Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:56, контрольная работа
В концепции У. У. Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, «поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива», а возможности личного опыта ограничены. Пробелы в знаниях, полученных в личном опыте, человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры; но и этот вид знаний также не совершенен — он часто дает искаженное представление о мире.
1.Введение
2.Понятие стереотипа
3. Формирование стереотипов.
4. Стереотип в психологии
5. Роль и значение стереотипизации в восприятии человека человеком.
6. Психологические факторы, способствующие изменению стереотипов
7. Заключения
8. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский
сервиса и экономики
Институт социологии и управления социальными процессами
Контрольная работа по дисциплине
Практическая психология и психодиагностика
Тема: «Роль стереотипов в познании другого человека»
СПБ 2012
Содержание
1.Введение
2.Понятие стереотипа
3. Формирование стереотипов.
4. Стереотип в психологии
5. Роль и значение стереотипизации в восприятии человека человеком.
6. Психологические факторы, способствующие изменению стереотипов
7. Заключения
8. Список литературы
1. Введение
Одним из центральных факторов,
обусловливающих высокую
По мнению большинства авторов, одним из толчков к разработке проблемы межличностного восприятия явилась книга известного американского публициста и социолога У. У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. и по сей день привлекающая внимание специалистов различных профилей: психологов, социологов, педагогов и т. д. Детальный критический анализ взглядов У. У. Липпмана дан в работах П.Н. Шихирева. Мы коснемся лишь тех положений У. У. Липпмана, которые имеют отношение к объяснению ошибок, возникающих в результате «стереотипного» восприятия действительности.
В концепции У. У. Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, «поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива», а возможности личного опыта ограничены. Пробелы в знаниях, полученных в личном опыте, человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры; но и этот вид знаний также не совершенен — он часто дает искаженное представление о мире. (О причинах неадекватности знаний, «стереотипизированных нашей культурой».) Несмотря на это, такие представления имеют большую устойчивость и используются людьми в качестве «кодов» (критериев оценки) явлений, фактов и событий окружающей действительности. Такие ригидные коды-знания, усваиваемые в готовом виде, У. У. Липпман назвал «стереотипами».
2.СТЕРЕОТИП (STEREOTYPES) - это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу.
В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию: во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, таким образом они защищают групповые ценности и свои права. Это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.
Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.
Интересный аспект воздействия стереотипов на межличностное и групповое общение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.
1. Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны).
2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная).
3. Стереотипы
вызывают ожидания
4. Стереотипы
рождают предсказания, склонные
подтверждаться (поскольку люди
невольно «отбирают» модели
Стереотипизация – это приписывание познаваемой личности набора качеств на основе отнесения ее к определенному классу, это использование в восприятии человека человеком стереотипов.
Стереотипы – обобщенный и устойчивый образ целого класса людей, основанный на общественном или личном опыте.
В процессе восприятия человека человеком происходит своеобразная “персонификация стереотипа”: стереотип существует и функционирует как обобщенный (схематизированный и упрощенный) образ единичного представителя данного класса.
Основные виды стереотипов (2 группы):
1. Социальные стереотипы,
характеризующие людей как
Разновидности: национальные, возрастные, этнические, ролевые, половые, статусные, профессиональные и другие стереотипы.
2. Оценочные стереотипы,
характеризующие людей на
Антропологические (на
этой основе приписывают ему
свои стереотипные
Пример: Аккуратный строгий костюм → учительница → умная, честная, требовательная, справедливая.
Эмоционально-эстетические (красивый – некрасивый). Основаны на оценке внешности, ее соответствия эталонам красоты и экспрессии внешнего облика).
Эмоционально-интегративные – оценивается личность в целом.
Эмоционально-аналитические
– оценивается отдельный
Суть: Внешне привлекательным людям приписывается больше положительных качеств и наоборот.
Пример: Эмоционально-интегративный тип опирается на оценку внешнего облика в целом (Ужасна – ни уму, ни сердцу – алкоголик и того хуже); эмоционально-аналитический связывает с оценкой губ, глаз, прически и т.п. (умный сосредоточенный взгляд ==> строгий, внимательный, упорный, трудолюбивый человек).
Основные характеристики стереотипов.
Все стереотипы характеризуются
высокой устойчивостью –
Стереотип продолжает действовать даже тогда, когда доказана его несостоятельность.
Пример: все чиновники – взяточники. Иванов – чиновник, взятки не берет ==> мало дают.
3. Формирование стереотипов.
Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.
Процесс восприятия -
это всего-навсего
Стереотипы формируются
под воздействием двух
Большинство исследователей
указывают на связь
СМИ приучают человека
мыслить стереотипами и
Еще одним методом СМИ является мифотворчество (греч. mythos-предание,сказание)* - в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.
“Событие, истинность
которого субъекты общения не
имели желания или возможности
проверить, кажется им
Истинные же факты
зачастую воспринимаются
Наверное, было бы гуманнее
отказаться от мифотворчества, поскольку
человек испытывает большую
4. Стереотип в психологии
Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта. Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта. Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение».
Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.
В начальном периоде
исследования вслед за У.
В начале 60-х годов
в контексте новой
Информация о работе Роль стереотипов в познании другого человека