъемлемую часть целостного античного миропонимания», - пишет А.К. Авеличев. Следование «пространственно-временным принципам гармонии и соразмерности» позволяло на всех уровнях высказывания воспроизвести совершенство Космоса; соответственно сама риторика создавалась как воображаемый микрокосм, как модель и вторичная семиотическая система, во всех своих конструктивных особенностях воспроизводящая и описывающая античное миропонимание.

И не только античное. Долгая жизнь риторики на протяжении столетий и возрождение в новом качестве в ХХ веке оказались возможны потому, что риторика - при всех своих противоречиях - способна быть автоописанием и алгоритмом культуры, причем культуры не только словесной.

Сами противоречия риторики, с одной стороны, стимулировали ее развитие, с другой - обеспечивали ее универсальность в обслуживании различных уровней культуры и функцию как «оси преемственности».

Возможности риторики очень велики, главным образом благодаря заложенному в ней исключительно верному пониманию механизмов человеческой коммуникации. Пожалуй, в истории культуры не было другой такой теории, которая, сложившись однажды в концептуальном ядре, сохранила в последующем развитии актуальность своих основополагающих идей и подходов. Идея диалога, речевого взаимодействия и влияния посредством слова и есть та идея, которая представляет несомненный интерес для философии и культуры ХХI века.

Но в античной риторике - наряду с разработкой принципов эффективности коммуникации - присутствовали идеи, предвосхищавшие и идеи современной лингвистики текста, в частности - представления о средствах достижения связности текста. В качестве таких способов (средств) могут выступать периодическое построение фразы, а также группа фигур повторения, которые несомненно являются языковым механизмом создания связности текста.

Перспективной является и идея, положенная в основу раздела о расположении, - идея алгоритмизации творческого процесса изобретения речи. Основные композиционные части ораторской речи выделяются по функции, выполняемой ими в рамках речи, что дает возможность представить результат процесса речепорождения не как бесконечное множество текстов, а как обозримый набор блоков, использование которых позволяет продуцировать любой текст.

Эвристическая ценность идей античных риторов обусловлена не только их интуицией и высоким уровнем рефлексии по отношению к целям и результатам своей речемыслительной деятельности, хотя и это имеет место, но прежде всего комплексным характером этой рефлексии - умением видеть и анализировать исключительно сложный объект, каковым является человеческая речь, во всем его системном многообразии и единстве. И в этом отношении античная риторика тоже предлагает эталонный образец, утраченный современной филологией, шире - гуманитарной наукой, которая ориентируется на спецификацию исследования, но остро осознает необходимость его интеграции. Именно это и делает риторику метатекстом современной гуманитарной культуры.

 


Информация о работе Риторика античности