Роль информации в социально-технических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:58, реферат

Краткое описание

Инженерное определение управления следующее: управление - это процесс преобразования информации о состоянии системы в определенные целенаправленные действия, т.е. ответы на вопросы: как? почему? кто? что? когда? где? при каких условиях?, переводящими управляющий объект из исходного в заданное состояние. При этом жизненное пространство каждого человека взаимосвязано (коррелированно) со следующими типами взаимодействий: «человек-природа» (разум охотника); «человек-человек» (разум мыслителя); «человек-техника» (разум строителя).

Вложенные файлы: 1 файл

Роль информации в соц. тех системах.docx

— 48.28 Кб (Скачать файл)

 

Московский Автомобильно-Дорожный Государственный технический университет (МАДИ)

 

 

 

 

Кафедра: Менеджмент

Реферат на тему:

«Роль информации в социально-технических  системах»

    

 

                                                                      

                                                                     Выполнил:  Корецкий К.А.

                                                                            Группа: 3бОД1

               Принял: Покровский  А.К.

 

 

Москва 2013г.

 

 

Инженерное определение управления следующее: управление -

это процесс преобразования информации о состоянии системы в оп-

ределенные целенаправленные действия, т.е. ответы на вопросы:

как? почему? кто? что? когда? где? при  каких условиях?, переводя-

щими управляющий объект из исходного в заданное состояние.

При этом жизненное пространство каждого  человека взаимосвя-

зано (коррелированно) со следующими типами взаимодействий: «че-

ловек-природа» (разум охотника); «человек-человек» (разум мысли-

теля); «человек-техника» (разум строителя). Жизнь по законам здесь 

исходит из утверждения, что подобное рождает подобное, при этом

любой закон должен дать ответы на вопросы: что такое? что делать?

как делать? Причем именно через человека происходит замыкание в

приведенных выше системах в единый непрерывный контур управле-

ния. Поэтому человек является субъектом управления и поэтому от

его успешной деятельности зависит  качество функционирования сис-

тем управления в динамике, которое  представляет собой состояние 

результативной работы, а также  в процессе формирования и осуще-

ствления управляющих решений.

В указанных системах в процессе труда именно субъекту при-

надлежит активная и целеполагающая роль. При этом человек реали-

зует следующие функции: гносеологическую, т.е. теоретико-познава-

тельную; аксеологическую, т.е. оценочную, и мотивационно - регуля-

тивную. И здесь объект дан человеку в ощущениях, являющихся ис-

точником познания. Поэтому только психотехнический (экстатический)

опыт дает человеку целостное знание и об объекте и о себе в его от-

ношении к объекту. Причем существуют три точки, которые отобра-

жают наиболее характерные особенности наблюдаемого объекта.

В подобных искусственных системах хаос есть результат мини-

мальной продуктивности по информации трат интеллектуальной энер-

гии человека. Движение же за гуманизацию труда ставит целью по-

вышение содержательности труда за счет выбора оптимальных точек

во взаимоотношении социальной и технической систем. Так, напри-

мер, общее количество ступеней воздействий  на каждый негативный

фактор надо иметь в пределах семи.

Действие, например, в механизмах взаимодействия систем, есть

мера информации. Причем важную роль играют процессы восприятия 30

и переработки информации, принятия решений в условиях ограничен-

ного лимита времени. Именно поэтому необходимо создание инфор-

мационных систем социальной направленности, т.е. систем взаимо-

действия человека со средой, направленных на благо человека. В

этих системах зависимость времени  восприятия информации обратно 

пропорциональна вероятности сообщения по закону Хика, а люди по

воспроизводимости информации распределяются по нормальному

распределению Пуассона.

Общая цель управления в искусственных  системах раскрывает-

ся в конкретных целях, которые сохраняют все признаки цели и не

превращаются во временные задачи, где управленческое решение 

включает в себя определение  вариантов действий, выбор наилучшего

варианта, формулировку задания, организационно-практическую ра-

боту по реализации этого задания.

Тогда любая проблема в управлении считается структурирован-

ной, если: множество ее возможных  решений конечно и определенно;

решения логически вытекают из модели, соответствующей реальному

объекту; эффективность альтернативных решений может быть изме-

рена количественно.

