Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 14:15, курсовая работа
Цель данной работы – выработать концептуальное теоретическое понимание роли авторитета власти в деятельности молодежных организаций.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления молодежных организаций.
2. Дать четкое понятие и характеристику молодежных организаций.
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что молодежные организации становятся все более значимым фактором политической жизни во всех государствах мира. Часто молодежные организации оказываются задействованными в антигосударственных, деструктивных и экстремистских политических действиях. Неумение понимать глубину важности молодежи как фактора политики, неумение правильно выстраивать государственную политику относительно молодежных движений и организации может привести и часто приводит к усугублению различных государственных и политических кризисов, неизбежных для любой страны.
Если говорить о ситуации в России, то она достаточно специфична. При максимальной, для сохранения демократии умеренности действий оппозиционных партий и иных политических акторов, ситуация с молодежными организациями относительно власти, складывается достаточно оригинально. С одной стороны, все имеющие отношение к политике молодежные организации относительно тесно связаны с органами власти и в институциональном поле не существует причин для опасений относительно возможности молодежных организаций участвовать в политической жизни путем экстремальных политических действий. С другой стороны, слабо развитая институциональная сфера политической деятельности порождает отток немалой части активной молодежи из институциональной политики и обескровливание многих связанных с политической сферой и усиление потенциального веса неформальных молодежных организаций, которые уходят из-под прямого контроля государства над их деятельностью и попадают в опасное пограничное положение, сближающее эти молодежные движения и организации с возможностью политически экстремальной деятельности.1
В силу вышесказанного, представляется крайне важным изучение молодежных организаций, как фактора политической действительности, а также рассмотрения ситуации с молодежными организациями в Кемеровской области.
Очевидной проблемой данной курсовой работы является важность роли молодежных организаций в политической сфере жизни общества. Сегодняшний политический контекст российской и мировой реальности заставляет усиливать внимание к молодежному фактору в политической жизни. Проблемой также является несовершенная база изучения и недостаточное понимание влияния авторитета власти на деятельность молодежных организаций и на процесс их происхождения.
Объектом курсовой работы являются молодежные организации как фактор политической жизни общества.
Предмет – авторитет власти в молодежных организациях.
Цель данной работы – выработать концептуальное теоретическое понимание роли авторитета власти в деятельности молодежных организаций.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю
становления молодежных
2. Дать четкое понятие и характеристику молодежных организаций.
3. Выявить роль
авторитета власти в
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I Молодежные организации: сущность и история становления
1.1 Молодежные организации: история становления
«Молодежь − социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» 3.
На ранней стадии человечества сложно было рассуждать не только о молодежных организациях, но и о самом понятии «молодежь». Даже не потому, что продолжительность жизни в первобытном обществе составляла всего 19−21 год, а в Древнем Риме – 27 лет. Ведь в тех же древних рабовладельческих государствах, возраст полноправного вступления во взрослое общество составлял около 25−30 лет, то есть совпадал с современными представлениями о молодежном возрасте. Но на примитивном этапе развития характер труда не требовал специального и длительного обучения. Младшие овладевали трудовыми навыками непосредственно в ходе труда, учась у старших, путем перенимания их опыта и навыков. По мере улучшения социальных и материальных условий увеличивалась продолжительность жизни людей. Труд стал требовать определенной, весьма высокой умственной и физической зрелости, специальных профессиональных знаний и навыков, которыми по многим причинам стало невозможно овладеть непосредственно в процессе производства. Необходимо стало обучение, которое стало занимать длительный и все увеличивающийся отрезок времени в жизни каждого человека. Между детством и зрелостью возник и начал увеличиваться довольно значительный возрастной промежуток, именуемый молодостью, молодежным возрастом4.
Такое понятие о молодежи, может наблюдаться уже по отношению к первобытному обществу, где существовал определенный период между прохождением обряда инициации и вступлением в брак, период изучения обрядов и обычаев племени, приобретения необходимых навыков и умений, существования в замкнутом кругу себе подобных. В Спарте, после интенсивного и сурового воспитания в условиях постоянной боевой готовности от 7 до 21 года, молодой человек имел право жить семейной жизнью, участвовать в военно-лагерной жизни общины, в праздниках и совместных трапезах мужчин, даже иногда высказывать на них свои мысли; но только в тридцать лет заканчивался период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.
«Молодежь – это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность», − полагал К.Мангейм. Он выделял два типа общества в зависимости от того, в какой степени данные общества опираются на молодежь: статичные и динамические5. Статичные общества опираются на опыт старших поколений, а динамические стараются достичь нового и совершенного, развивают свои жизненные навыки, нарушив установленный ход социального развития.
В средневековом обществе с корпоративной структурой молодежью можно назвать учеников и подмастерьев, которые в состоянии были обучаться производству (да и участвовали в нем, выполняя часто не меньшую долю обязанностей), но не имели еще права вступить в цех или в корпорацию как зрелые члены общества. Однако о молодежных организациях даже на этом этапе говорить не приходится. Молодость в таких обществах – прежде всего возраст зависимости и подчиненности, и его следовало как можно скорее преодолеть, чтобы занять полноправное место среди взрослых. При этом молодежь рассматривалась теми как конкурирующая или неуправляемая сила, которую надо до поры до времени подчинять, подавлять и обезвреживать. Так, Устав о подмастерьях города Страсбурга 1465 года первым пунктом предписывал запрещение всяких соглашений и всяких союзов подмастерьев. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (четыре недели тюрьмы) оставаться на улице после девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени)6.
