Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:56, контрольная работа
В концепции У. У. Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, «поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива», а возможности личного опыта ограничены. Пробелы в знаниях, полученных в личном опыте, человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры; но и этот вид знаний также не совершенен — он часто дает искаженное представление о мире.
1.Введение
2.Понятие стереотипа
3. Формирование стереотипов.
4. Стереотип в психологии
5. Роль и значение стереотипизации в восприятии человека человеком.
6. Психологические факторы, способствующие изменению стереотипов
7. Заключения
8. Список литературы
У исследователей нет
однозначного взгляда на
Одной из главных
сторон изучения стереотипа
Новая эпоха принесла
нигилистическое понимание
Результаты опросов,
проведенных социологическими
В сознании жителей
нашей страны сохранилась как
стереотип «философия надежды»,
ориентация на идеальные
У американцев существуют
свои стереотипы. Люди в США
воспитываются так, что они
не верят в безвыходность
Несмотря на «живучесть»,
стереотип не вечен. Он
Рассматривая социальные функции стереотипа, Д. Теджфел отмечает ряд моментов.
1. Люди с легкостью проявляют готовность давать обширным человеческим группам (или социальным категориям) недифференцированные, грубые и пристрастные оценки.
2. Эти характеристики
отличаются стабильностью в
3. Социальные стереотипы изменяются в зависимости от социальных, политических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.
4. Социальный стереотип становится более отчетливым и враждебным, когда возникает враждебность между группами.
5. Социальные стереотипы
устанавливаются очень рано и
используются детьми задолго
до возникновения ясных
Стереотип рассматривается
как механизм взаимодействия, простейшая
форма коммуникации, результат взаимного
тяготения и культурного
5.Роль и значение стереотипизации в восприятии человека человеком.
Стереотипизация ==> упрощение процесса познания другого человека, снижена точность образа другого, замена его готовым штампом.
Стереотипизация может оказывать влияние на отношение к партнеру по общению: несоответствие познаваемого объекта (его поведения, внешнего облика, личностных качеств) содержанию используемого стереотипа вызывает у субъекта познания неприятные эмоциональные переживания, раздражение (по механизму когнитивного диссонанса), которое переносится на отношение к познаваемому объекту, обуславливая неприязнь, антипатию (дворничиха, а вырядилась, как актриса … академик, позволяет себе откровенную ложь …).
Однако избежать использования
стереотипов нельзя. Это механизм
восприятия, который облегчает понимание
людей в условиях дефицита общения.
К стереотипам следует
Пример: Вероятно, он жулик.
Таким образом, в результате восприятия человека человеком формируется более или менее точное представление о партнере, обусловливающее возникновение к нему определенного эмоционального отношения (нравится, симпатичен и т.п.), для обозначения которого в социальной психологии используют специальный термин – аттракция.
Аттракция (в переводе с английского «привлечение, притяжение») используется в психологии для обозначения положительного эмоционального отношения к партнеру по общению: от симпатии до любви.
Значение: конечный продукт межличностного восприятия (симпатичен или нет).
Фактор, влияющий на точность восприятия (фильтр в оценивании: более высоко оцениваем тех, кто нам симпатичен): люди, вовлеченные в эмоциональные отношения оценивают друг друга более высоко, чем посторонние или даже близко знакомые, но не испытывающие взаимной симпатии индивиды. Высокий уровень аттракции между партнерами способствует большей точности межличностного восприятия.
Эмоциональный регулятор межличностных отношений (с положительным – углубить, с отрицательным – порвать ==> увеличение числа альтруистических поступков: чаще приходим на помощь тому, к кому испытываем аттракцию).
6.Психологические факторы, способствующие изменению стереотипов
Говоря о психологических факторах, способствующих изменению стереотипов, можно выделить следующие:
1) общение и совместная
деятельность с объектом
2) объединение людей во имя общезначимой цели;
3) увеличение знаний об объекте общения,
4) некоторые факторы групповой динамики, являющиеся результатом межнационального группового взаимодействия;
5) определенные личностные черты;
6) сильные эмоциональные впечатления
Вместе с тем установлено, что дефицит общения, такие черты личности, как авторитаризм и замкнутость, состояние фрустрации, определенный стиль познания людей, характеризующийся некритичностью, способствуют косности стереотипов.
Как подчеркивалось выше, основным
недостатком большинства
Одной из основных причин низкого
качества познания людей многие авторы
считают такую особенность
7.Заключение
Итак, подведем итог. В процессе
познания люди, обычно не осознавая
этого, пользуются заимствованными
у общества стереотипными представлениями
о личностных свойствах людей. Такие
представления по целому ряду причин
часто оказываются
8.Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 480 с.
2. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970. 135 с.
3. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 271 с.
4. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. 230 с.
5. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии // Вопр. психол. 1984. № 1. С. 147—152.
6. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Эвристическая роль знаков. М., 1974. 215 с.
7. Матюшкин А. М. Психологическая структура и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 5—17.
8. Рождественская Н. А. О проблеме оценочных эталонов и стереотипов и их формировании: Дипломная работа. М., 1981. 68 с.
9. Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М., 1975. 320 с.
10. Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л., 1979. 288 с.
Информация о работе Роль стереотипов в познании другого человека