Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:00, контрольная работа
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
1. Макс Вебер, его роль и значение в развитии социологии.....3
2. Социологические концепции М. Вебера...................................5
3. Теория «социального действия» как центральная категория в социологии по
Веберу........................................................................................8
3.1 Социология политической власти с точки зрения Вебера.................14
3.2 Веборовская социология религии............................................................18\
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Социология»
На тему: «Роль и значение М. Вебера в развитии социологии»
1. Макс Вебер, его роль
и значение в развитии
2. Социологические концепции
М. Вебера.....................
3. Теория «социального
действия» как центральная
Веберу........................
..................8
3.1 Социология политической
власти с точки зрения Вебера..
3.2 Веборовская социология
религии.......................
1. Макс Вебер, его роль и значение в развитии социологии
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ,
культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи
социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии:
учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда,
об отчуждении, о профессии как призвании. Он разработал: основы социологии
религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города;
теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп;
основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества
и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.
Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они
огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений
является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель
социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой
реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл
самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический
или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте
реальной жизни.
Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии,
составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад
в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии:
бюрократии, религии, города и труда.
Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе:
«Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и
общество», «Объективность социально – научного и социально – политического
познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О
некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные
социологические понятия».[1]
Развитие социологических представлений об обществе все время шло по
нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к
Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись.
Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую
сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил
методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще
труднее. Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа
доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.[2]
2. Социологические концепции М. Вебера
Неклассический тип научности социологии разработан немецкими
мыслителем М. Вебером (1864 – 1920 годы). В основе этой методологии лежит
представление о принципиальной
противоположности законов
и, следовательно, признание
необходимости существования
знания : наук о природе ( естествознания ) и наук о культуре (
гуманитарного знания ). Социология же, по их мнению, это пограничная наука,
по этому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все
лучшее.[3] У естествознания социология заимствует приверженность к точным
фактам и причинно – следственные объяснения действительности, у
гуманитарных наук - метод
понимания и отнесения к
Такая трактовка
из их понимания предмета социологии. М. Вебер отвергал в качестве
предмета социологического знания такие понятия, как « общество », « народ
», « человечество », « коллективное »,[4] и т.д. они считали, что предметом
исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он
обладает сознанием мотивации своих действий и рациональным поведением. М.
Вебер подчеркивал важность понимания социологов субъективного смысла,
который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению,
наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать
их объяснения на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь
ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей
поступают одинаковым образом, руководствуются аналогичными мотивами. Исходя
из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук
Вебер формулирует
ряд методологических
мнению опирается
1. требование устранения из научного мировоззрения представления об
объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального
знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать
свои понятия и
схемы за отражения или
ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания
принципиального различия между социальной теорией и действительностью.
2. По этому социология не должна претендовать на что- то большее, чем
выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так
называемых « научных прогнозов ». Строгое следование этим двум
правилам может
создать впечатление, что
объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного
произвола.
3. социологические теории и понятия не являются результатом
интеллектуального произвола, ибо сам интеллектуальная деятельность
подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего,
правилам формальной
логики и общечеловеческим
4. Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной
деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к
этим общечеловеческим
ценностям, которые задают
человеческому мышлению. « Отнесение к ценностям кладет предел
индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.
Главным инструментом познания у М. Вебера выступают
«идеальные типы».[5] «Идеальные типы». По Веберу, не имеют эмпирических
прообразов сами реальности и не отражают ее, а представляют собой
мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти
конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности,
считающихся исследователем наиболее типическими. « Идеальный тип, - писал
Вебер, - это «картина однородного мышления, существующая в воображении
ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее « типичных
социальных фактов».
используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с
ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты
объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных
действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими
идеальными типами, как « капитализм», « бюрократизм», « религия » и т.д.
Какую же основную задачу
считает, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что
небывало таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито,
даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и
позволяют сделать этот исторический или социальный материал более
осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
3. Теория «социального
действия» как центральная
социологии по Веберу
Макс Вебер - основоположник «понимающей» социологии и теории
социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к
исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской
социологии является обоснование возможности рационального максимального
поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта
мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических
школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский
ренессанс»[7].
связаны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания
прошлого века – позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.
Особо отмечается влияние
всего воззрений одного из ее основоположников Г. Риккерта, согласно которым
взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения
субъекта к ценности. Как и Риккерт, Вебер разграничивает отношение к
ценности и оценку, из чего следует, что наука должна быть свободна от
оценочных суждений субъективного толка. Но это не означает, что ученый
должен отказаться от собственных пристрастий; просто они не должны
вторгаться в научные разработки. В отличие от Риккерта, рассматривающего
ценности и их иерархию как нечто надысторическое, Вебер полагает, что
ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей общую
линию прогресса человеческой цивилизации. Иными словами, ценности, по
Веберу, выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны,
относительны. Они в концепции Вебера своеобразно преломляются в категориях
идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии
социальных наук и используются как инструмент понимания явлений
человеческого общества, поведения его членов. Идеальный тип – это «интерес
эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Таким образом,
идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется
как теоретическая схема. В этом смысле Вебер называет идеальный тип
«утопией». Чем резче и
однозначные сконструированы
следовательно, в этом смысле более чужды миру, тем лучше они выполняют своё
назначение – как в терминологическом и классификационном, так и в
эвристическом отношении.[8]
Итак, по Веберу, социолог «должен соотнести анализируемый
материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из
того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования».
Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать
осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать
недействительное – извлекаемые из эмпирической реальности идеально –
типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих
общественных явлений. При этом Вебер рассматривает идеальный тип не как
цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила
событий».[9]
Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет:
. во-первых, сконструировать
явление или человеческое
оно имело место в идеальных условиях;
. во-вторых, рассмотреть
это явление или действие
Информация о работе Роль и значение М. Вебера в развитии социологии