Хозяйственная деятельность субъектов  и объектов связана с

личностью человека и обусловлена природными факторами. А у вся-

кого человека, способного к свободному передвижению, основная

форма сознания - индивидуальная. Идентичность деятеля и идентич-

ность другой, противоположной стороны отношений, дает первому по-

нимание того, что он должен делать, а также то, что ему противопос-

тавить.3 Идентичность личности устанавливается  интенционально-

стью природы, обеспечивающей непрерывность реальности. Интен-

циональность же природы есть непрерывность единичного в многооб-

разии целостности.

В основе провала или успеха всегда кроется психологическая

ошибка, так как человек действует  в соответствии со своими комплек-

сами, стереотипами, мыслями, воспитанием. И здесь инстинкт, интуи-

ция, общественный интеллект есть знание родовое, общечеловече-

ское, знание вообще в виде стандартов, эталонов и образцов соци-

ально значимой деятельности. Инстинкт проявляется в системе «че-

3 Менегетти, А. Идентичность, общество, действие / А. Менегетти // Вестник академии права и

управления. - 2011. - №23. - С. 174-183.31

ловек-природа», интеллект - в системе «человек-человек», интуиция -

в системе «человек-техника».

Инстинкты включают в себя аффективную (рецептивную); цен-

тральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части [15].

Интеллект в системе «человек-техника» есть поведение, на-

правленное к достижению цели. Причем существует ограничение ин-

теллекта и отсутствие интереса к общественным процессам, выходя-

щего за пределы биологических потребностей и инстинктов.

Интуиция - это способность человека к неосознанному предо-

пределению решений, событий, ситуаций. Представляет собой сущ-

ностное познание, знание специфического действия бытия или су-

ществ, или отношений, или соединений, и означает целостное пости-

жение сущности причины, смысла действия, образа жизни, понимание

в целостном видении ситуации того, как и где нужно воздействовать,

чтобы создать результат, сообразным и функциональным для иден-

тичности.

Интуиция есть развитая способность  к скрупулезному анализу 

имеющихся фактов и выдаче в результате очень точного прогноза

развития ситуации. При этом идентичность является бытием основы

интуиции, безошибочным образом всегда дающей результат, а интуи-

ция, например, через ассоциацию происходит следующим образом:

есть определенная подготовленная база, называемая в дальнейшем

внешнем совпадением, есть необходимость отношения с контекстом,

т.е. соединение образа и информации, а также есть желание и подго-

товка (знание) к этому соединению, через которые происходит и ассо-

циация.

Реальная выгода субъекта предполагает присутствие природно-

го порядка, поэтому всякий сознательно  осуществляемый человеком 

процесс имеет технологию по следующей  вербализованной схеме

действий: конкретная цель, способ ее достижения, критерий оценки

результатов.

Любая деятельность представляет собой  динамический, т.е. ус-

коряющий движение, процесс через необходимость его надежности,

производительности и стабильности в работе. При этом под физио-

логической адаптацией к среде  понимается совокупность физиологи-

ческих реакций, лежащая в основе приспособления организма к из-32

менению окружающих условий и направленная на сохранение отно-

сительного постоянства его внутренней среды. Причем внешние ус-

ловия навязывают ритм функционирования систем, а не наоборот.

Кроме того объект, как эпистема, лежит в основе процесса и пред-

ставляет собой определенную ценность для управления на основе

типичных способов действий и систем поведенческих отношений [16].

Связано это с приобретением  работниками свойств, близких к  объек-

тивно наблюдаемым реакциям системы (организма) на раздражения

внешней среды.

Тогда строгое соблюдение порядка  и правил деятельности оп-

ределяется при принятом решении без отсутствия беспокойства за

результат и стабильность неизбежного  поведения в определенных си-

туациях, что и является устойчивостью функционирования системы.

При этом нормальная загрузка работника  и его необходимая го-

товность к труду обеспечивается при 60% от максимальной загрузки.

Причем не менее 35% из того, что в  человеке называют особенностя-

ми поведения, эмоциями, реакциями - есть результат сформировав-

шихся привычек, на основе реальностей. Известно также, что с наи-

большей точностью целый ряд  операций выполняется тогда, когда  это 

делается автоматически, т.е. когда  внимание работает почти бессоз-

нательно, и чем эффективнее  выполняется действие, тем меньше че-

ловек его осознает. Подобные стереотипы как основа общественных

концепций, различаются на: поведенческие, рабочие, мышление.

