Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:00, реферат
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Введение. ……………………………………………………3
2. Семейные взаимоотношения. ……………………………..7
1. Типы семейных взаимоотношений. …………………7
2. Семейное воспитание в становлении самооценки. … 10
3. Переходный возраст. Проблемы, им обусловленные. 16
4. Семейное воспитание подростков. ………………….18
5. Конфликты в семье. ………………………………..…21
3. Выводы.……………………………………………………...25
4. Литература.………………………………………………….26
Реферат
Роль семьи в становлении личности
2013
План:
1. Введение. ……………………………………………………3
2. Семейные взаимоотношения. ……………………………..7
1. Типы семейных взаимоотношений. …………………7
2. Семейное воспитание в
3. Переходный возраст. Проблемы, им обусловленные. 16
4. Семейное воспитание подростков. ………………….18
5. Конфликты в семье. ………………………………..…21
3. Выводы.……………………………………………………...
4. Литература.…………………………………………………
1. Введение.
Традиционно главным
ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем,
что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы
личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность
ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье
людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к
ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с
тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании
основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто
вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих
детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности;
несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того
не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как
сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму
отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие
воспитательное значение.
Главное
в воспитании маленького челове
нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не
стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте,
оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно,
чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы
он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш
ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что
лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все
воспитание может пойти насмарку.)
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию
детей.
Задачи родителей:
1. Найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на
компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были
удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно
должен помнить о позиции второго.
2. Сделать так,
чтобы ребенок не видел
т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между
родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой
учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не
собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В
общении вырабатываются
1. Принятие ребенка,
т.е. ребенок принимается
2. Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы,
принимает его позицию.
3. Конгруэнтность.
Предполагает адекватное
человека к происходящему.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он
некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким,
какой он есть (безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда
ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но
если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы
отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные
трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной
безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная
любовь)
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и
может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и
в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы
и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто
подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и
замкнута. Ребенок раздражает ее.)
2. Семейные взаимоотношения.
2.1. Типы семейных взаимоотношений.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда
осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей
воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное
применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя
допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в
семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и
предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека,
«невмешательство» и сотрудничество.
Диктат
в семье проявляется в
семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему
ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в
которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные
решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия
приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает
на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом,
вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если
сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного
достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка,
систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему
относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители,
обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка,
ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на
себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В
центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема –
удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.
Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к
столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети
оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным
психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее
число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы
не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской
опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то
опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом
совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или
иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более
общих проблем семьи.
Система межличностных
возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от
детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом
предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни
тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще
всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как
воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает
опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и
задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными
ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический
индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является
сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого
уровня развития – коллективом.
2.2. Семейное воспитание в становлении самооценки.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного
воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль
«согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль
«подавления».
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если
оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
Было
прослежено развитие
особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе
воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают
уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют
хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками;
наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным
представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но
требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда –
при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных
достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное
поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в
семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним
завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям
родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают
комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это
происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения
дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка