Ролевая структура малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть структуру малой группы и выявить особенности ролевых и коммуникативных взаимодействий внутри неё.
Задачи работы:
- дать определение малой группы и выявить её границы
- рассмотреть структуру малой группы
- проанализировать особенности коммуникативной и ролевой структуры малой группы
- рассмотреть вопрос ролевых отношений и выявить пути решения ролевых проблем
- более подробно рассмотреть вопрос лидерства в малых группах.

Содержание

Введение ………………………………………………………… 3
Определение малой группы и ее границы……………………. 5
Структура малой группы……………………………………… 9
Коммуникативная и ролевая структура малой группы……… 14
Ролевые отношения……………………………………………. 19
Лидерство в малых группах…………………………………… 23
6.1 Стили лидерства…………………………………………………... 26
Заключение……………………………………………………… 30
Библиография………………………………………………….. 32
Приложения…………………………………………………… 33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Социальная психология- ролевая структура малой группы.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

  1. Введение …………………………………………………………    3              
  2. Определение малой группы и ее границы…………………….    5
  3. Структура малой группы………………………………………    9
  4. Коммуникативная и ролевая структура малой группы………   14
  5. Ролевые отношения…………………………………………….    19
  6. Лидерство в малых группах……………………………………   23

6.1 Стили лидерства…………………………………………………...   26

  1. Заключение………………………………………………………   30
  2. Библиография…………………………………………………..    32
  3. Приложения……………………………………………………      33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

 

Актуальность  темы исследования заключается в том, что вопрос изучения малых групп тесно связан с жизнью каждого человека, его взаимодействием с окружающими.  Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.

Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество, его экономика создают для  себя те ячейки, в которых формируются  начальные ценности – экономические и социальные – и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.

В социальной психологии малые группы, в которых живут  и работают люди, являются распространенным предметом исследования. Социальная психология тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования и развития групповых процессов, протекающих в общностях людей.

Важное место  в рассмотрении вопроса малых  групп играет распределение ролей  внутри них. Групповые роли представляют собой типичные способы поведения, предписываемые, ожидаемые и реализуемые участниками группового процесса.

Цель данной работы – рассмотреть структуру  малой группы и выявить особенности  ролевых и коммуникативных взаимодействий внутри неё.

Задачи работы:

-  дать определение  малой группы и  выявить  её границы

- рассмотреть  структуру малой группы

- проанализировать  особенности коммуникативной и  ролевой структуры малой группы

- рассмотреть  вопрос ролевых отношений и  выявить пути решения ролевых  проблем

-  более подробно  рассмотреть вопрос лидерства  в малых группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Определение малой группы и ее границы

Существует  довольно определений малой группы. Воспользуемся определением из психологического словаря: "Малая группа – относительно немногочисленная общность людей, находящихся  между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии" [1]

Б.Д. Парыгин  определяет группу как немногочисленную общность людей, которые находятся  друг с другом в самом непосредственном (лицом к лицу) психологическом  контакте [2]

Крысько представляет следующее определение малой группой: "Малая группа – это небольшая по составу общность, члены которой объединены общей целью деятельности и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения группы, как целого". [3]

Итак, ключевые признаки малой группы – ее немногочисленность и контактность.

Количественные  признаки малой группы - ее нижние и  верхние границы определяются качественными  признаками малой группы, основными  из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу  размеров малой группы большинство  специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек  — диаде—  групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7±2 за верхний предел малой группы. Однако впоследствии появились исследования, которые показали, что если число 7±2 справедливо при характеристике объема оперативной памяти (что тоже, впрочем спорно), то оно является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7±2 членов), они оказались не подтвержденными экспериментально.[4]

  В современных  исследованиях управления считают  оптимальным состав группы из 5 – 9, но не более 12 человек. Достаточно часто признается верхним пределом группы 12-14 человек .

 В меньших  по размеру группах скорее  возникает феномен социального пресыщения. Группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Так или иначе малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. В пользу диады высказывается до сих большое направление исследований, именуемое теорией «диадического взаимодействия». В нем выбор диады как модели малой группы имеет и более принципиальное значение. Применение аппарата математической теории позволяет на диаде проигрывать многочисленные ситуации взаимодействия. И хотя сами по себе предложенные решения представляют интерес, их ограниченность состоит именно в том, что группа отождествляется с диадой, и допустимое в случае построения модели упрощение оказывается упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Естественно, что такой методологический принцип, когда диада, причем лабораторная, объявлена единственным прообразом малой труппы, нельзя считать корректным.

Поэтому в литературе иногда высказываются  мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Так, в одном из европейских учебников по социальной психологии введена глава с названием «Диада или малая группа?», где авторы настаивают на том, что диада — это еще не группа. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.

Можно предложить решение вопроса о «нижнем» и «верхнем» пределах малой группы на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» или «нижний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять за «рамки» исследуемой группы.

 Это специфическое решение проблемы, но оно не только допустимо, но и наиболее обосновано. Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности. [5]

Таким образом, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. В современных исследованиях управления считают оптимальным состав группы из 5 – 9, но не более 12 человек. Достаточно часто признается верхним пределом группы 12-14 человек. Но численные пределы малой группы могут варьироваться в зависимости от выполнения конкретной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Структура малой группы

Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.

При исследовании формальных групп и организаций  принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы — это совокупность связей и отношении между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура — это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

Деление малых  групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо (1880 – 1949) при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличаеися тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В соответствии с этим также строго в формальной группе распределены и роли всех членов группы, система подчинения руководству. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Внутри  формальных групп Э. Мэйо обнаружил  еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет.Обнаружение наличия двух структур в малых группах имело очень большое значение. Оно было уже подчеркнуто в исследованиях Мэйо, и из них впоследствии были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность использовать неформальную структуру отношений в интересах организации. В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой.

Еще одним основанием для классификации малых групп  является понятие о «первичных»  и «вторичных» группах. Впервые  деление малых групп на первичные  и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули (1864 – 1929). Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются непосредственные взаимоотношения, в которых существенная роль принадлежит их индивидуальным особенностям. Вторичная образуется из людей, между которыми непосредственные эмоционально окрашенные связи относительно редки, а взаимодействие обусловлено стремлением к достижению общих целей . Во вторичной группе роли четко определены, но ее члены не редко мало знают друг о друге, между ними редко устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для малых первичных групп. Так, в образовательном учреждении распространенные первичные группы – учебные группы студентов и коллективы кафедр, а общей вторичной группой выступает весь коллектив образовательного учреждения. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Информация о работе Ролевая структура малой группы