Рис. 1.5. Схема системы управления «человек-техника»

Избыточная рефлексия, как и  избыточная информация, в работе

мешают. Процессы в технических  системах подчиняются законам 

F

Объект 

управления

D

D

D

И

И

И

М

Р

х(t)

y(t) V(t)33

природы и они протекают целенаправленно [17]. Так, например, на

автомобильном транспорте исключительное значение приобретает

проблема оптимизации системы  «человек-техника», учитывая, что 

технические средства дают должный  эффект в повышении произво-

дительности, надежности и безопасности лишь при условии, что они

достаточно хорошо «сопряжены»  с управляющим ими человеком.

Уточним наше понимание «система управления «человек-техника»

[18]. На рис. 1.5 приведена схема  этой системы.

Указанная система должна состоять из датчиков (Д), опреде-

ляющих значения параметров текущего состояния объекта управле-

ния, т.е. обеспечивающих получение информации х(t) от объекта.

Второй составляющей является модель объекта (М), с определенной

степенью адекватности отображающая реально существующий объ-

ект управления.

Имея в своем распоряжении данные от датчиков x(t), сведения о

поведении модели М [x(t), уn(t)], где уn(t) - управляющая воздействия,

значения критериев эффективности К, человек как субъект управле-

ния, на основе анализа поведения объекта вырабатывает альтерна-

тивные варианты управляющего решения в блоке принятия решений

Р и по критерию эффективности К выбирает наилучший с точки зре-

ния цели управления. Далее определяются управляющие воздейст-

вия V(t), которые поступают на исполнительные органы И. Процесс

может повторятся неоднократно из-за воздействия изменяющейся

внешней среды F.

Данная система управления работает в реальном масштабе

времени, т.е. решение (управляющее  воздействие) должно выраба-

тываться в тот момент времени, когда изменилось состояние объек-

та, т.е. известна зависимость y(t0, t)=M [x(t0, t); k=k ], где y(t0, t) -

управляющее воздействие, k - принятое значение критерия качества

управления.

На выработку y(t) затрачивается время εр, т.е. время реакции

блока Р1, что приводит к задержке управляющего воздействия ∆у=

=y(t0, t+εр)-y(t0, t). А это приводит к сложности в работе субъекта

управления, т.к. он работает в условиях ограниченного лимита време-

ни на выполнение функций управления, возложенных на него.

Как таковая рассматриваемая система  является замкнутой на

основе обратной связи по изменению  показателей датчиков (Д).34

Все системы управления «человек-техника/машина»  могут быть

как ручными, так и автоматическими. Первое осуществляется, напри-

мер, водителем на основе данных, полученных им непосредственно 

на основе восприятия объекта своими органами чувств, и путем воз-

действия своими органами деятельности на органы управления объ-

екта. Управление ведется на основе модели, возникающей в сознании

человека на основе его наблюдения за объектом, а управляющие 

воздействия вырабатываются человеком  на базе знаний и опыта дея-

тельности в соответствующих ситуациях.

В автоматической системе предусмотрен специальные блок, в

котором на основе информации, поступающей  от датчиков, на базе

заранее заложенной модели поведения  объекта вырабатывается

управляющее решение и на исполнительные органы передаются

управляющие воздействия, оптимальные  по заданному критерию эф-

фективности. Роль человека в этих системах сводиться к контролю за

правильностью функционирования всей системы, а также к измене-

нию значения критерия эффективности.

Между двумя этими системами  располагается АСУ, в которых 

участие человека в контуре управления обязательно. В них часть 

функций управления выполняется аппаратно-программным комплек-

сом, а остальная часть функций  управления - человеком. И здесь со-

стояние объекта отображается в  виде информационной модели на

соответствующих средствах отображения. На основании информаци-

онной модели в сознании человека формируется концептуальная мо-

дель объекта, с помощью которой он оценивает ситуацию, сложив-

шуюся на объекте управления, и на основе знаний и профессиональ-

Информация о работе Роль информации в социально-технических системах