Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть структуру малой группы и выявить особенности ролевых и коммуникативных взаимодействий внутри неё.
Задачи работы:
- дать определение малой группы и выявить её границы
- рассмотреть структуру малой группы
- проанализировать особенности коммуникативной и ролевой структуры малой группы
- рассмотреть вопрос ролевых отношений и выявить пути решения ролевых проблем
- более подробно рассмотреть вопрос лидерства в малых группах.
Введение ………………………………………………………… 3
Определение малой группы и ее границы……………………. 5
Структура малой группы……………………………………… 9
Коммуникативная и ролевая структура малой группы……… 14
Ролевые отношения……………………………………………. 19
Лидерство в малых группах…………………………………… 23
6.1 Стили лидерства…………………………………………………... 26
Заключение……………………………………………………… 30
Библиография………………………………………………….. 32
Приложения…………………………………………………… 33
Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на "официальных" и "неофициальных" лидеров, когда под "официальным" лидером понимается как раз руководитель. К сожалению, такая идея имеет некоторое распространение, и подчас проводятся исследования, имеющие целью выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель (или, в предлагаемой терминологии, "неофициальный" и "официальный" лидеры). При обнаружении несоответствия дается рекомендация – заменить руководителя и назначить им того человека, который (часто по социометрической методике) оказался лидером. Осуществление подобных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя. [12]
Следует отметить, что в реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера. Роль лидера имеет крайне важное значение, поскольку правильные действия лидера способны повысить эффективность управления в различных сферах общественной жизни.
В данной работе были рассмотрены все поставленные задачи и выполнены все цели. Можно сделать ряд выводов относительно определения малой группы и её структуры.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. В современных исследованиях управления считают оптимальным состав группы из 5 – 9, но не более 12 человек. Достаточно часто признается верхним пределом группы 12-14 человек. Но численные пределы малой группы могут варьироваться в зависимости от выполнения конкретной деятельности. Ключевые признаки малой группы – ее немногочисленность и контактность.
Что касается структуры малой группы, то она складывается на основе связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью и общением. Наличие функциональной структуры необходимо для наиболее эффективного достижения поставленных целей. Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Допустимы самые различные основания для классификации малых групп, но в настоящее время наиболее распространенными являются: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы».
Также композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) — обязательные параметры описания группы в социальной психологии. Можно сказать, что ролевая структура малой группы отражает типичные способы поведения, предписываемые, ожидаемые и реализуемые участниками группового процесса.
Распределение ролей внутри определенной малой группы влияет не только на взаимоотношения членов этой группы, но и на продуктивность всех выполняемых действий внутри неё. Понимание ролей дает возможность узнать о том, как люди осознают, что они должны делать в каком-то конкретном положении. Роли помогают понять процессы взаимоотношений и взаимодействия, происходящие в организации. Рабочие роли неличностны, они прилагаются к каждому, кто занимает конкретное положение. Они имеют отношение к поведению, связанному с выполнением задания. Рабочие роли может быть очень трудно совместить друг с другом из-за проблем в определении того, кто определяет, что от кого ожидается. Среди ролевых проблем можно выделить ролевой конфликт, ролевую неопределенность и ролевую перезагрузку.
Рассмотрев вопрос лидерства в малой группе, можно говорить о том, чтолидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов. Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
Библиография:
5. Позняков В. П. Психологии малых групп // Современная психология; Справочное руководство / Отв. рея. В.Н.Дружинин. М., 1999
6. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1997
7. Якоб Леви Морено Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе.- Академический проект, 2004
8. Кричевский А.Д. Психология малых групп. – М., 1997
9. Социальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведения / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2000
10. Социальная психология: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф.А.М. Столяренко. – ЮНИТИ – ДАНА, 2001
11. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1997
12.Социальная психология под ред. А.Л.Журавлева М.,2004
13 К.Левин Динамическая психология. М.: Смысл, 2001
14.Fiedler F.E. Contingency model of leadership effectiveness. In: Advances in experimental social psychology. New York, 1964
15. French J.R.P. Jr., and Raven B.H. (1959). The bases of social power. In D.Cartwright, ed., Studies in social power. Ann Arbor: Institute for Social Research, Univ. of Michigan
16.Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 2003
Приложения
Приложение 1
Типы коммуникативных структур малых групп
Приложение 2
Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки (Адаптировано из Benne and Sheets, 1948, из книги Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб : Питер, 1997).
Решение задач |
Оказание поддержки |
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач. |
Вдохновитель Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений.
|
Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы. |
Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию. |
Координатор Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы. |
Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию. |
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса. |
Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения. |
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи. |
Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов. |
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного. |
Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений. |