Роль стереотипов в познании другого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

В концепции У. У. Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, «поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива», а возможности личного опыта ограничены. Пробелы в знаниях, полученных в личном опыте, человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры; но и этот вид знаний также не совершенен — он часто дает искаженное представление о мире.

Содержание

1.Введение
2.Понятие стереотипа
3. Формирование стереотипов.
4. Стереотип в психологии
5. Роль и значение стереотипизации в восприятии человека человеком.
6. Психологические факторы, способствующие изменению стереотипов
7. Заключения
8. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

роль стереотипов.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский Государственный  университет 

сервиса и  экономики

Институт  социологии и управления социальными  процессами

 

 

Контрольная работа по дисциплине

Практическая  психология и психодиагностика

Тема: «Роль стереотипов в познании другого человека»

 

 

 

                                                       Выполнила: студентка 3 курса

                                                                 Заочного отделения группы №3505

                                                                     Виноградова Татьяна Александровна

                                               Проверил(а): Марихин С.В.            

 

 

 

 

 

 

 

СПБ 2012

Содержание

1.Введение

2.Понятие стереотипа

3. Формирование стереотипов.

4. Стереотип в психологии

5. Роль и значение стереотипизации в восприятии человека человеком.

6. Психологические факторы, способствующие изменению стереотипов

7. Заключения

8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Одним из центральных факторов, обусловливающих высокую продуктивность общения, является способность человека адекватно отражать личностные и  индивидуальные особенности окружающих людей. С целью выявления некоторых условий совершенствования познания людьми друг друга, мы предпринимаем попытку обобщить и систематизировать исследования, посвященные изучению социальных стереотипов, так как считаем, что накопленный в данной области богатый эмпирический материал не упорядочен; нет единства взглядов в отношении закономерностей и механизмов функционирования стереотипов.

По мнению большинства  авторов, одним из толчков к разработке проблемы межличностного восприятия явилась  книга известного американского  публициста и социолога У. У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. и по сей день привлекающая внимание специалистов различных профилей: психологов, социологов, педагогов и т. д. Детальный критический анализ взглядов У. У. Липпмана дан в работах П.Н. Шихирева. Мы коснемся лишь тех положений У. У. Липпмана, которые имеют отношение к объяснению ошибок, возникающих в результате «стереотипного» восприятия действительности.

В концепции У. У. Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, «поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива», а возможности личного опыта ограничены. Пробелы в знаниях, полученных в личном опыте, человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры; но и этот вид знаний также не совершенен — он часто дает искаженное представление о мире. (О причинах неадекватности знаний, «стереотипизированных нашей культурой».) Несмотря на это, такие представления имеют большую устойчивость и используются людьми в качестве «кодов» (критериев оценки) явлений, фактов и событий окружающей действительности. Такие ригидные коды-знания, усваиваемые в готовом виде, У. У. Липпман назвал «стереотипами».

 

2.СТЕРЕОТИП (STEREOTYPES) - это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу.

В научный обиход понятие  «социальный стереотип» было введено  Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию: во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, таким образом они защищают групповые ценности и свои права. Это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и  тех же стереотипов у разных поколений  людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.

Интересный аспект воздействия  стереотипов на межличностное и  групповое общение затрагивает  Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.

1.        Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны).

2.        Стереотипы  влияют на способ прохождения  информации, ее отбора (например, об  ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная).

3.        Стереотипы  вызывают ожидания определенного  поведения от других,  индивиды  невольно пытаются подтвердить  эти ожидания.

4.        Стереотипы  рождают предсказания, склонные  подтверждаться (поскольку люди  невольно «отбирают» модели поведения  других людей, согласные со  стереотипами).

Стереотипизация – это приписывание познаваемой личности набора качеств на основе отнесения ее к определенному классу, это использование в восприятии человека человеком стереотипов.

 Стереотипы – обобщенный  и устойчивый образ целого  класса людей, основанный на  общественном или личном опыте.

В процессе восприятия человека человеком происходит своеобразная “персонификация стереотипа”: стереотип  существует и функционирует как  обобщенный (схематизированный и  упрощенный) образ единичного представителя  данного класса.

Основные виды стереотипов (2 группы):

1. Социальные стереотипы, характеризующие людей как членов  определенных социальных групп.

Разновидности: национальные, возрастные, этнические, ролевые, половые, статусные, профессиональные и другие стереотипы.

2. Оценочные стереотипы, характеризующие людей на основе  анализа их внешности:

 Антропологические (на  этой основе приписывают ему  свои стереотипные представления  об этой категории людей).

Пример: Аккуратный строгий  костюм → учительница → умная, честная, требовательная, справедливая.

