Роль потребительской кооперации в социальном развитии села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Потребительская кооперация, осуществляя экономические функции, выполняет социальную миссию . в развитии села . Традиционно обслуживая население, потребительская кооперация ставила в качестве задачи и необходимого условия для осуществления социальной роли получение прибыли. В этом состоит один из важнейших отличительных признаков потребительского кооператива от акционерных обществ и других коммерческих структур, преследующих цель - получение прибыли.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3 1..Социально экономическая роль потребительской кооперации в развитии села ……………………………………………………………………………….5
2. Организационно экономическая характеристика Красночетайского райпо. …………………………………………………………………………….7
3 Оценка видов деятельности потребительского общества
4.Пути усиления роли потребителськой кооперации в социальном развитии села ……………………………………………………………………………26
Заключение ………………………………………………………………...…29
Список использованной литературы ………………………………....…….31

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления реализации социальной миссии потребительской кооперации.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

 

На основании проведенных расчетов показателей в таблице № 1, можно сделать следующие выводы:

-В отчетном году  выручка от реализации товаров увеличилась на 3828 тыс. руб. или на, что было достигнуто в основном за счет роста цен.

-Себестоимость реализованных товаров увеличилась на 4872 тыс. руб.,

-Произошло увеличение валовой прибыли на 4356 , и коммерческих расходов на 2924

-Финансовым результатом  в торговой деятельности райпо является убыток в сумме 237,0 тыс. руб.

В сравнении с прошлым  годом в Красночетайском райпо вошло взону убытков, когда расходы превысили расходы.

Таблица 2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Новоусманского райпо за 2010-2011гг

Показатели

Ед. изм.

2009 год

2008 год

Отклонение (+;-)

Динамика%

Выручка от реализации товаров

Тыс. руб.

123938

150289

+26351

121,3

Расходы на продажу

Тыс. руб

23779

31089

+7310

130,7

Чистая прибыль

Тыс. руб

632

395

-237

62,5

Основные средства

Тыс. руб

17799

19421

+1622

109,1

Оборотные средства

Тыс. руб

20645

24828

+4183

120,3

Фонд оплаты труда

Тыс. руб

21632

23812

+2180

110,1

Среднесписочная численность  работников

Чел.

424

417

-7

98,3

Уровень расходов на продажу

%

19,19

20,69

+1,50

-

Рентабельность продаж

%

0,51

0,26

-0,25

-

Фондоотдача

Тыс. руб

6,96

7,74

+0,78

-

Оборачиваемость оборотных  средств

дни

60

59

-1

-

Выручка на одного работника

Тыс. руб

292,31

360,41

+68,10

123,3

Средняя зар. плата одного работника

Тыс. руб

51,0

57,10

+6,10

112,0


 

Анализируя показатели таблицы № 2 можно выделить следующие  положительные изменения в финансово-хозяйственной  деятельности Новоусманского райпо  за 2011 год в сравнении с предшествующим периодом:

1. Рост выручки составил 121,3%

2. Произошло ускорение  оборачиваемости оборотных средств на 1 день;

3. Эффективность использования  трудовых ресурсов повысилась, о  чем свидетельствует рост выручки на одного работника на 68,1 тыс. руб.

4. Прирост выручки  оказался выше прироста фонда оплаты труда, что является фактором эффективного использования средств на оплату труда

5. В отчетном периоде  было получено 7,74 руб. выручки  с каждого руб., вложенного в основные фонды, что на 78 коп. больше чем в прошлом году. Основные фонды использовались более эффективно, чем в базисном периоде.

К негативным изменениям нужно отнести снижение суммы прибыли и рентабельности продаж, а также увеличение уровня расходов на продажу на 1,5%

При сохранении этой динамики в дальнейшем организации грозит ухудшение финансового состояния и риск получения убытка.

В целом за рассматриваемый период деятельность Красночетайского райпо можно характеризовать как положительную.

Таблица 3.6. Информация о  динамике ассортимента и структуры розничного товарооборота Красночетайского райпо за 2002 - 2003 годы

Товар и товарная группа

Годы

Изменение в динамике розничного товарооборота, млн. р.