Исключением можно назвать корпорации студентов в университетах, которые были организациями молодежи изначально − по своему возрастному составу. В остальном это были такие же профессиональные корпорации, какими были корпорации сапожников или же магистров-преподавателей. Они создавались в порядке самоорганизации и в целях защиты собственных интересов, будь то вопросы арендной платы, организация похорон умерших сокурсников или взаимная оборона от грабежей и насилия. Так, в Европе первым университетом стала Болонская школа права, получившая в 1158 г. соответствующую грамоту («Authentica Habita») от Фридриха I Барбароссы.7 В корпоративном университетском сообществе образовательная задача по сути совпала с самой идеей университета, т. е. университет – это место, где основной задачей является отнюдь не производство знаний, а воспроизводство «образованных людей» – интеллектуалов всех профессий и – уже к концу XV века – интеллектуалов «по профессии».8 Таким образом, корпорации студентов изначально были связаны с задачей реализации права на получение образования.
Общее состояние дел в Америке, Европе и России было несколько схожим, существовали крайне значимые различия в общей исторической и политической ситуации на середину 19 века, когда стали появляться первые массовые молодежные политические организации.9
Положение Европы состояло в том, что веками существовавшая социальная ситуация постепенно выламывалась из своих исторических шаблонов. Помимо социальных изменений, имели место быть изменения интеллектуальные и идеологические. Все больше людей получало образование, появился институт всеобщих выборов, и вопросы массового волеизъявления становились все более актуальными.
Энергия молодежи как фактора политической действительности, была направлена в грамотное институциональное русло, и эта энергия в результате либо давала мирное и легитимное обновление элит, либо серьезные качественные структурные преобразования европейских обществ, и лишь относительно небольшая часть этой энергии шла в революционную деятельность — но и там она грамотно канализировалась: молодежь ехала сражаться в Италию или Грецию, или, чуть позже, в Сербию, но не уничтожала социальный порядок в своих государствах, государствах «Старой Европы».
США родились как экспериментаторское государство и общество, изначально несословное. Тем не мене, социальные перегородки в американском обществе стояли достаточно крепкие, а культ отцов-основателей США и крепкие модерновые политические традиции привели к настолько крепкой структуре американских политических элит, что даже в 2008 году люди удивлялись факту избрания чернокожего человека на пост президента США10.
Достаточно жесткое структурирование общества и огромный массив социальной энергии, увеличивавшийся с каждым массовым прибытием в страну эмигрантов, рождал серьезные проблемы в политической социализации людей. Однако, эти проблемы сглаживались двумя факторами: во-первых, эмигранты прибывали из своих стран, нередко по политическим соображениям покидая свою родину, воспринимали США как долгожданное и почти утопическое общество свободы, что изначально прививало эмигрантам лояльность к социальному и политическому порядку; во-вторых, стремление эмигрантов обжиться в стране совпадало с объективными и серьезнейшими задачами, стоящими перед американским обществом. Прежде всего, это задача освоения пустующих земель; в-третьих, американское общество столкнулось с серьезнейшей по масштабу задачей развития капитализма, что порождало и необходимость выдержать высокий и напряженный темп индустриализации. В силу важности для американского общества выполнения этих трех задач молодежная энергия не могла выразиться в полноценном структурировании молодежи, и первые молодежные организации появились в первой половине 19 века в американских вузах. Они часто имели дизайн тайных обществ и вели деятельность по выполнению локальных, внутривузовских задач. Серьезный размах молодежное движение в США приобрело только во второй половине 19 века.
Ситуация в России была еще более оригинальной, несмотря на географическую близость к Европе. Здесь существовал монолитный политический режим, стоящий перед объективной исторической необходимостью выстраивать новые рамки общества для перехода в более современный режим существования политического порядка. Однако власть недостаточно ясно понимала важность выполнения этой исторической задачи, и потому социальные изменения здесь шли достаточно медленно. Рост числа образованных людей и отмена крепостного права привели к возникновению новых социальных слоев общества, которые нужно было ввести в легальные рамки существования. Прежде всего это касалось интеллигенции из разночинцев. Не будучи включенными в систему власти, российская интеллигенция стала обретать революционные устремления, что выразилось в массовом процессе создания революционных молодежных организаций как в гимназиях, так и университетах. Однако жесткий контроль государства, прежде всего Министерства просвещения, не давал этим организациям получить достаточное развитие – хоть и не запрещенные прямо, не будучи тайными обществами, они постепенно распадались11.
В настоящее время как формы самоорганизации студентов в учебных заведениях существуют студенческие профсоюзы, советы, ассоциации, движения, научные общества.
Появление молодёжных политических организаций связано как с увеличением возраста социализации молодых людей, так и с расширением политического участия, втягиванием в политическую жизнь всё новых слоёв общества. Молодёжные политические организации – своего рода мост между миром большой ("взрослой") политики и молодежью как специфической социальной группой.
В связи с этим молодежные политические
организации выполняют двоякую функцию:
с одной стороны, они вовлекают молодежь
в сферу политики, предоставляя ей возможность
приобрести необходимые навыки, не вступая
раньше времени в полноценную конкуренцию
со взрослыми; с другой стороны, они обеспечивают
общественно-политические организации
(политические партии, общественно-
В 2005 году, когда в Москве начался большой всплеск молодежной активности. Молодежные политические организации стали расти, развивая свои региональные сети. Более того, они успешно продолжают набирать обороты. В России насчитывается около 15 миллионов избирателей в возрасте от 18 до 28 лет. Вступая в такие организации, люди, настраиваются на несколько задач, главная из них состоит в удовлетворении финансовых потребностей и завязывании нужных знакомств.
Информация о работе Роль авторитета власти в деятельности молодежных организаций