 Эмоционально-эстетические (красивый – некрасивый). Основаны на оценке внешности, ее соответствия эталонам красоты и экспрессии внешнего облика).

Эмоционально-интегративные – оценивается личность в целом.

Эмоционально-аналитические  – оценивается отдельный элемент  внешности (улыбка).

Суть: Внешне привлекательным  людям приписывается больше положительных качеств и наоборот.

Пример: Эмоционально-интегративный  тип опирается на оценку внешнего облика в целом (Ужасна – ни уму, ни сердцу – алкоголик и того хуже); эмоционально-аналитический связывает с оценкой губ, глаз, прически и т.п. (умный сосредоточенный взгляд ==> строгий, внимательный, упорный, трудолюбивый человек).

Основные характеристики стереотипов.

Все стереотипы характеризуются  высокой устойчивостью – ригидностью.

Стереотип продолжает действовать  даже тогда, когда доказана его несостоятельность.

Пример: все чиновники  – взяточники. Иванов – чиновник, взятки не берет ==> мало дают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование стереотипов.

Стереотипы эффективно управляют  всем процессом восприятия информации.

 Процесс восприятия - это всего-навсего механическая  подгонка еще неизвестного явления  под устойчивую общую формулу  (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует  сообщение, т.е. особым образом  “подводит” информацию под стереотип,  всеобщее мнение. Человек должен  воспринимать сообщение без усилий  и безоговорочно, без внутренней  борьбы и критического анализа.

 Стереотипы формируются  под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки  и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно,  при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует “оптимизм до последнего”.

 Большинство исследователей  указывают на связь стереотипов  с гигантским влиянием СМИ,  формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее  поступки “героев”, созданных прессой,  радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом  становится человек, ориентированный  на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

 СМИ приучают человека  мыслить стереотипами и снижают  интеллектуальный уровень сообщений  так, что превратились в инструмент  оглупления. Этому послужил главный  метод закрепления нужных стереотипов  в сознании - повторение.

 Еще одним методом  СМИ является мифотворчество (греч. mythos-предание,сказание)* -  в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.

 “Событие, истинность  которого субъекты общения не  имели желания или возможности  проверить, кажется им правдоподобным  на основе их модели мира, представленной  в действительности.”

 Истинные же факты  зачастую воспринимаются людьми  как небылицы. Именно так воспринимались  рассказы афганцев о том, что  они участвовали в настоящей  войне, поскольку пропагандой  в массовом сознании был “закреплен”  миф об ограниченном введении  советских войск  в Афганистан.  

 Наверное, было бы гуманнее  отказаться от мифотворчества, поскольку  человек испытывает большую психологическую  драму именно тогда, когда рушатся  его  иллюзии, а не когда  он испытывает реальные трудности.  В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие,определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение. Если раньше свободу печати ограничивало государство, то теперь тенденции к монополизации определенными частными компаниями серьезно ограничивают свободу выбора информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стереотип в психологии

Понятие «стереотип» впервые  введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта. Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта. Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение».

 

Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.

 В начальном периоде  исследования вслед за У. Липпманом проблемы стереотипа рассматривались как ложные, алогичные и несовершенные образования или предвзятые мнения: «картинки в голове», «эмоциональный символ», «фиксированный образ». Позднее стереотипизация стала рассматриваться как необходимый и важнейший когнитивный процесс, опосредующий поведение человека, помогающий его ориентации. Стереотип стали считать атрибутом реальной человеческой психики, а «стереотипизированные» понятия, оценки, категории — как закрепленные в общественном сознании «сгустки» общественного опыта, как повторяющиеся свойства и явления. «Большинство исследователей едины во мнении, что стереотипы можно «навязывать» через средства массовой информации. При этом формирование стереотипа проходит три этапа, в результате чего сложный объект сводится к схеме и хорошо известным признакам. В книге «Средство для миллионов» Р. О'Хара называет эти три этапа: первый — «выравнивание» (leveling), второй — «усиление» (sparpening), третий — «ассимиляция» (assimilation). Вначале сложный дифференцированный объект сводится к нескольким готовым, хорошо известным формам (признакам), а затем выделенным характеристикам объекта придается особая значимость в сравнении с той, которую они имели, будучи составными элементами целого. Наконец, выбираются «выравненные» и «усиленные» черты объекта для построения образа, близкого и значимого для данного индивида. Человек, привыкший к ситуации, реагирует автоматически.

 В начале 60-х годов  в контексте новой исследовательской  волны формируются новые проблемы  изучения стереотипа. Изучается  влияние индивидуально-психологических  особенностей, личных характеристик на механизмы стереотипизации; анализируются основные структурно-динамические особенности стереотипов социальных объектов и ситуаций; способы формирования стереотипов.

Информация о работе Роль стереотипов в познании другого человека