Изменение в динамике структуры товарооборота

Розничный товарооборот 2008 года в % к 2009 году

2002

2003

сумма

удельный вес

в действующей оценке

в сопоставимой оценке, сумма

в действующей оценке

в сопоставимой оценке

в действующей оценке

в сопоставимой оценке

сумма

вес

Ткани

34,2

0,3

25,6

0,2

20,4

-8,6

-13,8

-0,1

74,9

59,7

Одежда и белье

128

1

111,6

0,7

89,0

-16,4

-39,0

-0,3

87,2

69,5

Трикотаж

57,9

0,5

67,3

0,4

53,7

9,4

-4,2

-0,1

116,2

92,7

Чулочн. изделия

54,1

0,4

53,4

0,3

42,6

-0,7

-11,5

-0,1

98,7

78,7

Обувь

165

1,3

142,2

0,9

113,4

-22,8

-51,6

-0,4

86,2

68,7

Парфюмерия

54,8

0,4

53

0,3

42,3

-1,8

-12,5

-0,1

96,7

77,1

Галантерея

82,8

0,7

100

0,6

79,7

17,2

-3,1

-0,1

120,8

96,3

Ковры

25,8

0,2

17,7

0,1

14,1

-8,1

-11,7

-0,1

68,6

54,7

Посуда

63,2

0,5

76,4

0,5

60,9

13,2

-2,3

 

120,9

96,4

Электротовары

160,2

1,3

213,8

1,3

170,5

53,6

10,3

 

133,5

106,4

Канцтовары

24,2

0,2

31,4

0,2

25,0

7,2

0,8

 

129,8

103,5

Телерадиотовары

69

0,6

140,9

0,9

112,4

71,9

43,4

0,3

204,2

162,8

Игрушки

21,9

0,2

21,3

0,1

17,0

-0,6

-4,9

-0,1

97,3

77,6

Непрод. товары

941,3

7,6

1750

10,9

1395,5

808,7

454,2

3,3

185,9

148,3

Прод. товары

10239

84,8

13226

82,6

10547,0

2987,3

308,4

-2,2

129,2

103,0

Всего

12463

100

16031

100

12784,2

3568

320,8

 

128,6

102,6


 

 

Розничная реализация отдельных  видов товаров в действующих  ценах растет высокими темпами, что вызвано повышением розничных цен. В сопоставимой оценке продажа товаров (в основном непродовольственных) по сравнению с 2008 годом снизилась, в связи, с чем потери в товарообороте составили 153,6 млн. р. (13,8+38+4,2+11,5+51,6+12,5+3,1+11,7+2,3+4,9).

Неравномерность развития розничного товарооборота  в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Так, по сравнению с 2002 годом увеличилась доля только теле радиотоваров и прочих непродовольственных товаров и соответственно уменьшилась доля других товарных групп и товаров.

      Основные фонды занимают наибольший удельный вес в общей сумме  экономического потенциала Красночетайского райпо. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования зависят конечные результаты деятельности: совокупный оборот, прибыль, рентабельность, финансовое благополучие.

       Структура  и состав основных средств можно проанализировать по данным таблицы 3.

   

Виды основных средств

Стоимость основных средств  на конец года, тыс. р.

Удельный вес, %

Темп изменения по сумме, %

Отклонение по удельному  весу, (+, -)

Годы

Годы

годы

годы

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

Здания 

11164

7633

80,4

79,4

76,0

103,5

100

-4,4

-3,4

Сооружения и передаточные устройства

248

248

0,5

0,5

0,4

100

100

-0,1

-0,1

Машины и оборудование

4913

5718

8,0

8,6

11,0

149,2

132,7

+3

+2,4

Транспортные средства

3625

4629

10,0

10,4

11,5

126,0

116,4

+1,5

+1,1

Другие виды основных средств

73

343

1,1

1,2

1,1

114,5

100

-

-0,1

Итого

20023

18571

100

100

100

109,5

104,5

-

-


 

         По данным таблицы 3 можно судить  о том, как изменился состав  и структура основных средств Красночетайского  райпо. На конец 2009г. сумма основных средств составила 19607 тыс. р. Она увеличилась на 1708 тыс. р. (9,6%) по сравнению с 2000г. и на 848 тыс. р. (4,5%) по сравнению с 2008г. В составе основных фондов наблюдается увеличение по всем видам основных средств.

        Наибольший удельный вес в  общей сумме основных средств  занимают здания. На конец 2002г.  их доля составила 76%, что на 4,4% и 3,4% меньше чем в 2000 и  2001 годах соответственно. Доля машин  и оборудования, транспортных средств составляет около 11%, изменение их доли колеблется около 2%. По сооружениям и другим видам основных средств наблюдается уменьшение их доли на 0,1%, удельный вес которых в анализируемом периоде колеблется от 0,5% до 1,2%.

