Роль семьи в становлении личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Содержание

Введение. ……………………………………………………3
2. Семейные взаимоотношения. ……………………………..7
1. Типы семейных взаимоотношений. …………………7
2. Семейное воспитание в становлении самооценки. … 10
3. Переходный возраст. Проблемы, им обусловленные. 16
4. Семейное воспитание подростков. ………………….18
5. Конфликты в семье. ………………………………..…21
3. Выводы.……………………………………………………...25
4. Литература.………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

семья и личность.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

                        ( предоставление самостоятельности  )

 

          устранившийся                                         либеральный

          безразличный                                помогающий

 

           Враждебность                                               Любовь

 

      требовательный,                             покровительствующий,

            нетерпимый,                          чрезмерно оберегающий

      суровый, властный

 

                                                  Контроль

 

 

 

 2.5. Конфликты в семье.

 

      Конфликты  возникают  при   отношении  родителей  к   подростку  как   к

маленькому  ребенку и при  непоследовательности  требований,  когда  от  него

ожидается то  детское  послушание,  то  взрослая  самостоятельность.   Часто

источником  конфликта  становится  внешний  вид  подростка.   Родителей   не

устраивает  ни мода, ни цены на вещи, так нужные  их  ребенку.  А  подросток,

считая  себя  уникальной  личностью,  в  то  же  время  стремится  ничем  не

отличаться  от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может  стать

вопрос: до которого  часа  подросток  может  гулять  вечером?  Или  родители

считают, что  девочке рано встречаться с мальчиком  и  т.д.  легкая ранимость

этого «взрослого»  ребенка требует от родителей  терпеливого  разъяснения.  Но

ни в коем случае нравоучений и  нотаций!  Подросток  хочет,  чтобы  взрослые

считались с  его мнением,  уважали  его  взгляды.  Отношение  к  себе  как  к

маленькому  обидит подростка. Вот почему  недопустимы  со  стороны  родителей

мелочная опека, излишний контроль.  Слова  убеждения,  совета  или  просьбы,

которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

 

Существует 4 способа  поддержки конфликтных ситуаций:

 

1. Уход от  проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой  ценой  (для  взрослого  отношения   с  ребенком  дороже  всего).

   Закрывая  глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку,

   а наоборот  – поощряет отрицательные формы  поведения ребенка.

3. Победа  любой   ценой  (взрослый  стремиться  выиграть,  пытаясь  подавить

   ненужные  формы поведения ребенка. Если  он проигрывает в одном,  то  будет

   стремиться  выиграть в другом. Эта ситуация  бесконечна.)

4.  Продуктивный  (компромиссный   вариант).   Этот   вариант   предполагает

   частичную  победу и в одном и в другом  лагере. К этому  обязательно   нужно

   идти  вместе, т.е. это должно стать  результатом совместного решения.

 

    В   подростковом  возрасте  очень   важно   интимно-личностное   общение.

Доверие, уважение, понимание, любовь  –  то,  что  должно  присутствовать  в

отношениях  с родителями

    Для  достижения воспитательных  целей   в  семье  родители  обращаются  к

разнообразным  средствам  воздействия:  поощряют   и   наказывают   ребенка,

стремятся  стать  для  него  образцом.  В  результате  разумного  применения

поощрений  развитие  детей  как  личности  можно  ускорить,  сделать   более

успешным, чем  при использовании запретов и  наказаний. Если все же  возникает

нужда в наказаниях, то для усиления  воспитательного  эффекта  наказания  по

возможности   должны   следовать   непосредственно   за   заслуживающим   их

проступком. Наказание  должно  быть  справедливым,  но  не  жестоким.  Очень

суровое  наказание  может  вызвать  у  ребенка  страх   или   озлобленность.

Наказание более  эффективно в том  случае,  если  проступок,  за  который  он

наказан, разумно  ему объяснен.  Любое  физическое  воздействие  формирует  у

ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой,  когда его что-то

не устроит.

      С появлением второго ребенка   привилегии  старшего  брата   или  сестры

обычно  ограничиваются.  Старший  ребенок  теперь  вынужден,  причем   часто

безуспешно, вновь  завоевывать  родительское  внимание,  которое  в  большей

степени обычно обращено на младших детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выводы.

 

   Таким  образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и  свести  к

минимуму отрицательное  влияние  семьи  на  воспитание  ребенка   необходимо

помнить  внутрисемейные  психологические  факторы,  имеющие   воспитательное

значение:

 

V Принимать  активное участие в жизни семьи;

V Всегда находить  время, чтобы поговорить с ребенком;

V Интересоваться  проблемами ребенка, вникать во  все возникающие в его жизни

   сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

V  Не  оказывать   на  ребенка  никакого  нажима,  помогая  ему  тем   самым

   самостоятельно  принимать решения;

V Иметь представление  о различных этапах в жизни  ребенка;

V Уважать право  ребенка на собственное мнение;

V Уметь сдерживать  собственнические инстинкты и  относиться к ребенку как   к

   равноправному   партнеру,  который  просто  пока  что   обладает   меньшим

   жизненным  опытом;

V С уважением  относиться к стремлению всех  остальных  членов  семьи   делать

   карьеру  и самосовершенствоваться.

 

 

 

 

4.Список литературы

  1. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996 г.
  2. М. Хонекер «Семья как фактор формирования личности подростка». М., 1979 г.
  3. И.С. Кон «Ребёнок и общество». М., 1988 г.
  4. Н.А. Добролюбов «О значении авторитета в воспитании» Политлитература 1982 г.
  5. В.Н. Столетов «О целях и задачах воспитания».
  6. Крайг Г. Психология развития. – СПб., изд. Питер, - 2000, - 992 с.

 

  1. Мухаммедрахимов  Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., изд. СПб Университета, - 2001, - 360 с.

 

  1. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. -  М., изд. Семья и школа, - 2000. - 254 с.
  2. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А. - М., изд.Просвещение, - 1989. - 206 с.

 

  1. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., изд. Прайм-Еврознак, - 2002. - 865 с.



Информация о работе Роль семьи в становлении личности