        Для определения эффективности использования основных фондов  применяется ряд показателей, которые представлены в таблице 4.

 

 

 

       

 

 

 

 

Показатели,  характеризующие  состояние материально-технической  базы представлены в таблице 9.

Таблица 9

Показатели, характеризующие эффективность использования материально-технической базы Цивильского райпо за 2010-2012гг.

Показатели 

Годы 

Отклонение,

(+,-)

Темп изменения, %

2010

2011

2012

2012 год

2012 год

к 2010г.

к 2011г.

к 2010г.

к 2011г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Розничная торговая сеть

- в т.ч. магазины

- их площадь, кв.м.

92

90

7568

95

90

7636

102

90

5936

10

-

-1632

7

-

-1700

110,9

100

78,4

107,4

100

77,7

2. Оборот розничной  торговли, тыс. р.

- оборот розничной  торговли на 1 магазин

- оборот розничной  торговли на 1 кв.м. торговой площади

62805

 

697,8

 

8,3

83068

 

923

 

10,9

102472

 

1138,6

 

17,3

39667

 

440,8

 

9

19404

 

215,6

 

6,4

163,2

 

163,2

 

в 2,1р.

123,4

 

123,4

 

158,7

3. Предприятия общественного  питания

- число мест

11

 

340

11

 

340

12

 

372

1

 

32

1

 

32

109,1

 

109,4

109,1

 

109,4

4. Оборот общественного  питания, тыс. р.

- оборот общественного  питания на 1 посадочное место

5581

 

16,4

7178

 

21,1

9432

 

25,4

3851

 

9

2254

 

4,3

169

 

154,9

131,4

 

120,4

5. Селькоопзаготпромторги

1

1

1

-

-

100

100

6. Общетоварные склады

3

3

3

-

-

100

100

7. Приемозаготовительные  пункты

4

4

-

-4

-4

-

-


 

       В  20ё2г. розничная торговая сеть увеличилась на 10 единиц (10,9%) и 7 единиц (7,4%) по сравнению с 2010 и 2011 годами соответственно и составила 102 единицы. Количество магазинов в анализируемом периоде осталось на прежнем уровне – 90 единиц. Таким образом увеличение розничной торговой сети произошло за счет увеличения числа палаток и киосков, что является положительным. Это связано с тем,  что открытие палаток, киосков, автомагазинов требуют  меньших вложений средств, быстрее вступают в эксплуатацию.

        В  отчетном году количество  предприятий общественного питания  увеличилось на 1 единицу, с одновременным  увеличением числа мест на 32. Это  связано с открытием ресторана.

       Несмотря  на то, что количество магазинов осталось на прежнем уровне, произошло увеличение оборота розничной торговли на 1 магазин на 440,8 тыс. р. (63,2%) и 215,6 тыс. р. (23,4%) по сравнению с 2010 и 2011 годами  соответственно. Это связано с ростом оборота розничной торговли в анализируемом периоде. Также в 2012г.  произошло увеличение оборота розничной торговли на 1 кв. м.  на 9 тыс. р. и 6,4 тыс. р. по сравнению с 2010 и 2011 годами. Оборот общественного питания на 1 посадочное место в 2012г. составил 25,4 тыс. р., против 21,1 тыс. р. в 2011г. и 16,4 тыс. р. в 2010г. Это свидетельствует об эффективном использовании материально-технической базы торговли и общественного питания. 

        Количество селькоопзаготпромторгов   и общетоварных складов в анализируемом  периоде не изменилось, число которых составило 1 и 3 единицы соответственно. 

 

4. Пути Усиления роли Потребительской кооперации в социальном развитии села

 

XXI век называют веком глобализации мировой экономики

22 августа 2012 года Россия стала членом ВТО. Правительство предусмотрело  для аграрного сектора в условиях вступления в ВТО сохранение мер господдержки. Ее  должны получить  не только сельхозпроизводители, но и личные подворные хозяйства. Также  Центросоюзом России проделана серьезная работа по отстаиванию интересов потребкооперации на федеральном уровне. В частности, для организаций потребительской кооперации сохранена возможность применения режима налогообложения в виде ЕНВД. Что должно дасть возможность Красночетайскому райпо направлять средства на социальное развитие села, не сворачивая свою деятельность в труднодоступных, малонаселенных пунктах.

 Основными  целями Райпо в деле  Усиления роли Потребительской кооперации в социальном развитии села должно стать

Создание  благоприятных социально-экономических условий для производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;

Информация о работе Роль потребительской кооперации в социальном развитии села